Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
_. - заместителя руководителя - начальника отдела антимонопольного контроля Якутского УФАС России, председателя Комиссии;
_ - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
_. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
в присутствии:
заявителя индивидуального предпринимателя _ (далее - ИП _., заявитель): _ (предъявлен паспорт);
уполномоченного учреждения государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр закупок Республики Саха (Якутия)" (далее - ГКУ РС (Я) "Центр закупок РС (Я)", (уполномоченное учреждение, аукционная комиссия): _. (представитель по доверенности);
заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "Социс" (далее - ООО "Социс", заинтересованное лицо): ..., ... (представители по доверенностям);
в отсутствии:
заказчика Государственного Бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Мирнинская центральная районная больница" (далее - ГБУ РС (Я) "МИРНИНСКАЯ ЦРБ", заказчик): не участвовали, уведомлены надлежащим образом;
рассмотрев посредством web-видеоконференцсвязи жалобу индивидуального предпринимателя _ на действия (бездействие) заказчика Государственного Бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Мирнинская центральная районная больница" при проведении электронного аукциона на поставку системы ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы для первично - сосудистого отделения ГБУ РС (Я) "Мирнинская ЦРБ" (извещение N 0816500000623002737), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ИП _. на действия (бездействие) заказчика.
Из сути жалобы ИП _ следует, что:
1. Под описание объекта закупки подходит только товар иностранного производства.
2. Обжалуется обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
3. Заказчиком неправомерно не выбран код позиции КТРУ.
4. Заказчиком неправомерно не установлен запрет согласно Постановлению Правительства от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Просят признать жалобу обоснованной.
Из пояснений представителя уполномоченного учреждения следует, что с жалобой не согласен.
Просит признать жалобу необоснованной.
Из письменных пояснений заказчика следует, что с жалобой не согласны.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее:
Извещение N 0816500000623002737 о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ООО РТС-тендер - 01.03.2023 года;
Окончание срока подачи заявок - 16.03.2023 года;
Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Электронный аукцион;
Начальная (максимальная) цена контракта составила - 7 500 000,00 рублей;
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, предоставленные сторонами, считает жалобу ИП ... частично обоснованной на основании следующего.
1. Довод в части того, что под описание объекта закупки подходит только один товар иностранного производства признан необоснованным на основании следующего.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Из смысла статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе самостоятельно определять предмет закупки и его характеристики в соответствии с потребностью в том или ином товаре.
В силу части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Нормы Закона о контрактной системе направлены на обеспечение конкуренции не между товарами и производителями товаров, а между участниками закупок, при этом основной задачей этих норм является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате этого определения лиц, исполнение контракта которыми в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом ему товаре.
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе в число основных принципов контрактной системы в сфере закупок входит не только принцип обеспечения конкуренции (создание равных условий между участниками закупки), но и принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также принцип эффективности осуществления закупки, т.е. выявление лица, которое в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования.
Законодательство о контрактной системе позволяет заказчику, руководствуясь своими потребностями, самостоятельно определять предмет закупки, его количественные и качественные характеристики, в необходимой степени детализировать его.
Согласно пункту 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.12.2021 N 306-ЭС21-25954 по делу N А65-29493/2020 "Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации": "Суды также отметили, что возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом заказчика, а потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок".
В силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
В рассматриваемом случае предметом закупки является право на заключение контракта на поставку товара, а не на изготовление предмета закупки, поэтому участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе лицо, не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика.
Следовательно, любой участник электронного аукциона имеет возможность приобрести товар с необходимыми заказчику свойствами у производителя и предложить его к поставке в рамках данного аукциона (поставщик-посредник, дистрибьютор, производитель). Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении государственного контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении числа участников закупки.
Вместе с тем, заявителем в составе жалобы не представлены доказательства обязанности заказчика проводить закупки товара исключительно российского производства, кроме того заявителем не представлена информация относительно характеристик товара, обозначенных в жалобе.
Таким образом, заявитель не доказал обоснованность своего довода. Довод жалобы признан необоснованным.
2. Довод жалобы в части обжалования обоснования начальной (максимальной) цены контракта, признан не подлежащим рассмотрению на основании следующего:
В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль за определением и обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
В связи с тем, что контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод Заявителя Комиссией не рассматривается.
