Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
<_____>
<_____>
<_____>
рассмотрев направленное Заказчиком - МКУ "Управление муниципального хозяйства" (ИНН: 8904036823) обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 0190300010822000443 от 02.09.2022 на выполнение работ по монтажу систем (средств, установок) обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений для обеспечения муниципальных нужд, цена контракта - 3 319 041,50 рублей, (извещение N 0190300010822000443), с ООО "МСП БИЗНЕС МИР" (ИНН 6673247490) (далее - Подрядчик), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России было направлено обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, (исх. N89-176-0231/01-08/514 от 14.02.2023), (далее - Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта) следует, что между муниципальным казённым учреждением "Управление муниципального хозяйства" (далее - Заказчик) и ООО "МСП БИЗНЕС МИР" (далее - Подрядчик) заключен муниципальный контракт от 02.09.2022 N 0190300010822000443 на выполнение работ по монтажу систем (средств, установок) обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений для обеспечения муниципальных нужд (далее - Контракт). Данный Контракт направлен на достижение целей приведения объектов дошкольного образования в соответствие с требованиями пожарной безопасности.
Цена контракта составляет 3 319 041 (три миллиона триста девятнадцать тысяч сорок один) рубль 50 копеек, НДС не облагается.
Условиями МК предусмотрено выполнение работ в срок до 02.12.2022.
Неоднократным осмотром объекта в присутствии представителей Заказчика, Департамента образования и представителей Учреждения (акты осмотра от 09.11.2022, 21.11.2022, 02.12.2022, 14.02.2022, 03.02.2023) установлено, что к работам по монтажу Подрядчик не приступил, оборудование и материалы, необходимые для выполнения работ, на объект не поставлены.
Заказчик неоднократно уведомлен Подрядчиком о переносе начала работ в связи с различными обстоятельствами, а также о твёрдом намерении исполнять условия Контракта.
Тем не менее, к выполнению работ, направленных пожарной безопасности на объектах образования, Подрядчик так и не преступил. Ввиду того, что на вышеуказанном объекте образования выявлены нарушения требований Контракта, Заказчиком сделан вывод о том, что в нарушение п. 4.1. Подрядчиком условия Контракта в полном объёме и надлежащим образом не выполнены, цели, предусмотренные Контрактом, не достигнуты.
Заказчик, планируя свою закупочную деятельность, рассчитывал на его качественное исполнение в установленные сроки. Однако, действия Подрядчика по неисполнению (несвоевременному исполнению) обязательства по контракту не привело к достижению Заказчика целей осуществления закупки и эффективного использования бюджетных средств.
В соответствии со ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и односторонний отказ от их исполнения не допускается, исключением случаев, предусмотренных законом.
В связи с ненадлежащим исполнением Подрядчиком своих обязательств Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное пунктом 3.3 Контракта, п. 3 ст. 715 ГК РФ, п. 2 ст. 405 частью 9 ст. 95 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ, принимает решение о расторжении контракта от 02.09.2022 N 0190300010822000443 в одностороннем порядке.
Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта подлежит отмене, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Подрядчика о принятом решении будет устранено нарушение условий Кон тракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Подрядчик на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 02.03.2023 NАД/631 направленное на указанный в контракте адрес электронной почты, представил объяснение по факту одностороннего расторжения контракта в котором сообщил, что между Обществом с ограниченной ответственностью "МСП БИЗНЕС МИР", в лице генерального директора Кириллова Валерия Назаровича (далее-Подрядчик) и Муниципальное казенное учреждение "Управление муниципального хозяйства", именуемое в дальнейшем "Заказчик", в лице заместителя начальника Гавриянова Ивана Анатольевича, действующего на основании доверенности N85 от 28.07.2022 г. (далее -Заказчик) заключен муниципальный контракт N0190300010822000443 от 02.09.2022 года на выполнение работ по монтажу автоматической пожарной сигнализации, аварийного освещения и оповещения людей при пожаре на объекте МАДОУ "ДС "Журавушка", расположенный по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, город Новый Уренгой, проспект Ленинградский, дом 8 В., выполнять согласно рабочей документации 3743000-АПС.СОУЭ "Автоматическая пожарная сигнализация, аварийное освещение и оповещение людей при пожаре".
Согласно п. 4.1. Контракта, работа выполняется в сроки, указанные в Контракте.
Начало выполнения работ - с даты заключения Контракта.
Окончание выполнения работ - "02" декабря 2022 г.
