Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина видеоконференции "True Conf" обращение Тюменской областной думы о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ИП Вакулич В.Ю. (ИНН 860900212128) и осуществив проверку факта одностороннего отказа от исполнения контракта от 27.12.2021 N N 63/22/ГК на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту технологического оборудования,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) поступило обращение Тюменской областной думы (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) сведений в отношении ИП Вакулич В.Ю. (ИНН 860900212128) ввиду одностороннего отказа от исполнения контракта, на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту технологического оборудования.
Заказчиком представлены все предусмотренные Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее также - Закон о контрактной системе) документы и сведения.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее по тексту - Правила).
Подпунктом "а" пункта 13 Правил предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта, а также проводит внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Тюменским УФАС России заинтересованным сторонам направлены уведомления о месте и времени проведения проверки факта одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной проверки приходит к следующим выводам.
27.12.2021 - между Тюменской областной думой и ИП Вакулич В.Ю. по итогам электронного аукциона (реестровый номер закупки: 0167200003421007751) заключен контракт N 63/22/ГК (далее - Контракт) на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту технологического оборудования (реестровый номер Контракта: 2720207693621000146).
В соответствии с п. 1.1 Контракта, Исполнитель принимает на себя обязательства оказать услуги по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту технологического оборудования в соответствии с описанием объекта закупки (Приложение к настоящему Контракту, которое являются его неотъемлемой частью), (далее - Услуга), а Заказчик принимает на себя обязательства оказанные Услуги принять и оплатить в порядке и на условиях, оговоренных Сторонами в настоящем Контракте.
Пунктом 1.6 Контракта предусмотрен срок оказания Услуг: согласно описанию объекта закупки (Приложение к настоящему Контракту).
Согласно п. 2.5.1 Описания объекта закупки Исполнитель оказывает услуги по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту технологического оборудования на основании заявок Заказчика. Заявка передается Заказчиком в письменной форме (по электронной почте Исполнителя, указанной в настоящем Контракте) или в устной форме по телефону.
Согласно п. 2.5.1 Описания объекта Закупки, Заявки подаются в рабочие дни с 9.00 до 15.00 часов (время местное) с 01.01.2022 по 15.12.2022.
Пунктом 2.1 Контракта предусмотрено, что Исполнитель обязан оказать Услуги надлежащего качества (п. 2.1.1 Контракта), а также оказать Услуги в соответствии с Описанием объекта закупки (Приложение к настоящему Контракту) в предусмотренный настоящим Контрактом срок (п. 2.1.2 Контракта);
Пунктом 11.1 Контракта предусмотрено, что настоящий Контракт вступает в силу с момента его заключения и действует до 31 декабря 2022 года. Окончание срока действия настоящего Контракта не освобождает Стороны от выполнения обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, а также от ответственности за нарушение условий Контракта.
27.01.2022 - Исполнитель в установленный срок исполнил заявку Заказчика, переданную в устной форме (акт приёма-передачи оказанных услуг N 1 от 27.01.2022, платежные поручения N 42895 от 03.02.2022).
01.03.2022 - Исполнитель в установленный срок исполнил заявку Заказчика, переданную в устной форме (акт приёма-передачи оказанных услуг N 2 от 01.03.2022, платежное поручение N 115822 от 09.03.2022).
14.03.2022 - Исполнитель в адрес Заказчика направил письмо с просьбой об увеличении цены Контракта в связи с увеличением цен на запасные части, расходные материалы, узлы и агрегаты, используемые при оказании услуг.
13.04.2022 - Заказчик направил в адрес Исполнителя мотивированный ответ (исх. N01-642/22-(0)-0 от 13.04.2022) и запросил документы, обосновывающие необходимость внесения существенных изменений в условия Контракта, поскольку исполнителем не подтвержден факт роста цен на используемые расходные материалы какими-либо доказательствами, свидетельствующими о росте цен на используемые запасные части, расходные материалы, узлы и агрегаты, используемые при оказании услуг по Контракту.
Следовательно, поскольку Исполнителем не представлены Заказчику, а равно в материалы дела доказательства резкого роста цен на используемые запасные части, расходные материалы, узлы и агрегаты, у Заказчика отсутствовала необходимости как-либо корректировать цену контракта. Более того, само по себе подорожание расходного материала не является основанием и для приостановления работ по контракту.
13.04.2022 - Заказчиком в адрес Исполнителя направлена заявка N 1. В нарушение принятых на себя обязательств, Исполнитель не обеспечил в установленные сроки прибытие специалиста для диагностики оборудования Заказчика.
18.10.2022 - Заказчиком в адрес Исполнителя направлена заявка на оказание услуг N 2. В нарушение принятых на себя обязательств, Исполнитель не обеспечил в установленные сроки прибытие специалиста для диагностики оборудования Заказчика.
