Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Крымского УФАС России
В.Ю. Розинов,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России
А.М. Крылова,
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России
Т.В. Бачинская,
при участии представителей интересов:
- ГБОУ РК "Алупкинская санаторная школа-интернат" (далее - Заказчик) - Елисеенко С.А. (по доверенности),
- Государственный комитет конкурентной политики Республики Крым (далее - Уполномоченный орган) - Хованский И.В. (по доверенности),
- ИП Стромова Юлия Михайловна (далее - Заявитель) - Стромов Д.В. (по доверенности),
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Монтаж (дооборудование) системы видеонаблюдения" по адресу Республика Крым, город Ялта, город Алупка, улица им. Олега Кошевого, дом 2" (извещение N 0175200000423000102) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, опубликовавшего извещение о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
В силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, под электронным аукционом понимается конкурентный способ определения поставщиков, при котором победителем электронной процедуры признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном пунктом 9 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, должно содержать, в том числе, наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе.
Как следует из доводов жалобы Заявителя:
"Заказчик под кодом ОКПД2 43.21.10.120 (Работы электромонтажные, связанные с установкой приборов), фактически закупает не только сами работы, но и товары, которые имеют свои коды ОКПД2/КТРУ
В п. 2 Правил использования КТРУ указано, что каталог используется заказчиками в целях обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в части описания объектов закупки, в извещении об осуществлении закупки (далее - извещение), приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом (далее - приглашение), документации о закупке (далее - документация), контракте, реестре контрактов и т.д.
В соответствии с п. 4 Правил использования КТРУ заказчики при осуществлении закупки по общему правилу обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с Правилами формирования КТРУ с указанной в этой позиции даты начала обязательного применения (п. 3 письма ФАС России от 19.06.2019 N МЕ/51304/19). В частности, заказчик обязан указывать согласно такой позиции следующую информацию:
- наименование товара, работы, услуги (пп. "а" п. 4 Правил использования КТРУ);
- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии) (пп. "б" п. 4 Правил использования КТРУ);
- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции) (пп. "в" п. 4 Правил использования КТРУ).
В силу п. 5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении, приглашении и документации дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги, которые не предусмотрены в позиции каталога, в соответствии с положениями ст. 33 Закона N 44-ФЗ, за исключением случаев:
- осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25 1 - 25 7 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
- если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством РФ в соответствии с ч. 5 ст. 33 Закона N 44-ФЗ (пп. "б" п. 5 Правил использования КТРУ).
В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 Правил использования КТРУ, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции КТРУ (п. 6 Правил использования КТРУ, вышеупомянутое письмо Минфина России от 06.02.2018 N 24-06-07/6697 и письмо Минфина России от 17.03.2020 N 24-05-08/20208).
Заказчиком планируется к приобретению услуга по проведению электромонтажных работ. При этом в описании объекта закупки (файл "2. Описание объекта закупки.docx") говорится о том, что подрядчик обязан приобрести необходимые материалы и оборудование за свой счет ("материалы и оборудование, предусмотренные проектно-сметной документацией, а также расходные материалы, запасные части и комплектующие, необходимые для достижения результата выполнения работ приобретаются Подрядчиком за свой счет, Заказчик дополнительных затрат не несет"). Таким образом, заказчик прямо указывает на тот факт, что предметом закупки является не только собственно проведение работ, а в том числе и закупка материалов, при помощи которых эти работы производятся.