Согласно п. 13.1. контракта, настоящий Контракт вступает в силу с момента его подписания обеими Сторонами и действует по "31" декабря 2022 г. Окончание срока действия Контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств Сторон по Контракту, в том числе гарантийных обязательств Подрядчика.
14.02.2023 года Подрядчиком получено Решение от 14.02.2023 года об одностороннем отказе от исполнения контракта N0190300010822000443 от 02.09.2022 года по причине нарушения подрядчиком положения п. 4.1. контракта, нарушение срока исполнения контракта, Подрядчик не приступил к выполнению контракта. Заказчик приложил Уведомление о нарушении условий контракта от 06.02.2023 года и акт осмотра от 03.02.2023 года.
С момента заключения договора Подрядчик приступил к выполнению работ, а именно: скомплектовал оборудование и материалы полностью, согласно условиям договора, что излагал в своих письмах к Заказчику.
Подрядчик в письмах N 286 от 24.11.22 года, N 331 от 22.12.2022 года уведомлял Заказчика о необходимости увеличения стоимости цены контракта в связи с увеличением объема работ, о недостаточности заложенных в цену контракта резерва средств на непредвиденные расходы, необходимости внесения изменений в проектную документацию.
В письме от 02.12.22 N 297 Подрядчик указал на несоответствие условий контракта (подписанного) проекту контракта в аукционной документации, в части отличия даты окончания выполнения работ (была указано 20.12.22 года, а стала 02.12.22 г.) и изменения цены контракта, в части дополнения раздела непредвиденные расходы.
Заказчик в ответе от 15.12.22 года не согласился с требованиями Подрядчика без предоставления каких либо мотивированных объяснений причин.
Согласно п. 3.3. Контракта д) предложить увеличить или уменьшить в процессе исполнения настоящего Контракта объем выполненной работы, предусмотренный Контрактом, не более чем на десять процентов в порядке и на условиях, установленных Федеральным законом N 44-ФЗ.
Согласно п. 14.3. Контракта, любые изменения, дополнения и приложения к Контракту, выполненные в письменной форме и подписанные каждой из Сторон, являются его неотъемлемой частью.
Согласно п. 14.4. Контракта, изменение условий Контракта при его исполнении не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 и частью 65 статьи 112 Федерального закона N 44-ФЗ.
Согласно положениям, ст. ст. 450, 452, 708 ГК РФ все изменения и дополнительные соглашения к договору заключаются в письменном виде: в виде дополнительного соглашения.
Согласно положениям, ст.95 ФЗ-44 могут быть увеличены и цена, и срок контракта не более, чем на 10 %. по согласованию с Заказчиком.
В соответствии Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 16.04.2022) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2022), п.9, ст.95, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" "Если контракт, предусмотренный частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и частью 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. При этом в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика предусмотренное настоящим пунктом изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, предоставления подрядчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта"
Также п.65.1, ст. 112 Закона о контрактной системе установлено, что по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2023 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное настоящей частью изменение осуществляется с соблюдением положений частей 1.3 - 1.6 статьи 95 настоящего Федерального закона на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно".
Согласно Постановления Правительства РФ от 16 апреля 2022 г. N 680 изменение цены и срока контракта допускается не более 30 процентов.
Таким образом, требования Подрядчика в части заключения дополнительного соглашения и изменения цены контракта обоснованы и законны.
В письме N 284 от 24.11.22 года Подрядчик подробно расписал о том, что выполнить работы по контракту без получения разъяснений Заказчика не представляется возможным.
Подрядчик исполнил свои обязанности, предусмотренные ст. 716 ГК РФ, предупредил Заказчика об отсутствии возможности выполнения работ, а также о иных проблемах влияющих на результат работ.
Так же указал на необходимость внести изменения в рабочую документацию, на основании вышеизложенных расхождений, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 59638-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 24.08.2021 N 791-ст).
п.5.2.2 При приеме рабочей документации монтажная организация должна проверить ее комплектность, наличие штампа "К производству работ" и подписи ответственного представителя заказчика с указанием даты, заверенной печатью.
п. 5.2.3 При невозможности выполнения монтажа из-за архитектурных особенностей или иных инженерных систем, при необходимости отступления от рабочей документации, а также при выявлении монтажной организацией нарушений нормативных документов по проектированию, это должно быть задокументировано и доведено до заказчика. Отступления от рабочей документации должны быть согласованы с проектировщиком и заказчиком с внесением изменений в рабочую документацию в соответствии с ГОСТ Р 21.101.
