Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
_ - заместителя руководителя - начальника отдела антимонопольного контроля Якутского УФАС России, председателя Комиссии;
... - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
_. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
в присутствии:
заявителя общества с ограниченной ответственностью "Социс" (далее - ООО "Социс", заявитель): _ _. (представители по доверенностям);
от уполномоченного учреждения государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр закупок Республики Саха (Якутия)" (далее - ГКУ РС (Я) "Центр закупок РС (Я)", (уполномоченное учреждение, аукционная комиссия): ... (представитель по доверенности);
заинтересованного лица индивидуального предпринимателя _ (далее - ИП _., заинтересованное лицо): _. (предъявлен паспорт);
в отсутствии:
заказчика Государственного Бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Мирнинская центральная районная больница" (далее - ГБУ РС (Я) "МИРНИНСКАЯ ЦРБ", заказчик): не участвовали, уведомлены надлежащим образом;
рассмотрев посредством web-видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью "Социс" на действия (бездействие) заказчика Государственного Бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Мирнинская центральная районная больница" при проведении электронного аукциона на поставку системы ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы для первично - сосудистого отделения ГБУ РС (Я) "Мирнинская ЦРБ" (извещение N 0816500000623002790), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Социс" на действия (бездействие) заказчика.
Из сути жалобы ООО "Социс" следует, что:
1. Заказчиком неправомерно выбран код позиции из КТРУ.
2. Под описание объекта закупки подходит товар только товар иностранного производства.
Просят признать жалобу обоснованной.
Из пояснений представителя уполномоченного учреждения следует, что с жалобой не согласен.
Просит признать жалобу необоснованной.
Из письменных пояснений заказчика следует, что с жалобой не согласны.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее:
Извещение N 0816500000623002790 о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ООО РТС-тендер - 01.03.2023 года;
Окончание срока подачи заявок - 17.03.2023 года;
Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Электронный аукцион;
Начальная (максимальная) цена контракта составила - 7 000 000,00 рублей;
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, предоставленные сторонами, считает жалобу ООО "Социс" частично обоснованной на основании следующего.
1. Довод в части, того, что заказчиком неправомерно выбран код позиции из КТРУ признается обоснованным на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе приняты Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила), утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145.
В соответствии с пунктом 4 Правил, заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В подпунктах "б" - "г", "е" - "з" пункта 10 Правил указана следующая информация: наименование товара, работы, услуги, единицы измерения количества товара, информация, содержащая описание товара, дата включения в каталог позиции, дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога, дата окончания применения позиции каталога (при необходимости).
Согласно подпунтку "а" пункта 5 Правил, заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 (далее - Постановление N 878).
В соответствии с извещением о проведении аукциона, объект закупки: поставка медицинских изделий - Поставка системы ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы для первично - сосудистого отделения ГБУ РС (Я) "Мирнинская ЦРБ" (система ультразвуковой визуализации универсальная) имеет код ОКПД2 - 26.60.12.132 "Аппараты ультразвукового сканирования".
Согласно Постановлению N 878, товары с кодом ОКПД2 - 26.60.12.132 включены в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с извещением о проведении аукциона, установлено ограничение, в соответствии с Постановлением N 878.
Также установлен запрет на допуск товаров, работ, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными статьей 14 Закона о контактной системе.
Заказчиком применен код ОКПД2 26.60.12.132 "Аппараты ультразвукового сканирования". В настоящее время правила применения ОКПД2 не установлены.
Заявитель в своей жалобе указывает, что заказчиком не применено обязательное к применению позиция КТРУ 26.60.12.132-00000011.
Подходящая объекту закупки позиция КТРУ 26.60.12.132-00000036 "Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети" обязательна к применению с 01.03.2023:
Позиция КТРУ 26.60.12.132-00000037 "Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети" также обязательна к применению с 01.03.2023 года.
Извещение о проведении спорной закупки размещено 01.03.2023 года.
В соответствии с п. 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила использования КТРУ) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
На заседание Комиссии Якутского УФАС заказчик не обеспечил явку и не подтвердил, что позиции данного КТРУ противоречат необходимым его требованиям к оборудованию.
