На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) N 49/1 от 20.07.2022 года, обращения Павловой И., пересланное прокуратурой г. Якутска (вх. N1395 от 28.02.2023), в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссией в следующем составе:
<_> - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, руководителя Комиссии;
<_>- старшего государственного инспектора контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
<_>- старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
проведена внеплановая документарная проверка действий (бездействий) заказчика Якутской городской думы, уполномоченного органа окружной администрации г. Якутска при осуществлении закупки на оказание услуг по продвижению аккаунтов и публикаций о деятельности Якутской городской Думы в социальных сетях и мессенджерах (изв. N 0116300000122001348).
1. Полное наименование проверяемой организации: Якутская городская дума (далее также - Якутская городская дума, заказчик).
Юридический адрес проверяемой организации: 677000, САХА /ЯКУТИЯ/ РЕСПУБЛИКА, ГОРОД ЯКУТСК, ПРОСПЕКТ ЛЕНИНА, 15;
Почтовый адрес проверяемой организации: 677000, САХА /ЯКУТИЯ/ РЕСПУБЛИКА, ГОРОД ЯКУТСК, ПРОСПЕКТ ЛЕНИНА, 15;
ОГРН 1021401064651;
ИНН 1435038820;
КПП 143501001.
2. Полное наименование проверяемой организации: Окружная администрация города Якутска (далее - Окружная администрация г. Якутска, уполномоченный орган),
Юридический адрес проверяемой организации: Российская Федерация, 677000, Республика Саха (Якутия), город Якутск, проспект Ленина, дом 15;
Почтовый адрес проверяемой организации: Российская Федерация, 677000, Республика Саха (Якутия), город Якутск, проспект Ленина, дом 15;
ОГРН 1031402045124;
ИНН 1435133907;
КПП 143501001.
Проверка начата 06.03.2023 года, окончена 17.03.2023 года;
Вид проверяемой деятельности: соблюдение заказчиком Якутской городской думы, уполномоченного органа окружной администрации г. Якутска при осуществлении закупки на оказание услуг по продвижению аккаунтов и публикаций о деятельности Якутской городской Думы в социальных сетях и мессенджерах (изв. N 0116300000122001348) законодательства о контрактной системе.
Место проведения контрольного мероприятия: 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Октябрьская, 22, каб. 207, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия).
Проверка проведена на основании обращения Павловой И., пересланное прокуратурой г. Якутска (вх. N1395 от 28.02.2023).
Из обращения следует, что положения муниципального контракта противоречат действующему законодательству.
Комиссия, изучив представленные к проверке материалы, установила следующее.
15.12.2022 в Единой информационной системе размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по продвижению аккаунтов и публикаций о деятельности Якутской городской Думы в социальных сетях и мессенджерах (изв. N 0116300000122001348).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 400 000,00 рублей.
4. На участие в закупке подана 1 (одна) заявка от участников закупки, такая заявка признана соответствующей требованиям извещения о проведении закупки.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, приходит к следующим выводам:
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Из смысла статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе самостоятельно определять предмет закупки и его характеристики в соответствии с потребностью в том или ином товаре.
В силу части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе в число основных принципов контрактной системы в сфере закупок входит не только принцип обеспечения конкуренции (создание равных условий между участниками закупки), но и принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также принцип эффективности осуществления закупки, т.е. выявление лица, которое в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования.
Согласно пункту 6 статьи 1 Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" официальная страница - персональная страница в определенных Правительством Российской Федерации информационных системах и (или) программах для электронных вычислительных машин, соответствующих требованиям, предусмотренным статьей 10.6 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", созданная государственным органом, органом местного самоуправления или подведомственной организацией и содержащая информацию об их деятельности.
В соответствии со статьей 38 Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" Граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц.
Государственные органы, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.
На основании Распоряжения Правительства РФ от 02.09.2022 N 2523-р Органы местного самоуправления и подведомственные им организации обязаны создать и вести свои официальные страницы в социальных сетях ВКонтакте и Одноклассники.
Согласно описанию объекта закупки заказчиком установлено в том числе следующее:
"Услуги по продвижению аккаунтов и публикаций о деятельности Якутской городской Думы и ее Председателя в социальных сетях ВК, Одноклассники и мессенджерах*.
Продвижение публикаций в популярных тематических группах Республики Саха (Якутия) в социальных сетях с аудиторией не менее 10 тысяч подписчиков и мессенджерах (не менее 5 тысяч аккаунтов-пользователей) с целью повышения охвата и привлечения целевой аудитории, обработка текстовых и визуальных материалов на русском языке и языке саха для адаптации под площадки, продвижение публикаций с помощью таргетированной, контекстной и другими видами интернет-рекламы и digital-продвижения, составление стратегий продвижения аккаунтов и публикаций, мониторинг, аналитика, составление отчетов, выполнение плановых показателей.
*по запросу Заказчика возможны изменения по социальным сетям и мессенджерам в части увеличения количества каналов и медиаплощадок.
