На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) N 014/06/99-187/2023 от 20.02.2022 года, обращения ООО МФК "Лидер" (вх. N 70 э от 01.02.2023), в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссией в следующем составе:
... - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, руководителя Комиссии;
... - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
... - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
проведена внеплановая документарная проверка действий (бездействий) заказчика ГКУ РС(Я) "РЦМК МЗ РС(Я)" при проведении электронного аукциона на оказание авиационных услуг в целях оказания медицинской помощи на территории Республики Саха (Якутия) (изв. N 0816500000623000063).
Полное наименование проверяемой организации: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)" (далее также - ГКУ РС(Я) "РЦМК МЗ РС(Я)", заказчик).
Юридический адрес проверяемой организации: 677000, Республика Саха (Якутия), Г. ЯКУТСК, МКР. 202-Й, К. 24
Почтовый адрес проверяемой организации: 677000, Республика Саха (Якутия), Г. ЯКУТСК, МКР. 202-Й, К. 24
ОГРН 1021401063848
ИНН 1435131762
КПП 143501001
Проверка начата 21.02.2023 года, окончена 07.03.2023 года;
Вид проверяемой деятельности: соблюдение заказчиком ГКУ РС(Я) "РЦМК МЗ РС(Я)" при проведении электронного аукциона на оказание авиационных услуг в целях оказания медицинской помощи на территории Республики Саха (Якутия) (изв. N 0816500000623000063) норм законодательства о контрактной системе.
Место проведения контрольного мероприятия: 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Октябрьская, 22, каб. 207, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия).
Проверка проведена на основании обращения ООО МФК "Лидер" (вх. N 70 э от 01.02.2023).
Комиссия, изучив представленные к проверке материалы, установила следующее.
1. Извещение N 0816500000623000063 о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) и на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-Тендер" - 19.01.2023 года;
2. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3. Начальная (максимальная) цена контракта - 187 190 400,00 руб.;
4. На участие в закупке подана заявка от единственного участника закупки, которая признана соответствующей требованиям Извещения о проведении закупки.
В своем обращении ООО МФК "Лидер" обжалует действия заказчика ГКУ РС(Я) "РЦМК МЗ РС(Я)" в части следующего:
1. Установления требования о наличии у участника закупки базировки воздушных судов в аэропортах "Батагай", "Среднеколымск", "Зырянка", "Тикси", "Маган", "Нюрба", "Якутск".
2. Не принятия оператором опыта по расторгнутым по соглашению сторон контрактам.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, приходит к следующим выводам:
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Из смысла статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе самостоятельно определять предмет закупки и его характеристики в соответствии с потребностью в том или ином товаре.
Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, равно как и норм, обязывающих заказчика устанавливать вопреки его потребностям такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг.
Заказчиком применен ОКПД2 52.23.19.115 "Работы с целью оказания медицинской помощи". В настоящий момент правила применения ОКПД2 не установлены.
Приказом Минтранса России и Минздрава России от 30.05.2019 N163/342н "Об утверждении типового контракта на выполнение авиационных работ в целях оказания медицинской помощи на территории Российской Федерации и информационной карты типового контракта на выполнение авиационных работ в целях оказания медицинской помощи на территории Российской Федерации" утвержден типовой контракт на выполнение авиационных работ в целях оказания медицинской помощи на территории Российской Федерации согласно приложению N 1 к указанному приказу (далее - типовой контракт).
Согласно описанию объекта закупки заказчик установил место выполнения работ: "Населенные пункты на всей территории Республики Саха (Якутия) с базированием воздушного судна в аэропортах "Батагай", "Среднеколымск", "Тикси", "Нюрба", "Якутск", "Маган"".
В соответствии с примечаниями 73 и 74 к типовому контракту установлено следующее:
"73. Заказчиком указываются соответствующие субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, на территории которых будут преимущественно осуществляться авиационные работы, составляющие предмет Контракта.
74.Заказчик самостоятельно указывает территории муниципальных образований. При наличии технической возможности, место базирования должно быть максимально приближено к медицинской организации, определенной Заказчиком".
Таким образом, Якутское УФАС России полагает, что при составлении описания объекта закупки с учетом потребности заказчика в оказании авиационных услуг в целях оказания медицинской помощи на территории Республики Саха (Якутия), нарушения законодательства о контрактной системе отсутствуют.
2. Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение о закупке должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно части 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе если при применении конкурентных способов начальная (максимальная) цена контракта, сумма начальных (максимальных) цен контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет двадцать миллионов рублей и более, заказчик (за исключением случая осуществления закупок, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 настоящей статьи) устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям (далее - Постановление N 2571).
Объектом рассматриваемой закупки согласно Извещению о проведении закупки является оказание авиационных услуг в целях оказания медицинской помощи на территории Республики Саха (Якутия).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 187 190 400,00 рублей.
Установлено, что Заказчиком в Извещении об осуществлении закупки к участникам закупки установлено требование в соответствии с пунктом 4 Постановления N 2571.