Предлагаемые заказчиком к закупке материалы и обрудование возможно описать на основании карточек КТРУ. К примеру:
Наименование товара в смете |
Соответствсующий код ОКПД2 и/или КТРУ |
IP-видеорегистратор на 128 каналов TRASSIR NeuroStation Pro TRASSIR |
ОКПД2 26.20.30.000, КТРУ 26.20.30.000-00000001 - Устройства автоматической обработки данных прочие |
IP-камера цилиндрическая, разрешением 4Мп с ИК-подсветкой до 60-м и с моторизированным вариообъективом 2.7 - 13.5 мм DH-IPC-HFW3441TP-ZS Dahua |
ОКПД2 26.70.13.000, КТРУ 26.70.13.000-00000003 Камера видеонаблюдения |
IP-камера купольная, разрешением 2Мп с ИК-подсветкой до 30-м, с объективом 2.8 мм DH-IPC-HDBW2230EP-S-0280B Dahua |
ОКПД2 26.70.13.000, КТРУ 26.70.13.000-00000003 Камера видеонаблюдения |
Управляемый L3 коммутатор Gigabit Ethernet на 16xGE SFP + 8xGE Combo (RJ45 + SFP) + 4x10G SFP+ Uplink SW-32G4X-1L OSNOVO |
ОКПД2 26.30.11.110, КТРУ 26.30.11.110-00000041 Коммутатор |
Управляемый L2 PoE коммутатор Gigabit Ethernet на 24 RJ45 PoE + 4 x GE Combo Uplink порта SW-8244/L(400W) OSNOVO |
ОКПД2 26.30.11.110, КТРУ 26.30.11.110-00000041 Коммутатор |
Оптический SFP Модуль промышленный. Одно волокно Single Mode. Скорость: до 1,25 Гбит/c. Тип разъема: SC. Оптический бюджет: 12дБ. Расстояние передачи - до 3 км. Рабочая длина волны,нм - Tx:1550/Rx:1310. SFP-S1SC12-G-1550-1310-I OSNOVO |
ОКПД2 26.30.23.000, КТРУ 26.30.23.000-00000017 Трансивер |
Оптический SFP Модуль промышленный. Одно волокно Single Mode. Скорость: до 1,25 Гбит/c. Тип разъема: SC. Оптический бюджет: 12дБ. Расстояние передачи - до 3 км. Рабочая длина волны,нм - Tx:1310/Rx:1550. SFP-S1SC12-G-1310-1550-I OSNOVO |
ОКПД2 26.30.23.000, КТРУ 26.30.23.000-00000017 Трансивер |
Гигабитный управляемый коммутатор в уличном исполнении со встроенным источником бесперебойного питания, встроенным оптическим кроссом и поддержкой PoE+, предназначенный для подключения 8-ми видеокамер стандарта PoE/PoE+ (IEEE802.3af/at) мощностью до 30 Вт. Суммарный бюджет мощности PoE - 160 Вт. В комплекте с аккумуляторными батареями. PSW-2G8F+UPS-Box TFortis |
ОКПД2 26.30.11.110, КТРУ 26.30.11.110-00000041 Коммутатор |
Монитор 24.1", 1920x1200@60 Гц, IPS, 5 мс, 1000:1, 350 Кд/м.кв., 178°/178°, HDMI, DisplayPort. DELL U2421E [2421-9503] Dell |
ОКПД2 26.20.17.110, КТРУ 26.20.17.110-00000009 Монитор, подключаемый к компьютеру |
Заказчиком фактически закупается радиоэлектронная продукция, но не установлено ограничение согласно постановлению Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 (ред. от 16.11.2022) "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
_
Отдельные закупаемые товары находятся в перечне радиоэлектронной продукции. Например, камеры видеонаблюдения (под кодом ОКПД2 26.70.13.000), видеорегистратор (под кодом ОКПД2 26.20.30.000), коммутатор (под кодом ОКПД2 26.30.11.110), монитор (под кодом ОКПД2 26.20.17.110) и так далее.
Считаем, что у заказчика была не только возможность, но прямая обязанность в установлении данного ограничения, так как закупаемая продукция подпадает в перечень продукции, на которую устанавливается данное ограничение".
Таким образом, по мнению Заявителя, Заказчиком в извещении о проведении Закупки неправомерно не установлено ограничение согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N878), а также неправомерно не установлены коды ОКПД2/КТРУ на товар, который закупается в данной Закупке.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно извещению о проведении закупки Заказчиком установлены ограничения допуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Согласно пункту 3 Постановления N878 ограничения применяются при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в соответствующий перечень.
Согласно пункту 2 Постановления N878 утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень). Перечень содержит наименования радиоэлектронной продукции с указанием кода в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности.
В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение о закупке должно содержать наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Из пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила N 145) следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
- наименование товара, работы, услуги;
- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с пунктом 6 Правил в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования КТРУ, Заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуг.
Согласно извещению о проведении Закупки, объектом Закупки является - "Монтаж (дооборудование) системы видеонаблюдения" по адресу Республика Крым, город Ялта, город Алупка, улица им. Олега Кошевого, дом 2". Заказчиком установлен код ОКПД 2 43.21.10.120 "Работы электромонтажные, связанные с установкой приборов".