1. Продвижение публикаций в социальных сетях
- обработка текстовых и визуальных материалов на русском языке и языке саха для адаптации под социальные сети, согласование всех материалов с Заказчиком.
- размещение согласованных материалов в популярных тематических группах Республики Саха (Якутия) в социальных сетях с подходящей Заказчику целевой с аудиторией не менее 10 тысяч подписчиков.
- контроль за публикациями: отслеживание реакций аудитории, ответы на вопросы пользователей, а также снятие негатива: контраргументация, вытеснение негатива из результатов поиска, привлечение лояльной аудитории, работа с экспертами.
Продвижение не менее 100 публикаций в срок действия настоящего контракта. Каждая из публикаций получает не менее 3 размещений в группах, согласованных с Заказчиком для каждой из публикаций отдельно.
2. Продвижение публикаций в мессенджерах
- обработка текстовых и визуальных материалов на русском языке и языке саха для адаптации под размещение в мессенджерах, согласование всех материалов с Заказчиком.
- размещение согласованных материалов в популярных тематических группах Республики Саха (Якутия) в мессенджерах с подходящей Заказчику целевой с аудиторией не менее 5 тысяч аккаунтов.
- контроль за публикациями: отслеживание реакций аудитории, ответы на вопросы пользователей, а также снятие негатива.
Продвижение не менее 100 публикаций в срок действия настоящего контракта. Каждая из публикаций получает не менее 20 размещений в группах, согласованных с Заказчиком для каждой из публикаций отдельно.
3. Digital-продвижение
- обработка текстовых и визуальных материалов на русском языке и языке саха для адаптации под продвижение с помощью digital-инструментов, в том числе таргетинга и пр., согласование всех материалов с Заказчиком.
- запуск и отслеживание продвижения материалов, составление отчетов.
Продвижение не менее 4 публикаций в срок действия настоящего контракта. Каждая из публикаций получает охват не менее 10 тысяч пользователей на площадках, согласованных с Заказчиком для каждой из публикаций отдельно.
4. Продвижение с помощью блогеров и лидеров мнений
- Подбор лидеров мнений, привлечение в аккаунты Якутской городской Думы и ее Председателя Лидеры мнений - пользователи социальных сетей / блогеры /онлайн-журналисты, чья аудитория совпадает с аудиторией Якутской городской Думы. Критерии подбора - количество подписчиков не менее 5 тысяч, популярность среди сегмента целевой аудитории, соответствие тематик.
- Подготовка и согласование с Заказчиком информационных поводов для лидеров мнений на русском языке и языке саха. На основании информационных поводов муниципального, регионального и федерального уровней, подготовка инфоматериалов для лидеров мнений и направление им для ознакомления. Также привлечение лидеров мнений на мероприятия Якутской городской Думы для дальнейшего освещения в социальных сетях
- Постоянный контроль за публикациями лидеров мнений. Отслеживание реакции лидеров мнений на инфоповоды, отслеживание публикаций. При необходимости - коррекция списка лидеров мнений при работе с конкретным инфоповодом. Часть публикаций носит уникальный характер (лидеры мнений пишут уникальные посты или статьи), часть публикаций - публикации наиболее интересных постов с аккаунта Якутской городской Думы или депутатов Якутской городской Думы (в том числе инфографики).
Продвижение с помощью блогеров и лидеров мнений осуществляется по запросу Заказчика в течение всего срока действия контракта. Не менее 4 публикаций в срок действия контракта.
При работе с лидерами мнений не используется финансовый формат стимулирования.
Мониторинг всех упоминаний Якутской городской Думы в социальных сетях, мессенджерах и блогосфере."
Из письменных пояснений заказчика следует, что наличие положений о "снятии негатива" и привлечений к работе лидеров общественного мнения в муниципальном контракте, представляет собой деятельность, связанную с коммуникацией с большим количеством анонимных пользователей, включая представителей недружественных стран, пытающихся дестабилизировать государственный строй Российской Федерации. Все это является спецификой работы в социальных сетях, которая в свою очередь не нарушает норм действующего законодательства.
Законодательство о контрактной системе позволяет заказчику, руководствуясь своими потребностями, самостоятельно определять предмет закупки, его количественные и качественные характеристики, в необходимой степени детализировать его.
Таким образом, Комиссия Якутского УФАС России, изучив материалы дела, относительно описания объекта закупки Заказчиком, приходит к выводу, что установленное заказчиком описание объекта закупки, сформировано в соответствии с потребностью Заказчика, конкуренцию не ограничивает.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
В действиях заказчика Якутской городской думы, уполномоченного органа Окружной администрации г. Якутска при осуществлении закупки на оказание услуг по продвижению аккаунтов и публикаций о деятельности Якутской городской Думы в социальных сетях и мессенджерах (изв. N 0116300000122001348) нарушений не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Руководитель комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 17 марта 2023 г. N 014/06/99-224/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.03.2023