Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
... - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
... - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
... - старшего государственного отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
в присутствии:
от заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) Национальная вещательная компания "Саха" (далее - НВК "САХА", заказчик): Иванов Н.С., _. (представители по доверенностям);
от уполномоченного учреждения государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр закупок Республики Саха (Якутия)" (далее - ГКУ РС (Я) "Центр закупок РС (Я)", (уполномоченное учреждение, аукционная комиссия): _. (представитель по доверенности);
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "ФастМайл" (далее - ООО "ФастМайл", заявитель): _. (представитель по доверенности);
рассмотрев посредством web-видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью "ФастМайл" на действия (бездействие) заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) Национальная вещательная компания "Саха" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по размещению информационных материалов на серверах программно-аппаратного комплекса сети доставки контента (извещение N 0816500000623002041), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "ФастМайл" на действия (бездействие) заказчика.
Из сути жалобы ООО "ФастМайл" следует, что;
1. Заказчиком неправомерно не установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 (ред. от 28.12.2022) "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (вместе с "Правилами формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации", "Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд") (далее - Постановление N 1236).
2. Заказчиком предъявлены избыточные требования в описании объекта закупки.
3. Заказчиком предъявлены требования, исполнимые только текущим поставщиком услуг.
Просят признать жалобу обоснованной.
Из пояснений представителя уполномоченного учреждения следует, что с жалобой не согласен.
Просит признать жалобу необоснованной.
Из пояснений представителей заказчиков следует, что с жалобой не согласны.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее:
Извещение N 0816500000623002041 о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ООО РТС-тендер - 21.02.2023 года;
Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион.
Начальная (максимальная) цена контракта составила - 3 054 000,00 рублей.
На участие в закупке подано 1 (одна) заявка от участника закупки, который был признан соответствующим.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, предоставленные сторонами, считает жалобу ООО "ФастМайл" частично обоснованной на основании следующего.
1. Довод в части, того, что заказчиком неправомерно не установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, в соответствии с Постановлением N 1236 признан необоснованным на основании следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Пунктом 2 Постановления N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Согласно пункту 2(1) Постановления N 1236 для целей применения пункта 2 Постановления N 1236 под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, объектом закупки является "Оказание услуг по размещению информационных материалов на серверах программно-аппаратного комплекса сети доставки контента".
Техническое задание не содержит положений об оформлении предоставления заказчику прав на использование ПО или расширение ранее предоставленного объема прав.
ПО не является объектом закупки и не подлежит установке в результате исполнения контракта, то есть не подпадает под признаки ПО, указанные в п. 2(1), в целях применения п. 2 Постановления N 1236.
Довод жалобы заявителя признан необоснованным.
2. Довод жалобы о том, что заказчиком в описании объекта закупки предъявлены избыточные требования признается Комиссией Якутского УФАС России обоснованным на основании следующего.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующий электронный документ: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В описании объекта закупки установлено следующее:
Сервера Исполнителя должны быть расположены в следующих городах России: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Владивосток, Омск, Самара, Ростов-на-Дону, Уфа, Красноярск, Пермь, Иркутск, Краснодар, Хабаровск, Ставрополь, Тюмень, Чита, Махачкала. А также в следующих странах: Казахстан, Беларусь, Молдова, Армения, Азербайджан, Узбекистан, Киргизия, Германия, Нидерланды, Франция, Англия, Италия, Испания, США (Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Майами), КНР (Гонконг, Пекин, Шанхай).
Согласно ответу на запрос разъяснений от 02.03.2023 года следует, что: "Кроме того, по данному описанию объекта закупки не предполагается хранение данных, тем более об осуществляемой Заказчиком деятельности. Данные сервера используются для быстрой передачи сигнала нашего телеканала конечным пользователям. Обусловлено описание данного пункта тем, что 30-40% наших зрителей находятся за пределами Республики Саха и за пределами России. В разных странах имеются Саха-язычные диаспоры."
Между тем, на рассмотрении комиссии представители заказчика не обосновали и не представили доказательств того, что 30-40% зрителей телеканала находятся за пределами России и именно в данных странах.
Установление ограничивающих требований заказчика в описании объекта закупки нарушают положения части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод жалобы признан Комиссией Якутского УФАС России обоснованным.
3. Довод в части того, что заказчиком предъявлены требования, исполнимые только текущим поставщиком услуг также признается обоснованным на основании следующего.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующий электронный документ: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В описании объекта закупки установлено: "Услуга по хранению данных по облачной платформе, должна быть полностью совместимой с предыдущим облачным хранилищем используемых заказчиком".
Между тем, в извещении, а именно, в описании объекта закупки отсутствуют сведения о текущем поставщике или параметры облачного хранилища используемым заказчиком.
На рассмотрении жалобы заказчиком обратного не доказано и не представлено доказательств.
Таким образом, действия заказчика нарушают положения части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Данный довод жалобы признан Комиссией Якутского УФАС России обоснованным.
Таким образом, жалоба признана частично обоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки нарушений не выявлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "ФастМайл" на действия (бездействие) заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) Национальная вещательная компания "Саха" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по размещению информационных материалов на серверах программно-аппаратного комплекса сети доставки контента (извещение N 0816500000623002041) частично обоснованной (доводы жалобы о том, что заказчиком предъявлены избыточные требования в описании объекта закупки и предъявлены требования, исполнимые только текущим поставщиком услуг, признаны обоснованными).
2. Признать заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) Национальная вещательная компания "Саха" нарушившим часть 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии _
Члены комиссии: _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 13 марта 2023 г. N 014/06/49-233/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.03.2023