Таким образом, Заказчик не осуществил строительную готовность объекта, не внес изменения в рабочую документацию.
Следует отметить, что из документов и сведений, представленных в распоряжение Комиссии, не следует вывод о наличии у подрядчика намерения отказаться от исполнения контракта либо о совершении им умышленных действий, направленных на неисполнении контракта. При этом подрядчиком принимались возможные меры и совершались действия с целью выполнения работ, являющихся предметом контракта.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и
постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" просит Сведения в отношении ООО "МСП БИЗНЕС МИР" в реестр недобросовестных поставщиков не вносить.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с п. 14.7. Контракта Контракт может быть расторгнут по взаимному соглашению Сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
02.09.2022 между Заказчиком и Подрядчиком заключен муниципальный контракт N 0190300010822000443 на выполнение работ по монтажу систем (средств, установок) обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений для обеспечения муниципальных нужд (далее - Контракт).
14.02.2023 принято Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
14.02.2022 Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 27.12.2023.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные Подрядчиком объяснение по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила ведения реестра).
Правилами ведения реестра установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств исполнителем и является ли это нарушение существенным.
Проведя проверку содержащихся в обращении заказчика фактов, Комиссия приходит к выводу о недобросовестном поведении Подрядчика, выразившимся в ненадлежащем исполнении требований законодательства о контрактной системе в части исполнения обязательств по Контракту, (Подрядчик обязательства не исполнил).
Комиссией установлено, что контракт заключен 02.09.2022 на выполнение работ по монтажу систем пожарной безопасности на объекте МАДОУ "ДС "Журавушка".
Начало выполнения работ - с даты заключения Контракта.
Окончание выполнения работ - "02" декабря 2022 г.
Подрядчик, обязательства по муниципальному контракту не исполнил.
В соответствии с п. 3.3 контракта 3аказчик вправе проверять ход и качество выполнения Подрядчиком условий контракта.
Осмотром представителями 3аказчика, Департамента образования (Акт осмотра от 09.11.2022) установлено, что к работам по монтажу Подрядчик не приступил, что подтверждается актами осмотра от 09.11.2022. На основании осмотра Подрядчику было отправлено обращение (89-176-0231/01-07/3897 от 10.11.2022) с напоминанием о том, что в соответствии с п. 4.1 контракта, срок окончания выполнения работ - 02.12.2022 и просьбой в срок до 11.11.2022 дать письменный мотивированный ответ о том, когда Подрядчик приступит к работам и когда планирует их завершить.
Ответ на запрос не получен.
Заказчик повторно в присутствии представителей Департамента образования и представителей Учреждения осмотрен объект, о чём также составлен акт осмотра (Акт осмотра от 21.11.2022). Повторно установлен факт нарушения Подрядчиком условий контракта, а именно: работы не начаты, материалы и оборудование - отсутствуют.
Заказчик направил подрядчику уведомление (исх. от 23.11.2022 N 89-176-0231/01-07/4192) с требованием обеспечить незамедлительное выполнение своих обязательств по Контракту, в срок до 24.11.2022 письменно проинформировать о наличии материалов и оборудования, необходимых для выполнения работ, составе и численности монтажной бригады, а также направить информацию о лице (с указанием контактных данных), ответственном за производство работ на указанном объекте.
28.11.2022 Подрядчик проинформировал (исх. N 286 от 24.11.2022) Заказчика о том, что Подрядчик приступил к комплектации материалов и оборудования и сообщил о выявленных замечаниях к проектно-сметной документации, на основании которой должны выполняться работы.
Комиссия УФАС считает, что представленные в материалы дела товарные накладные не свидетельствуют о совершении действий, предусмотренных муниципальным Контрактом, так как платежные документы не представлены, а также не предоставлены доказательства, что данные товары предназначены для данного контракта.
Подрядчик дополнительно направил информацию о необходимости внесения изменений в проектно-сметную документацию Подрядчиком направлена информация (исх. 314 от 09.12.2022) о том, что Подрядчик приступит к выполнению работ "только после обеспечения Заказчиком строительной готовности объекта для начала производства работ". При этом Подрядчик предложил расторгнуть Контракт по соглашению сторон.
15.12.2022 Заказчик повторно уведомил о необходимости исполнения контрактных обязательств. При этом, в состав уведомления включены разъяснения условий Контракта. Заказчик готов был рассмотреть оплату дополнительных работ за счёт средств, предназначенных для непредвиденных работ и затрат. (исх. N 89-176-0231/01-07/4576).