Довод признан не подлежащим рассмотрению.
1. 3. Довод в части, того, что заказчиком неправомерно выбран код позиции из КТРУ признается обоснованным на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе приняты Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила), утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145.
В соответствии с пунктом 4 Правил, заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В подпунктах "б" - "г", "е" - "з" пункта 10 Правил указана следующая информация: наименование товара, работы, услуги, единицы измерения количества товара, информация, содержащая описание товара, дата включения в каталог позиции, дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога, дата окончания применения позиции каталога (при необходимости).
Согласно подпунтку "а" пункта 5 Правил, заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 (далее - Постановление N 878).
В соответствии с извещением о проведении аукциона, объект закупки: поставка медицинских изделий - Поставка системы ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы для первично - сосудистого отделения ГБУ РС (Я) "Мирнинская ЦРБ" (система ультразвуковой визуализации универсальная) имеет код ОКПД2 - 26.60.12.132 "Аппараты ультразвукового сканирования".
Согласно Постановлению N 878, товары с кодом ОКПД2 - 26.60.12.132 включены в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с извещением о проведении аукциона, установлено ограничение, в соответствии с Постановлением N 878.
Также установлен запрет на допуск товаров, работ, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными статьей 14 Закона о контактной системе.
Заказчиком применен код ОКПД2 26.60.12.132 "Аппараты ультразвукового сканирования". В настоящее время правила применения ОКПД2 не установлены.
Заявитель в своей жалобе указывает, что заказчиком не применено обязательное к применению позиция КТРУ 26.60.12.132-00000011.
Подходящая объекту закупки позиция КТРУ 26.60.12.132-00000036 "Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети" обязательна к применению с 01.03.2023:
Позиция КТРУ 26.60.12.132-00000037 "Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети" также обязательна к применению с 01.03.2023 года.
Извещение о проведении спорной закупки размещено 01.03.2023 года.
В соответствии с п. 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила использования КТРУ) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
На заседание Комиссии Якутского УФАС заказчик не обеспечил явку и не подтвердил, что позиции данного КТРУ противоречат необходимым его требованиям к оборудованию.
Описанием объекта закупки установлено:
N п/п |
Наименование товара и/или наименование характеристики товара |
Минимальное значение |
Максимальное значение |
Требуемое значение |
Единица измерения значения характеристики (согласно ГОСТ 8.417-2002 или ОКЕИ) |
Единица измерения товара |
Количество товара |
Код позиции КТРУ |
1 |
Система ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы |
|
|
|
|
шт |
1 |
26.60.12.132-00000011 |
1 |
Система ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы |
|
|
|
|
|
|
|
1.1 |
Вариант исполнения УЗ по качеству формируемой диагностической информации |
|
|
Высокий |
|
|
|
|
1.2 |
Вариант конструктивного исполнения |
|
|
Передвижной |
|
|
|
|
2 |
Область клинического использования |
|
|
|
|
|
|
|
2.1 |
Варианты проведения измерений: во время исследования, из памяти кинопетли, из сохраненных файлов |
|
|
Наличие |
|
|
|
|
2.2 |
Программное обеспечение, пакеты измерений и отчёты для следующих клинических областей применения |
|
|
Наличие |
|
|
|
|
2.2.1 |
Абдоминальные исследования |
|
|
Наличие |
|
|
|
|
2.2.2 |
Поверхностные органы |
|
|
Наличие |
|
|
|
|
2.2.3 |
Кардиология |
|
|
Наличие |
|
|
|
|
2.2.4 |
Исследование сосудов |
|
|
Наличие |
|
|
|
|
2.2.4.1 |
Транскраниальная допплерография |
|
|
Наличие |
|
|
|
|
2.2.4.2 |
Технология полуавтоматического измерения толщины комплекса "интима-медиа" сонных артерий |
|
|
Наличие |
|
|
|
|
2.2.5 |
Акушерство |
|
|
Наличие |
|
|
|
|
2.2.6 |
Гинекология |
|
|
Наличие |
|
|
|
|
2.2.7 |
Урология |
|
|
Наличие |
|
|
|
|
2.2.8 |
Создание пользовательских наборов настроек проведения исследования (предварительные установки, в том числе задаваемые пользователем) |
|
|
Наличие |
|
|
|
|
2.2.9 |
Функция быстрого сохранения изменений в настройках |
|
|
Наличие |
|
|
|
|
2.3 |
Создание пользовательских измерений (программирование пользовательских протоколов) |
|
|
Наличие |
|
|
|
|
2.4 |
Создание пользовательских комментариев |
|
|
Наличие |
|
|
|
|
2.5 |
