Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки.
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 2213-ИП/23 от 06.03.2023) на положения извещения при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 09.02.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта 6 000 000,00 рублей.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно первому доводу жалобы Заявителя, Заказчиком неверно выбран код объекта закупки по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2).
Извещением N 0845600003823000005 о проведении конкурса в электронной форме объектом закупки установлено оказание услуг по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов с кодом позиции по ОКПД2 - 81.29.19.000 (Услуги по чистке и уборке прочие, не включенные в другие группировки).
Заявитель в своей жалобе указывает на то, что объекту закупки должен был быть присвоен код по ОКПД2 - 38.12.12 (Услуги по сбору прочих опасных промышленных отходов).
Согласно, Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ и Приказу Министерства природных ресурсов РФ от 04.12.2014 г. N 536 "Об утверждении критериев отнесения отходов к I-IV классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду" выделяют пять классов промышленных отходов:
I. Чрезвычайно опасные.
II. Высокоопасные.
III. Умеренного опасные.
IV. Малоопасные.
V. Неопасные.
Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО).
Исходя из мониторинга территории муниципального образования "Свердловское городское поселение", проведенного администрацией, на предмет образовавшихся несанкционированных мест и морфологического состава отходов производства и потребления, можно сделать вывод о том, что основным классом отходов является V (неопасный) класс и присутствием IV (малоопасного) класса, а именно:
ФККО 15211001215 "отходы сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок" (V класс - Безвредные. Практически неопасные. Их угроза окружающей среде стремится к 0);
ФККО 81110001495 "грунт, образовавшийся при проведении землеройных работ, не загрязненный опасными веществами" (V класс - Безвредные. Практически неопасные. Их угроза окружающей среде стремится к 0);
ФККО 34321001205 "бой строительного кирпича" (V класс - Безвредные. Практически неопасные. Их угроза окружающей среде стремится к 0);
ФККО 89001111725 "мусор от строительных и ремонтных работ, содержащий материалы, изделия, отходы которых отнесены к V классу опасности" (V класс - Безвредные. Практически неопасные. Их угроза окружающей среде стремится к 0);
ФККО 83010001715 "лом дорожного полотна автомобильных дорог (кроме отходов битума и асфальтовых покрытий)" (V класс - Безвредные. Практически неопасные. Их угроза окружающей среде стремится к 0);
ФККО 82913111205 "отходы опалубки деревянной, загрязненной бетоном" (V класс - Безвредные. Практически неопасные. Их угроза окружающей среде стремится к 0);
ФККО 40518301605 "отходы упаковочного картона незагрязненные" (V класс - Безвредные. Практически неопасные. Их угроза окружающей среде стремится к 0);
ФККО 49211121725 "отходы мебели деревянной офисной (содержание недревесных материалов не более 10%)" (V класс - Безвредные. Практически неопасные. Их угроза окружающей среде стремится к 0);
ФККО 73111002215 "отходы из жилищ крупногабаритные" (V класс - Безвредные. Практически неопасные. Их угроза окружающей среде стремится к 0);
ФККО 83020001714 "лом асфальтовых и асфальтобетонных покрытий" (IV класс - Малоопасные отходы. Низкая степень негативного воздействия на окружающую среду, время восстановления после ущерба не менее 3 лет);
ФККО 89000001724 "отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ" (IV класс - Малоопасные отходы. Низкая степень негативного воздействия на окружающую среду, время восстановления после ущерба не менее 3 лет);
ФККО 92111001504 "шины пневматические автомобильные отработанные" (IV класс - Малоопасные отходы. Низкая степень негативного воздействия на окружающую среду, время восстановления после ущерба не менее 3 лет);
ФККО 45711901204 "отходы прочих теплоизоляционных материалов на основе минерального волокна незагрязненные" (IV класс - Малоопасные отходы. Низкая степень негативного воздействия на окружающую среду, время восстановления после ущерба не менее 3 лет);
ФККО 73995101724 "мусор наплавной от уборки акватории" (IV класс - Малоопасные отходы. Низкая степень негативного воздействия на окружающую среду, время восстановления после ущерба не менее 3 лет)
Соответственно, применение к объекту закупки кода 38.12.12.000 "Услуги по сбору прочих опасных промышленных отходов" по ОКПД2 является нецелесообразным, а довод Заявителя не находит своего подтверждения, так как Заявителем в материалы дела не представлено доказательств того, что предложенный им код ОКПД2 является единственно верным.
Согласно второму доводу жалобы Заявителя, Заказчиком неверно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р утвержден перечень товаров, работ, услуг в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме.
Код позиции 81.29.19.000 для объекта закупки по ОКПД2 отсутствует в перечне товаров, работ, услуг в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме.
Соответственно, Заказчиком правомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а довод Заявителя не находит своего подтверждения.
Таким образом, Комиссия Ленинградского УФАС приходит к выводу, что Заказчиком были правомерно выбраны код позиции 81.29.19.000 для объекта закупки по ОКПД2 и способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а доводы Заявителя не находят своего подтверждения.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Помимо вышеуказанного, от Заказчика в Ленинградское УФАС России поступило ходатайство (вх. N 2311-ЭП/23 от 10.03.2023) о выдаче предписания в связи с тем, что при заполнении и размещении извещения произошла техническая ошибка в части указания суммы начальных цен за единицы услуг.
Так, вместо 3 466,66 руб., являющихся суммой цен за единицы услуг, указанных в Приложении N 1 к Обоснованию начальной (максимальной) цены контракта, в Извещении была указана сумма 6 000 000 руб., являющаяся максимальной ценой контракта, что и указано в обосновании начальной (максимальной) цены.
На основании вышеизложенного, Комиссия усматривает в действиях Заказчика нарушения пункта 24 статьи 22 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Специализированное предприятие по уборке и благоустройству территории "Энергия" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 24 статьи 22 Закона о контрактной системе;
3. Ходатайство МКУ "Управление по обеспечению деятельности муниципального образования" муниципального образования "Свердловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области удовлетворить и выдать предписание об отмене протоколов рассмотрения и оценки первых и вторых частей заявок с номерами ПРОI1 от 07.03.2023 и ПРОII1 от 09.03.2023 и внесении изменений в извещение о проведении закупки.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 14 марта 2023 г. N 047/06/42-393/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.03.2023