Резолютивная часть решения объявлена 13.02.2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 16.03.2023 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии:
"_" - руководитель Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
"_" - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"_" - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
при участии в рассмотрении жалобы путем использования видеоконференцсвязи "TrueConf":
от уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок:
- "_", действующая на основании доверенности от 09.01.2023 года N 1,
от подателя жалобы - Общества с ограниченной ответственностью "Медикал Ресурс" (далее ООО "Медикал Ресурс", общество):
- "_", действующий на основании доверенности от 09.01.2023 года N 2,
в отсутствии надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы представителя государственного заказчика - Министерства здравоохранения Республики Тыва (далее государственный заказчик),
рассмотрев жалобу (вх. N 858 от 06.03.2023 года) ООО "Медикал Ресурс" (193312, г. Санкт-Петербург, ВН ТЕР.Г. муниципальный округ ОККЕРВИЛЬ, ул. Коллонтай, д. 41, литер А, пом. 2-Н, 6-Н, офис 200, ИНН: 7811773149) на положения извещения электронного аукциона N 0112200000823000457 "Поставка медицинского оборудования "Анализатор биохимический множественных аналитов клинической химии ИВД, лабораторный, полуавтоматический" в рамках реализация мероприятий региональной программы модернизации первичного звена здравоохранения (оснащение и переоснащение медицинским оборудованием) на 2023 год", начальная (максимальная) цена контракта: 1 866 666, 66 рублей, и в результате осуществления внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес уполномоченного органа, государственного заказчика, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения, а также указанные уведомления и ссылка на видеоконференцсвязь "TrueConf" с инструкцией по подключению размещены в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), в разделе "Реестр жалоб" под реестровым номером N 202300187300000106.
Согласно письменным доводам жалобы ООО "Медикал Ресурс" права и законные интересы общества нарушены действиями заказчика, который неправомерно включил в описание объекта закупки N 0112200000823000457 требования к функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам товара, которые не предусмотрены в позиции КТРУ, при наличии ограничений, установленных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 года N 878.
В ходе заседания Комиссии Тывинского УФАС России представитель ООО "Медикал Ресурс" поддержал письменные доводы жалобы, а также пояснил, что совокупность установленных в извещении электронного аукциона N 0112200000823000457 характеристик закупаемого товара ограничивает круг участников закупки.
До рассмотрения жалобы в адрес Тывинского УФАС России письменные возражения государственного заказчика относительно доводов жалобы не поступили.
В ходе рассмотрения жалобы представитель уполномоченного органа, пояснила, что указание при описании объекта закупки дополнительных функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик товара, которые не предусмотрены в позиции каталого товара работ и услуг, обусловлено отсутствием в позиции КТРУ 26.51.53.141-00000041 характеристик товара, позволяющих должным образом описать объект закупки.
Рассмотрев жалобу, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведя внеплановую документарную проверку извещения электронного аукциона N 0112200000823000457 "Поставка медицинского оборудования "Анализатор биохимический множественных аналитов клинической химии ИВД, лабораторный, полуавтоматический" в рамках реализация мероприятий региональной программы модернизации первичного звена здравоохранения (оснащение и переоснащение медицинским оборудованием) на 2023 год", Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
27.02.2023 года уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок в ЕИС размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000823000457 "Поставка медицинского оборудования "Анализатор биохимический множественных аналитов клинической химии ИВД, лабораторный, полуавтоматический" в рамках реализация мероприятий региональной программы модернизации первичного звена здравоохранения (оснащение и переоснащение медицинским оборудованием) на 2023 год", начальная (максимальная) цена контракта: 1 866 666, 66 рублей.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона N 0112200000823000457 заказчиком рассматриваемой закупки является Министерство здравоохранения Республики Тыва.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона о контрактной системе в целях централизации закупок могут быть создан государственный орган, уполномоченный на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков. Такой уполномоченный орган осуществляет полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, установленные решениями о создании таких уполномоченных органов или о наделении их указанными полномочиями.
Порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями определяется решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии с статьей 26 Закона о контрактной системе (часть 10 статьи 26 Закона о контрактной системе).
Постановлением Правительства Республики Тыва от 29.03.2017 года N 122 утвержден Порядок взаимодействия заказчиков и Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Порядок).
В силу подпунктов 1, 2, 7 пункта 5.2. Порядка Заказчик:
- формирует и направляет в уполномоченный орган заявку на закупку, в том числе утвержденное руководителем заказчика или иным уполномоченным лицом описание объекта закупки и проект контракта (договора), подписанную усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя или иного уполномоченного лица, через РКС;
- разрабатывает и утверждает описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе;
- устанавливает условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Таким образом, ответственность за описание объекта закупки несут заказчики Республики Тыва, в расстраиваемом случае Министерство здравоохранения Республики Тыва.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0112200000823000457 объектом закупки является "Анализатор биохимический множественных аналитов клинической химии ИВД, лабораторный, полуавтоматический" с указанием кода позиции Каталога товаров, работ, услуг для осуществления государственных и муниципальных нужд N 26.51.53.141-00000041 (далее КТРУ) и ограничениями допуска товаров иностранного производства, установленными Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 года N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
В составе извещения о проведении Аукциона N 0112200000823000457, помимо прочего, размещено описание объекта закупки (файл "Технические характеристики"), которое содержит требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам объекта закупки в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 года N 145 (далее - Постановление Правительства N 145) утверждены Правила формирования и ведения в ЕИС КТРУ (далее - Правила формирования и ведения КТРУ) и Правила использования КТРУ.
Пунктом 2 Правил использования КТРУ установлено, что КТРУ используется заказчиками в целях:
а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в:
- извещении об осуществлении закупки;
- приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
- документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке);
- контракте;
- реестре контрактов, заключенных заказчиками;
б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения КТРУ установлено, что в позицию КТРУ включается следующая информация:
б) наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара);
в) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ) (при наличии);
г) информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил;
е) дата включения в каталог позиции;
ж) дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога;
з) дата окончания применения позиции каталога (при необходимости);
При рассмотрении жалобы Комиссией установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона применен код позиции КТРУ 26.51.53.141-00000041 "Анализатор биохимический множественных аналитов клинической химии ИВД, лабораторный, автоматический".
Согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности, утвержденному Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, В ОКПД 2 использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код состоит из 2 - 9 цифровых знаков, и его структура может быть представлена в следующем виде:
XX |
класс |
XX.X |
подкласс |
XX.XX |
группа |
XX.XX.X |
подгруппа |
XX.XX.XX |
вид |
XX.XX.XX.XX0 |
категория |
XX.XX.XX.XXX |
подкатегория |
то есть код ОКПД2 26.51.53.141 является подкатегорией кода ОКПД2 26.51.53.140 "Приборы универсальные для определения состава и физико-химических свойств газов, жидкостей и твердых веществ".
Подпунктом "а" пункта 5 Правил использования КТРУ установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением в том числе случая осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 года N 878, при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
При этом код ОКПД2 26.51.53.140, содержится в Перечне радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
С учетом изложенного, при осуществлении закупки товаров с кодом ОКПД2 26.51.53.140 заказчики при описании объекта закупки должны использовать исключительно характеристики товара, указанные в позиции кода КТРУ.