21.10.2022 - Заказчиком в адрес Исполнителя направлена заявка на оказание услуг N 3. В нарушение принятых на себя обязательств, Исполнитель не обеспечил в установленные сроки прибытие специалиста для диагностики оборудования Заказчика.
24.10.2022 - Заказчиком в адрес Исполнителя направлена заявка на оказание услуг N 4. В нарушение принятых на себя обязательств, Исполнитель не обеспечил в установленные сроки прибытие специалиста для диагностики оборудования Заказчика.
10.01.2023 - Заказчиком в адрес Исполнителя направлена претензия о нарушении сроков оказания услуг.
27.01.2023 - Заказчиком в адрес Исполнителя направлена претензия об уплате неустойки в виде штрафа за ненадлежащее исполнение условий Контракта.
13.02.2023 - в связи с существенными нарушениями Исполнителем условий Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, а также направлено Заказчиком в адрес Исполнителя с использованием средств Единой информационной системы в сфере закупок.
27.02.2023 - решение о расторжении Контракта Заказчиком с Исполнителем вступило в законную силу.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с ч. 2 ст. 405 ГК РФ, если вследствие просрочки должника исполнение утратило интерес для кредитора, он может отказаться от принятия исполнения и требовать возмещения убытков.
В соответствии с ч. 3 ст. 708 ГК РФ, указанные в пункте 2 статьи 405 настоящего Кодекса последствия просрочки исполнения наступают при нарушении конечного срока выполнения работы, а также иных установленных договором подряда сроков.
В соответствии с п. 12.7 Контракта, настоящий Контракт может быть расторгнут по взаимному соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения настоящего Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (в связи с существенным нарушением Исполнителем условий Контракта) в соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе было направлено Заказчиком в адрес Исполнителя с использованием средств Единой информационной системы в сфере закупок: 13.02.2023.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика, об одностороннем отказе от исполнения контракта.
27.02.2023 - решение о расторжении Контракта Заказчиком с Исполнителем вступило в законную силу.
В соответствии со сведениями, размещенными на официальном сайте www.zakupki.gov.ru карточка о расторжении контракта с обществом сформирована заказчиком 28.02.2023 г.
Стоит отметить, что Исполнитель, подавая заявку на участие в закупке, согласился со всеми изложенными в извещении об осуществлении закупки требованиями Заказчика.
Исполнитель по контракту принимает на себя соответствующие обязанности, предусмотренные действующим законодательством, в том числе, Законом о контрактной системе и обязан знать требования этого законодательства (в том числе, в части, касающейся своевременного и качественного исполнения условий контракта).
По общему правилу контракт прекращается полным и качественным исполнением обязательств каждой из сторон. Под полным исполнением обязательств понимается исполнение обязательств: в полном объеме, в установленный срок, надлежащими субъектами.
При этом, односторонний отказ от исполнения контракта возможен при наличии факта нарушения условий контракта одной из сторон, при этом нарушение должно иметь существенный характер.
Пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ" предусмотрено, что оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Действия Исполнителя, выразившиеся в неисполнении в полном объеме условий контракта, привели к нарушению права Заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) по цене и срокам исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
Невыполнение в данном случае победителем закупки условий контракта, приводит к нарушению интересов не только заказчика, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение контракта произошло по вине Заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий контракта в материалы дела не представлено.
Комиссией Тюменского УФАС России не установлено, что заказчик создавал какие-либо препятствия для подрядчика (исполнителя) в части надлежащего исполнения им своих обязательств по контракту. Наоборот, из материалов дела усматривается заинтересованность заказчика в исполнении контракта, поскольку заказчик направлял соответствующие уведомления, осуществлял переписку, выходил на связь с Исполнителем.
Статьёй 401 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Таким образом, Исполнителю должно было предусмотреть все возможные неблагоприятные последствия, связанные с невозможностью исполнения принятых на себя обязательств, в том числе, подорожание цен на расходные материалы.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исполнителем в материалы дела не представлено документов и сведений, свидетельствующих о надлежащем исполнении обязательств в полном объеме по контракту, обстоятельства непреодолимой силы которые не позволили подрядчику надлежащим образом исполнить условия контракта не установлены, также не установлено, что Заказчик создавал препятствия подрядчику надлежащим образом исполнить обязательства по контракту, заказчиком соблюдена процедура расторжения контракта в одностороннем порядке, в этой связи, Комиссия Тюменского УФАС России полагает, что в данном случае имеются достаточные правовые основания для включения в РНП сведений в отношении ИП Вакулич В.Ю. (ИНН 860900212128).
В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Тюменского УФАС России,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные в отношении ИП Вакулич Виталия Юрьевича (ИНН 860900212128) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту технологического оборудования (реестровый номер закупки 0167200003421007751) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на два года.
Датой включения сведений в отношении ИП Вакулич В.Ю. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе, настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 10 марта 2023 г. N РНП-72-32/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.03.2023