В соответствии с возражениями Заказчика:
"В п.3 ст.14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) указано, что нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск
товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и
ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг,
включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Таким образом, устанавливается соответствующий запрет на допуск товаров, работ и услуг, ограничение допуска товаров, работ и услуг, а также минимальная обязательная доля товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Значит, данная статья устанавливает запреты и ограничения только по закупкам, объекты которых являются товарами, работами и услугами, а не товарами, поставляемыми при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
Интересующая нас закупка является закупкой работы с ОКПД2 43.21.10.120 "Работы электромонтажные, связанные с установкой приборов". Данный ОКПД2 не входит ни в одни перечни нормативно правовых актов Правительства Российской Федерации принятых на основании ст.14 Закона о контрактной службе. По данному ОКПД2 в настоящий момент отсутствуют действующие КТРУ.
Аргументом в пользу того, что закупается не товар, а работа может служить также тот факт, что оборудование, указанное в проектно-сметной документации по данной закупке не будет ставиться на балансовый учет учреждения как основное средство. На указанный учёт будет ставится сама система видеонаблюдения.
В соответствии с п.10 Приказа Минфина России от 31 декабря 2016 г. N 257н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства" объектом основных средств признается объект имущества со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы. Так-как отдельно взятые части системы видеонаблюдения не могут выполнять всей функции системы, а работают только в комплексе, то на учет принимается система в целом.
Исходя из вышеназванного, считаем, что оборудование, указанное в проектно-сметной документации является используемым, а не поставляемым. Это еще раз подтверждает тот факт, что закупка является не закупкой товара, а закупкой работы.
_
Считаем, что отсутствие запретов и ограничений в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе по данной закупке является провомерным.
К приложению к извещению "Описание объекта закупки" приложена проектно-сметная документация прошедшая экспертизу на достоверность сметной стоимости. По правилам составления смет, в сметах должны быть указаны конкретные модели оборудования, используемого при выполнении работ. Предметом проектно-сметной документациии является монтаж (дооборудование) системы видеонаблюдения. То есть у заказчика уже имеется система видеонаблюдения, которая требует дооборудования. Соответственно разработчик проектно-сметной документации исходит из того, что оборудование указанное в такой документации должно технически соответствовать уже установленному у заказчика оборудованию".
Согласно пояснениям Заказчика, из толкования Постановления N878 следует, что ограничения допуска радиоэлектроники не должны применяться Заказчиками, если предметом закупки является выполнение работ или оказание услуг с использованием такой радиоэлектроники, а не поставка товаров, в связи с чем, положения Постановления N878 не применяются. Также, учитывая, что в данном случае оборудование, указанное в проектно-сметной документации является используемым, а не поставляемым, Заказчиком был выбран код ОКПД 2 43.21.10.120 "Работы электромонтажные, связанные с установкой приборов".
Комиссия, проанализировав извещение о проведении Закупки, установила, что в данной Закупке отсутствуют товары, поставляемые при выполнении работ. Согласно пояснениям Заказчика, в данном случае оборудование, которое указано в проектно-сметной документации по данной Закупке, является используемым, а не поставляемым, и не будет ставиться на балансовый учет учреждения как основное средство.
Ввиду изложенного, данные доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
В соответствии с жалобой Заявителя:
"3 марта 2023 года нашей организацией был подан запрос (за номером 100774925, электронная площадка РТС-Тендер) на разъяснение положений аукционной документации. 6 марта 2023 года в ответ на наш запрос пришел следующий ответ:
Согласно пункту 5 статьи 42 Закона о контрактной системе, любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Согласно пояснениям Заказчика:
"Организатором торгов является Комитет конкурентной политики Республики Крым. В соответствии с п.4.3 Постановления Совета министров Республики Крым от 30.03.2018 N 154 "Об утверждении Порядка взаимодействия Государственного комитета конкурентной политики Республики Крым и заказчиков Республики Крым при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета министров Республики Крым" при поступлении запроса участника закупки (в форме электронного документа) на электронную площадку в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на которой проводится закупка, Заказчик представляет в Уполномоченный орган ответ на запрос участника закупки.
Ответ Заказчика на запрос участника закупки, а также запрашиваемая Уполномоченным органом для подготовки разъяснения положений извещения об осуществлении закупки информация направляются Заказчиком в электронной форме в Уполномоченный орган до 17 часов 00 мин (по московскому времени) следующего дня после дня поступления запроса участника закупки.