В соответствии с информацией, размещенной в ЕИС, код позиции КТРУ 26.51.53.141-00000041 обязательный к применению с 30.01.2023 года содержит следующие характеристики Анализатора биохимического многоканального ИВД, лабораторный, полуавтоматический:
Наименование характеристики |
Вид характеристики |
Значение характеристики |
Единица измерения характеристики |
Встроенный термопринтер |
Изменяемая заказчиком (выбор одного) |
Да |
|
Неважно |
|
||
Подключение к лабораторной информационной системе |
Изменяемая заказчиком (выбор одного) |
Да |
|
Неважно |
|
||
Открытая система для реагентов |
Изменяемая заказчиком (выбор одного) |
Да |
|
Неважно |
|
Однако, в нарушение требований части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе и подпункта "а" пункта 5 Правил использования КТРУ, государственным заказчиком - Министерством здравоохранения Республики Тыва в описание объекта закупки электронного аукциона N 0112200000823000457 включена дополнительная информация, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, которые не предусмотрены в позиции КТРУ N 26.51.53.141-00000041 "Анализатор биохимический множественных аналитов клинической химии ИВД, лабораторный, автоматический".
Таким образом, описанные выше действия государственного заказчика - Министерства здравоохранения Республики Тыва содержат нарушение требований части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе и подпункта "а" пункта 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 года N 145, в части неправомерного включения в описание объекта закупки электронного аукциона N 0112200000823000457 дополнительной информации, а также дополнительных потребительских свойств, в том числе функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик товара, которые не предусмотрены в позиции КТРУ.
По результатам внеплановой документарной проверки Комиссией Тывинского УАФС России установлено следующее:
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы, в частности, требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки, а именно: документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
В силу части 1 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ) медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
В соответствии с части 4 статьи 38 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, прошедших государственную регистрацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и медицинских изделий, прошедших регистрацию в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении правил государственной регистрации медицинских изделий" (далее - Постановление Правительства РФ N 1416) государственной регистрации подлежат любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем (изготовителем) для профилактики, диагностики, в том числе лечения и медицинской реабилитации заболеваний.
Таким образом, документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0112200000823000457, а также в соответствии с описанием объекта закупки, предметом закупки является поставка медицинского изделия "Анализатор биохимический множественных аналитов клинической химии ИВД, лабораторный, полуавтоматический".
Комиссия Тывинского УФАС России, изучив извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000823000457, а также приложения к нему, установила, что требование о предоставлении участниками закупки в составе заявки регистрационного удостоверения на медицинское изделие, отсутствует.
Таким образом, в действиях государственного заказчика - Министерства здравоохранения Республики Тыва установлено нарушение пункта 3 части 2 статьи 42, подпункта "в" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, в части неустановления в извещении о проведении электронного аукциона N 0112200000823000457 требования о предоставлении участниками закупки в составе заявки регистрационного удостоверения на медицинское изделие.
Описанные выше нарушения законодательства о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения ответственность за которое установлена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Медикал Ресурс" обоснованной.
2. Установить в действиях государственного заказчика - Министерства здравоохранения Республики Тыва нарушение части 6 статьи 23 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и подпункта "а" пункта 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 года N 145, в части неправомерного включения в описание объекта закупки электронного аукциона N 0112200000823000457 дополнительной информации, а также дополнительных потребительских свойств, в том числе функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик товара, которые не предусмотрены в позиции КТРУ.
3. По результатам проведенной внеплановой документарной проверки установить в действиях государственного заказчика - Министерства здравоохранения Республики Тыва нарушение пункта 3 части 2 статьи 42, подпункта "в" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части неустановления в извещении о проведении электронного аукциона N 0112200000823000457 требования о предоставлении участниками закупки в составе заявки регистрационного удостоверения на медицинское изделие;
4. Выдать уполномоченному органу - Министерству Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок и аукционной комиссии уполномоченного органа, государственному заказчику - Министерству здравоохранения Республики Тыва, оператору электронной торговой площадки - Агентству по государственному заказу Республики Татарстан предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностном лицу Тывинского УФАС России для принятия решения о возбуждения дела об административном правонарушении в отношении винновых должностных лиц.
Председатель Комиссии |
"_" |
|
|
Члены Комиссии |
"_"
"_"
|
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 16 марта 2023 г. N 017/06/105-19/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.03.2023