Экспорт и импорт пользовательских наборов настроек, измерений и комментариев |
|
|
Наличие |
|
|
|
|
2.6 |
Программа пошагового проводника по протоколу исследования |
|
|
Наличие |
|
|
|
|
2.6.1 |
Использование пользовательских протоколов проведения исследования для различных клинических областей (программирование пользовательских протоколов) |
|
|
Наличие |
|
|
|
|
2.6.2 |
Автоматическое переключение режимов сканирования |
|
|
Наличие |
|
|
|
|
2.6.3 |
Автоматическое переключение измерений |
|
|
Наличие |
|
|
|
|
2.7 |
Специализированная программа для отображения низкоскоростных потоков в мелких сосудах с дифференциацией направления |
|
|
Наличие |
|
|
|
|
Анализ объекта закупки позволяет сделать вывод о том, что заказчику требуется универсальная система ультразвуковая. К примеру, область клинического использования - гинекология, урология, акушерство.
Проанализировав коды КТРУ, указанные в жалобе Заявителя (26.60.12.132-00000036, 26.60.12.132-00000037), Комиссия установила, что данные коды КТРУ являются действующими, коды КТРУ установлены в отношении товаров (система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети), которые согласуются с объектом закупки по Аукциону, в связи с чем в извещении о проведении Аукциона должен быть выбран один из указанных кодов и использованы характеристики, предусмотренные в отношении кодов КТРУ.
При этом, с учетом того, что коды КТРУ (26.60.12.132-00000036, 26.60.12.132-00000037) включены в общий код ОКПД2 (26.60.12.132), входящий в перечень радиоэлектронной продукции, утв. Постановлением N 878, то согласно подпункту "а" пункта 5 Правил, применение дополнительных характеристик в отношении объекта закупки по аукциону является неправомерным.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать, в связи с тем, что предписание выдано на данную закупку по делу N 014/06/49-296/2023.
Довод жалобы признается обоснованным.
4. Довод жалобы о том, что Заказчиком неправомерно не установлено Постановление Правительства РФ от 16.11.2015, признан необоснованным на основании следующего:
В соответствии с пп. "б" пункта 2.1 Постановления Правительсва РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено, что для целей применения пункта 2 постановления N 1236 под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств на поставку, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта.
Таким образом, запрет, установленный постановлением N 1236, распространяется на закупку только если в извещении о закупке установлено, что в рамках исполнения контракта необходимо установить программное обеспечение.
При этом дополнительно не регламентированы случаи применения запрета, предусмотренного постановлением N 1236, когда объектом закупки являются товары с предустановленным программным обеспечением, без которого применение товара по назначению невозможно, и в извещении или документации о закупке не предусмотрена необходимость установки программного обеспечения и передачи прав на него вследствие выполнения контрактных обязательств.
Указанная позиция подтверждается письмом ФАС России от 30.12.2022 NПИ/118987/22 и письмом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 15.12.2022 N П11-2-05-106-94501 "О рассмотрении обращения".
Довод жалобы заявителя признан необоснованным.
Таким образом, жалоба ... признана частично обоснованной.
Заказчик признается нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки нарушений не выявлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя _ на действия (бездействие) заказчика Государственного Бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Мирнинская центральная районная больница" при проведении электронного аукционов на поставку системы ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы для первично - сосудистого отделения ГБУ РС (Я) "Мирнинская ЦРБ" (извещение N 0816500000623002737) частично обоснованной (довод жалобы о том, что заказчиком неправомерно выбран код позиции из КТРУ признан обоснованным).
2. Признать заказчика Государственного Бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Мирнинская центральная районная больница" нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, в связи с тем, что предписание по данной закупке выдано по делу N 014/06/49-296/2023.
4. Передать материалы дела уполномоченному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Передать материалы дела в орган финансового контроля.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Председатель комиссии _
Члены комиссии: _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 10 марта 2023 г. N 014/06/49-293/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.03.2023