Заказчик 06.03.2023 направил соответствующее разъяснение в Комитет конкурентной политики Республики Крым через систему электронного документооборота "Диалог" о чем в данной системе получено уведомление о подтверждении получения документа в 14:19 06.03.2023. Разъяснение отправлено Заказчиком с заполненным ответом. Данный факт подтверждается записанным видео
(https://mega.nz/file/QqoxVbpD#A4me6H3hodkyHxfFr_CKhFfVDyMlAXpvUx9La SZGkME).
Считаем, что Заказчик выполнил требования законодательства в части размещения разъяснения положений извещения о проведении закупки".
Как следует из возражений Уполномоченного органа:
"Постановлением Совета министров Республики Крым от 30.03.2018 N154 "Об утверждении Порядка взаимодействия Государственного комитета конкурентной политики Республики Крым и заказчиков Республики Крым при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета министров Республики Крым" (далее - Постановление N 154) определено, что Комитет наделён полномочиями по исполнению функций Заказчика по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Республики Крым, при осуществлении закупок (далее - Уполномоченный орган). Для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Уполномоченным органом Заказчик направляет в Уполномоченный орган поручение на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - поручение) по установленной форме с прилагаемыми к нему документами; осуществляет выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя); формирует техническое задание (описание объекта закупки). Таким образом, ответственность за содержание извещения о закупке несёт Заказчик.
Комитетом было опубликовано извещение и документация по проведению электронного аукциона по объекту закупки: "Монтаж (дооборудование) системы видеонаблюдения" по адресу Республика Крым, город Ялта, город Алупка, улица им. Олега Кошевого, дом 2" в соответствии с поручением Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым (далее - Заказчик) на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок под N 0175200000423000102 (далее - Документация).
В соответствии с п. 4.3. Постановления N 154 при поступлении запроса участника закупки (в форме электронного документа) на электронную площадку в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на которой проводится закупка, Заказчик представляет в Уполномоченный орган ответ на запрос участника закупки для размещения разъяснения положений извещения.
На запрос ИП Стромовой Ю.М. (от 03.03.2023) о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки сотрудник Уполномоченного органа Грабоветская Е.М. 06.03.2023 разместила разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, направленные Заказчиком в адрес Комитета.
На рабочих компьютерах служащих Комитета установлена версия Microsoft Office Word 2007. Файлы содержащие ответ на запрос на разъяснение были изготовлены Заказчиком с помощью программного обеспечения WPS Office.
В программном обеспечении Microsoft Office некоторые функции не совместимы или конфликтуют с программным обеспечением WPS Office. При открытии документа, созданного с помощью другого программного обеспечения, в Microsoft Office Word он открывается в режиме совместимости, что не гарантирует, что документ будет выглядеть так же и иметь тот же формат как в WPS Office.
В процессе пересохранения файла с разъяснением положений извещения об осуществлении закупки, в связи с несовместимостью программного обеспечения, произошло некорректное сохранение данного файла, в результате чего текстовая часть ответа визуально не отразилась".
Согласно разъяснению положений извещения об осуществлении закупки от 06.03.2023 NРИ6, размещенному Уполномоченным органом 06.03.2023 15:49:
Сведения о размещаемой закупке | ||
Форма торгов |
Электронный аукцион |
|
Номер извещения |
|
|
Наименование объекта закупки |
|
|
Уважаемый Заказчик! В связи с прекращением поставок позиции "1 АРМ - DELL" и сроком поставки позиции "Коммутатторы TFortis" до полугода, просим уточнить возможность замены указанных товаров. |
Ответ: |
Комиссией Крымского УФАС России установлено, что Уполномоченным органом размещено разъяснение положений извещения о проведении Закупки, в котором фактически отсутствует текст ответа на запрос, ввиду чего разъяснение положений извещения об осуществлении закупки не было дано.
Таким образом, Уполномоченным органом в нарушение части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе, не указан ответ на запрос разъяснений.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.03.2023 NИЭА1 на участие в закупке было подано 18 заявок, которые были признаны соответствующими требованиям извещения о проведении Закупки. Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 41,01%.
Вместе с тем, Комиссией не установлено, что выявленное нарушение повлияло на результаты определения исполнителя, ввиду чего Комиссией принято решение предписание об устранении нарушений требований Закона о контрактной системе не выдавать.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя частично обоснованной.
2. Признать в действиях Уполномоченного органа нарушение части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.Ю. Розинов
Члены Комиссии: А.М. Крылова
Т.В. Бачинская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 15 марта 2023 г. N 082/06/106-177/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.03.2023