Исходящим N 331 от 22.12.2022 Подрядчик проинформировал Заказчика о запланированном начале работ в первой декаде января 2023 года, причём отмечено, что Подрядчик гарантирует исполнение условий контракта.
03.02.2023 Заказчиком произведён очередной осмотр объекта. Осмотром установлено, что работы на объекте не ведутся, в адрес Подрядчика направлено уведомление (исх. от 06.02.2023 N 89-176-0231/01-08/376) с информацией о том, что ввиду систематического невыполнения обязательств, предусматриваемых Контрактом, Заказчиком принято решение о расторжении контракта.
На дату вступления в силу одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта N 0190300010822000443 Подрядчик на объекте МАДОУ "ДС "Журавушка", Ямало-Ненецкий автономный округ, город Новый Уренгой, проспект Ленинградский, дом 8 В, так и не появился, обязательства по контракту не исполнил.
При участии в закупке на выполнение работ по монтажу систем (средств, установок) обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений для обеспечения муниципальных нужд Подрядчик значительно снизил цену (более 68,89%), что могло привести к потере интересов по надлежащему исполнению контракта.
В части довода, Подрядчика, который ссылается на Постановления Правительства РФ от 16 апреля 2022 г. N 680, о возможности изменения цены и срока контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС отмечает, что Подрядчик не предоставил доказательств о соответствии обстоятельств, связанных с исполнением контракта требованиям и критериям предусмотренных данным постановлением.
Согласно статье 310 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Также п. 2 ст. 715 ГК РФ определено, что в случае, если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, Заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Действуя в рамках исполнения государственного (муниципального) контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Комиссия отмечает, что для приостановки исполнения контракта Подрядчик в качестве оснований указывает не наличие скрытых работ, выявленных при обследовании объекта, а не согласие с проектно-сметной документацией, являющейся приложением к Контракту и частью аукционной документации.
Комиссия отмечает, что Подрядчик, подавая заявку на участие в электронном аукционе, согласился со всеми изложенными в аукционной документации, Контракте требованиями Заказчика.
Таким образом, Подрядчик, будучи профессиональным участником на рынке выполнения работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, должен был предусмотреть все возможные неблагоприятные последствия, связанные с невозможностью исполнения принятых на себя обязательств.
Согласно пункту 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Невыполнение в данном случае победителем закупки условий контракта, привело к нарушению интересов не только заказчика, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Подрядчик, принимая на себя в рамках контракта соответствующие обязанности, предусмотренные действующим законодательством, в том числе, Законом о контрактной системе обязан знать требования этого законодательства (в том числе, в части, касающейся своевременного и качественного исполнения условий контракта).
В соответствии с пп. "б" п. 13 Правил ведения реестра, орган контроля по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" данного пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 указанных Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Подрядчиком не представлены доказательства и информация, позволяющие прийти к выводу о невозможности исполнения условий Контракта надлежащим образом.
Однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение Обществом условий контракта произошло по вине заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий контракта, либо по вине третьих лиц, свидетельствующих о невозможности исполнить обязательства по контракту, со стороны Заказчика не приведено, в связи с чем у антимонопольного органа отсутствуют правовые основания для освобождения лица от мер публично-правовой ответственности.
Комиссия считает факт ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств по контракту установленным.
Правовым последствием нарушения условий контракта является включение сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков, что является дополнительной мерой ответственности, помимо тех, которые предусмотрены ст. 34 Закона о контрактной системе (пени, штрафы).
Таким образом, в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе сведения о Подрядчике, подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Информацию об ООО "МСП БИЗНЕС МИР" (ИНН 6673247490), сведения о лице исполняющем функции единоличного исполнительного органа Кириллове Валерии Назаровиче (ИНН: 668602005630) по обращению МКУ "Управление муниципального хозяйства" (ИНН: 8904036823) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 0190300010822000443 от 02.09.2022 на выполнение работ по монтажу систем (средств, установок) обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений для обеспечения муниципальных нужд, цена контракта - 3 319 041,50 рублей, (извещение N 0190300010822000443), включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
2. Датой включения информации в отношении ООО "МСП БИЗНЕС МИР" (ИНН 6673247490), сведений о лице исполняющем функции единоличного исполнительного органа Кириллове Валерии Назаровиче (ИНН: 668602005630) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Постановления Правительства N 1078 в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 9 марта 2023 г. N 089/06/104-141/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.03.2023