Аналогичное требование установлено и в Приложении N 3 к Извещению "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке. Инструкция по заполнению заявки участниками закупки".
Пунктом 4 постановления Постановление N 2571 предусмотрено, что информацией и документами, подтверждающими соответствие участника закупки дополнительному требованию, установленному в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, являются информация и документы, предусмотренные хотя бы одним из следующих подпунктов:
а) номер реестровой записи в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре контрактов, заключенных заказчиками (в случае исполнения участником закупки контракта, информация и документы в отношении которого включены в установленном порядке в такой реестр и размещены на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет");
б) выписка из предусмотренного Законом о контрактной системе реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну (в случае исполнения участником закупки контракта, информация о котором включена в установленном порядке в такой реестр);
в) исполненный контракт, заключенный в соответствии с Законом о контрактной системе, или договор, заключенный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также акт приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, подтверждающий цену поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.
Поскольку НМЦК составляет 187 190 400,00 рублей, что превышает предельный размер, согласно части 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, установление Заказчиком дополнительных требований в соответствии с Постановлением N 2571, правомерно.
В соответствии с частью 8 статьи 31 Закона о контрактной системе комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 1 и 7.1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронных процедур) части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) настоящей статьи, требованиям, предусмотренным частями 2 и 2.1 настоящей статьи (при осуществлении закупок, в отношении участников которых в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи установлены дополнительные требования).
Из части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе следует, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Как следует из протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0816500000623000063 от 30.01.2023, по окончании указанного в извещении о проведении электронного аукциона срока подачи заявок поступила 1 (одна) заявка на участие в электронном аукционе, под идентификационным номером: 1.
Членами комиссии по осуществлению закупок при рассмотрении единственной заявки было принято решение о соответствии заявки участника закупки требованиям извещения об осуществлении закупки.
Для объективного и всестороннего рассмотрения дела, был направлен запрос оператору электронной площадки ООО "РТС-Тендер".
Из представленных оператором сведений следует, что единственным участником электронного аукциона является АО "АК "ПОЛЯРНЫЕ АВИАЛИНИИ", который отвечает требованиям установленным Извещением о проведении закупки. Таким образом, ООО МФК "Лидер" не является участником данной закупки.
Из пояснений уполномоченного учреждения также следует, что у комиссии уполномоченного учреждения отсутствуют сведения о том, почему ООО МФК "Лидер" не смог подать жалобу на положения извещения посредством ЕИС. Заявка ООО МФК "Лидер" на участие в закупке не поступала, комиссия по осуществлению закупок не рассматривала опыт исполнения контрактов ООО МФК "Лидер".
Из обращения ООО МФК "Лидер" в частности следует, что участник не может подать жалобу с использованием ЕИС, поскольку система не принимает в учет опыта расторгнутые контракты.
В соответствие частью 12 статьи 24.2 Закона о контрактной системе в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, участник закупки, аккредитованный на электронной площадке, направляет оператору этой электронной площадки в отношении каждого такого вида информацию и документы, предусмотренные перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения в соответствии с частями 12 и 12.1 статьи 24.2 Закона о контрактной системе информации и документов оператор электронной площадки по каждому виду товаров, работ, услуг, в отношении которых участником закупки предоставлены также информация и документы, принимает решение:
1) о размещении таких информации и документов в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке;
2) об отказе в размещении таких информации и документов в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, в случае:
а) несоответствия перечня, представленных информации и документов перечню, который установлен Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе;
б) нарушения порядка, установленного Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 15 статьи 24.2 Закона о контрактной системе, при направлении таких информации и документов.
Согласно части 14 статьи 24.2 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки направляет участнику закупки уведомление о размещении или об отказе в размещении информации и документов (или их копий) в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, в течение одного часа с момента принятия решения, предусмотренного частью 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе. В случае, если принято решение об отказе в размещении, такое уведомление должно содержать обоснование принятого решения.
В соответствии с пунктом 3.9 Административного регламента, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 года N 727/14 жалобы на действия (бездействие) оператора электронной площадки, в том числе связанные с аккредитацией участника закупки на электронной площадке рассматривает ФАС России.
Таким образом, довод в части обжалования действий (бездействия) оператора электронной площадки признан не подлежащим рассмотрению в связи с отсутствием полномочий у Территориального органа.
При этом Комиссия Якутского УФАС России также отмечает, что в соответствии с пунктом 6.3. Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы имеет только Федеральная антимонопольная служба, Территориальный орган таким правом не обладает.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. В действиях заказчика ГКУ РС(Я) "РЦМК МЗ РС(Я)" при проведении электронного аукциона на оказание авиационных услуг в целях оказания медицинской помощи на территории Республики Саха (Якутия) (изв. N 0816500000623000063) нарушений законодательства о контрактной системе не выявлено.
2. В связи с подачей заявителем данного обращения в ФАС России, довод в части обжалования действий (бездействия) оператора не передается по подведомственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Руководитель комиссии _
Члены комиссии _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 7 марта 2023 г. N 014/06/99-187/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.03.2023