Описанием объекта закупки установлено:
N п/п |
Наименование товара и/или наименование характеристики товара |
Минимальное значение |
Максимальное значение |
Требуемое значение |
Единица измерения значения характеристики (согласно ГОСТ 8.417-2002 или ОКЕИ) |
Единица измерения товара |
Количество товара |
Код позиции КТРУ |
1 |
Система ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы |
|
|
|
|
шт |
1 |
26.60.12.132-00000011 |
1.1 |
Вариант исполнения УЗ по качеству формируемой диагностической информации |
|
|
экспертный |
|
|
|
|
1.2 |
Вариант конструктивного исполнения |
|
|
передвижной |
|
|
|
|
2 |
Область клинического использования |
|
|
|
|
|
|
|
2.1 |
Варианты проведения измерений: во время исследования, из памяти кинопетли, из сохраненных файлов |
|
|
Наличие |
|
|
|
|
2.2 |
Программное обеспечение, пакеты измерений и отчёты для следующих клинических областей применения |
|
|
Наличие |
|
|
|
|
2.2.1 |
Абдоминальные исследования |
|
|
Наличие |
|
|
|
|
2.2.2 |
Поверхностные органы |
|
|
Наличие |
|
|
|
|
2.2.3 |
Кардиология |
|
|
Наличие |
|
|
|
|
2.2.4 |
Исследование сосудов |
|
|
Наличие |
|
|
|
|
2.2.4.1 |
Транскраниальная допплерография |
|
|
Наличие |
|
|
|
|
2.2.4.2 |
Технология полуавтоматического измерения толщины комплекса "интима-медиа" сонных артерий |
|
|
Наличие |
|
|
|
|
2.2.5 |
Акушерство |
|
|
Наличие |
|
|
|
|
2.2.6 |
Гинекология |
|
|
Наличие |
|
|
|
|
2.2.7 |
Урология |
|
|
Наличие |
|
|
|
|
2.2.8 |
Создание пользовательских наборов настроек проведения исследования (предварительные установки, в том числе задаваемые пользователем) |
|
|
Наличие |
|
|
|
|
2.2.9 |
Функция быстрого сохранения изменений в настройках |
|
|
Наличие |
|
|
|
|
2.3 |
Создание пользовательских измерений (программирование пользовательских протоколов) |
|
|
Наличие |
|
|
|
|
2.4 |
Создание пользовательских комментариев |
|
|
Наличие |
|
|
|
|
2.5 |
Экспорт и импорт пользовательских наборов настроек, измерений и комментариев |
|
|
Наличие |
|
|
|
|
2.6 |
Программа пошагового проводника по протоколу исследования |
|
|
Наличие |
|
|
|
|
2.6.1 |
Использование пользовательских протоколов проведения исследования для различных клинических областей (программирование пользовательских протоколов) |
|
|
Наличие |
|
|
|
|
2.6.2 |
Автоматическое переключение режимов сканирования |
|
|
Наличие |
|
|
|
|
2.6.3 |
Автоматическое переключение измерений |
|
|
Наличие |
|
|
|
|
2.7 |
Специализированная программа для отображения низкоскоростных потоков в мелких сосудах с дифференциацией направления |
|
|
Наличие |
|
|
|
|
Анализ объекта закупки позволяет сделать вывод о том, что заказчику требуется универсальная система ультразвуковая. К примеру, область клинического использования - гинекология, урология, акушерство.
Проанализировав коды КТРУ, указанные в жалобе Заявителя (26.60.12.132-00000036, 26.60.12.132-00000037), Комиссия установила, что данные коды КТРУ являются действующими, коды КТРУ установлены в отношении товаров (система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети), которые согласуются с объектом закупки по Аукциону, в связи с чем в извещении о проведении Аукциона должен быть выбран один из указанных кодов и использованы характеристики, предусмотренные в отношении кодов КТРУ.
При этом, с учетом того, что коды КТРУ (26.60.12.132-00000036, 26.60.12.132-00000037) включены в общий код ОКПД2 (26.60.12.132), входящий в перечень радиоэлектронной продукции, утв. Постановлением N 878, то согласно подпункту "а" пункта 5 Правил, применение дополнительных характеристик в отношении объекта закупки по аукциону является неправомерным.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дает основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем отмены всех протоколов и внесения изменений в описание объекта закупки в соответствии с позицией КТРУ.
Довод жалобы признается обоснованным.
2. Довод жалобы в части того, что под описание объекта закупки подходит товар только товар иностранного производства признается необоснованным на основании следующего.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Из смысла статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе самостоятельно определять предмет закупки и его характеристики в соответствии с потребностью в том или ином товаре.
В силу части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Нормы Закона о контрактной системе направлены на обеспечение конкуренции не между товарами и производителями товаров, а между участниками закупок, при этом основной задачей этих норм является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате этого определения лиц, исполнение контракта которыми в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом ему товаре.
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе в число основных принципов контрактной системы в сфере закупок входит не только принцип обеспечения конкуренции (создание равных условий между участниками закупки), но и принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также принцип эффективности осуществления закупки, т.е. выявление лица, которое в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования.
Законодательство о контрактной системе позволяет заказчику, руководствуясь своими потребностями, самостоятельно определять предмет закупки, его количественные и качественные характеристики, в необходимой степени детализировать его.
Согласно пункту 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.12.2021 N 306-ЭС21-25954 по делу N А65-29493/2020 "Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации": "Суды также отметили, что возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом заказчика, а потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок".
В силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Вместе с тем, заявителем в составе жалобы не представлены доказательства обязанности заказчика проводить закупки товара исключительно российского производства, кроме того заявителем не представлена информация относительно характеристик товара, обозначенных в жалобе.
Таким образом, заявитель не доказал обоснованность своего довода. Довод жалобы признан необоснованным.
В ходе проведения внеплановой проверки нарушений не выявлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Социс" на действия (бездействие) заказчика Государственного Бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Мирнинская центральная районная больница" при проведении электронного аукционов на поставку системы ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы для первично - сосудистого отделения ГБУ РС (Я) "Мирнинская ЦРБ" (извещение N 0816500000623002790) частично обоснованной (довод жалобы о том, что заказчиком неправомерно выбран код позиции из КТРУ признан обоснованным).
2. Признать заказчика Государственного Бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Мирнинская центральная районная больница" нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Председатель комиссии _
Члены комиссии: _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 10 марта 2023 г. N 014/06/49-295/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.03.2023