Инспекция Ленинградского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
в присутствии представителей по доверенности:
от Заказчика - ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ЛЕНИНГРАДСКОЕ ОБЛАСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТА:
от Уполномоченного органа - Комитет государственного заказа Ленинградской области:
в отсутствие представителей от Заявителя - ООО "Телеком Вокруг", извещенного о времени и месте заседания Инспекции надлежащим образом,
по информации, поступившей в Ленинградское УФАС России, на основании приказа руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области N 463 от 26.11.2021 (далее - Приказ) и в соответствии с пп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним Уведомление о проведении внеплановой камеральной проверки решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Постановление Правительства РФ N 1576) в целях контроля соблюдения требований Закона о контрактной системе провела внеплановую камеральную проверку действий (бездействия) Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг формирования цифровых реестров остановочных пунктов и регулярных маршрутов пассажирского транспорта общего пользования Ленинградской области.
В ходе проведения внеплановой проверки Инспекция
УСТАНОВИЛА:
06.02.2023 на официальном сайте ЕИС размещено извещение о проведении закупки N 0145200000423000044.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно доводам жалобы Заявителем оспариваются положения извещения об осуществлении закупки в части установления описания объекта закупки.
В первом доводе жалобы Заявитель указывает на то, что описание объекта закупки не содержит однозначных требований к оказанию услуг и их приемке.
Описанием объекта закупки установлены следующие положения:
- "7.2.3.8. перегоны (точные координатные привязки межостановочных участков маршрутов к улично-дорожной сети) с учетом направления движения и допустимым отклонением не более чем 12 (двенадцати) метров (массив координат); методика проверки Заказчиком при проведении процедуры сдачи и приемки Услуг: согласно требованиям п.п. 10.3.2. настоящего Описания объекта закупки);"
- "7.2.4.8. перегоны (точные координатные привязки межостановочных участков маршрутов к улично-дорожной сети) с учетом направления движения и допустимым отклонением не более чем 12 (двенадцати) метров (массив координат); методика проверки Заказчиком при проведении процедуры сдачи и приемки Услуг: согласно требованиям п.п. 10.6.2. настоящего Описания объекта закупки)"
- "10.3.2. Точность (максимальная величина отклонения) координатной привязки межостановочных участков (перегонов) смежных межрегиональных и межмуниципальных маршрутов ПТОП ЛО к улично-дорожной сети определяется посредством расчета для каждого из выбранных маршрутов максимального значения кратчайшего расстояния по нормали, выраженного в метрах, между линиями перегонов выбранного маршрута, содержащимися в цифровом реестре смежных межрегиональных и межмуниципальных маршрутов ПТОП ЛО, сформированном Исполнителем в ходе оказания Услуг Этапа 1, и соответствующими линиями эталонной улично-дорожной сети, задействованной для перевозки пассажиров по выбранному маршруту. Под линиями эталонной улично-дорожной сети понимаются линии (массивы координат и/или наборы файлов "Shapefile" и/или файлов "GeoJSON"), доступные для выгрузки из общедоступных публичных картографических сервисов, а также их визуализации на картографической подложке посредством данных сервисов. Заказчик осуществляет выборочную проверку случайных (выбранных Заказчиком) перегонов не менее 1 (одного) процента от общего количества смежных межрегиональных и межмуниципальных маршрутов ПТОП ЛО, посредством сопоставления сведений, содержащихся в представленном Исполнителем Цифровом реестре смежных межрегиональных и межмуниципальных маршрутов ПТОП ЛО, и данных об эталонной улично-дорожной сети".
Заявитель считает, что, исходя из спорных положений описания объекта закупки, может возникнуть ситуация, при которой, например, исполнитель при оказании услуг выберет данные сервисов "Google Maps", а Заказчик "Open Street Map" или "Яндекс карты", которые не совпадают между собой, что потенциально может привести к отказу в приемке заказчиком оказанной исполнителем услуги. Из чего следует, что извещением и описанием объекта закупки не установлено однозначных требований к оказанию услуг и их приемке.
Инспекция поддерживает довод обращения Заявителя, кроме того, в ходе заседания Инспекции представителем Заказчика в материалы дела не представлено доказательств того, что описание объекта закупки в части рассматриваемого довода, содержит однозначные требования к оказанию услуг и их приемке.
Во втором доводе жалобы Заявитель также указывает на то, что извещение об осуществлении закупки не содержит однозначных требований к оказанию услуг.
Инспекция, заслушав на заседании позицию Заказчика, пришла к выводу, что данный довод является необоснованным ввиду следующего:
Утверждение, содержащееся в жалобе относительно того, что понятие "улично-дорожная сеть" обычно актуально для территорий населенных пунктов" является неверным и не содержит ссылок на соответствующую нормативно-правовую базу.
Отсутствие определения понятия "улично-дорожная сеть" в Описании объекта закупки не формирует предпосылок для неоднозначных трактовок требований Заказчика, поскольку Описание объекта закупки содержит четкие требования относительно состава и качества оказываемых Услуг, включая методику проверки.
Также представитель Заказчика пояснил, что требования к формированию цифровых реестров, установленные Описанием объекта закупки, являются однозначно интерпретируемыми и конкретными для всех остановочных пунктов и регулярных маршрутов ПТОП ЛО вне зависимости от расположения остановочных пунктов или пролегания трасс регулярных маршрутов ПТОП ЛО в границах населенных пунктов Ленинградской области или вне их.
Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что содержащийся в обращении вопрос построения перегонов регулярных маршрутов ПТОП ЛО был рассмотрен и опубликован Заказчиком ранее в рамках предоставления разъяснений на запрос N 190731 при ответе на вопрос N2 относительно расположения остановочных пунктов на улично-дорожной сети.
Исходя из вышеизложенного довод обращения Заявителя не нашел своего подтверждения.
Согласно третьему доводу обращения Заявитель обращает внимание Инспекции на требование п. 8.2 описания объекта закупки: 8.2: "Исполнитель в процессе оказания Услуг осуществляет системное проектирование и разработку архитектуры данных цифровых реестров с целью обеспечения возможности последующего многократного переиспользования результатов оказания Услуг, а также обеспечения возможности использования результатов оказания Услуг для машинной обработки и импорта данных, содержащихся в цифровых реестрах".
Заявитель считает, что данное требование не содержит информации относительно того, в рамках каких программных продуктов необходимо предусмотреть переиспользование и обеспечить машинную обработку и импорт. Данная информация необходима для учета структуры данных, используемой в программных продуктах, при проведении системного проектирования и разработки архитектуры, "для машинной обработки и импорта данных, содержащихся в цифровых реестрах".
В отношении третьего довода обращения Инспекция, заслушав позиции сторон, изучив материалы дела, пришла к выводу, что требование п. 8.2 описания объекта закупки не содержит указаний, в рамках каких программных продуктов необходимо предусмотреть переиспользование и обеспечить машинную обработку и импорт данных.
Таким образом, довод Заявителя о том, что описание объекта закупки не содержит полной информации, необходимой для оказания услуг, подтверждается материалами дела.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Инспекция
РЕШИЛА:
1.Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе;
2.Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов и внесением изменений в извещение об осуществлении закупки;
3.Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 10 марта 2023 г. N 047/06/99-376/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.03.2023