Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии -заместитель руководителя Крымского УФАС России А.П. Рудакова,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д.Аблаева,
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.В. Бачинская,
при участии посредством видеоконференц-связи представителя интересов:
- МКУ г. Керчи Республики Крым "Централизованная бухгалтерия N1 управления образования" (далее - Заказчик) - Кузубов А.С., Ашихина Т.Е. (по доверенности),
- ИП Князева Ольга Николаевна (далее - Заявитель) - на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Услуги по обеспечению питанием учащихся, получающих начальное общее образование в муниципальных образовательных организациях и учащихся льготных категорий" (извещение N 0875300017523000002) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, опубликовавшего извещение о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии доводом жалобы Заявителя: "...В извещении о проведении закупки приеден порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, в котором установлен критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта (договора), и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", в нем имеется показатель:
100 |
Признак N 2 (общее количество исполненных участником закупки договоров) |
100 |
Вместе с тем в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 пунктом 16 более не предусмотрены Признаки, а именно:
16. Для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки.
Считаем, что Заказчик использует неактуальный порядок рассмотрения и оценки заявок, что вводит в заблуждение и противоречит требованиям Закона о контрактной системе и ограничивает конкуренцию".
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2604). Согласно пункту 1 Постановления N 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
В силу пункта 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с пунктом 25 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.
В соответствии с Приложением 4. "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах_" Заказчик установил следующее:
2 |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - Квалификация участников закупки) |
60 |
наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта |
100 |
признак N 2 (общее количество исполненных участником закупки договоров) |
100 |
Оценка заявок осуществляется по формуле, предусмотренной подпунктом "е" пункта 20 Положения в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное максимальное значение характеристики объекта закупки, - по формуле:
где: - значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки"; - минимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки" - предельное максимальное значение характеристики, установленное заказчиком (Заказчиком установлено предельное максимальное значение характеристики объекта закупки - которое составляет - 250 шт.); |
Рейтинг заявки (предложения) по критерию оценки "квалификация участников закупки" оценивается в баллах, получаемых участником закупки с учетом коэффициента значимости критерия оценки (0,6) и определяется по формуле: Rхi = БХi x 0,6 | |||||||
Итоговый рейтинг заявки (Ri) вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки, установленному в извещении. Ri = Rцi + Rхi На основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе комиссия присваивает каждой заявке на порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия. |
Данный показатель установлен Заказчиком на основании подпункта "в" пункта 24 Положения.
В соответствии с возражениями Заказчика: "_Таким образом, содержание показателя (детализирующего показателя) оценки, формула расчета количества баллов соответствуют требованиям Положения.
Применение в разделе II Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе в графе "Показатель оценки, детализирующий показатель оценки" слова "признак" вместо слов "характеристика квалификации участников закупки" не может вводить участников в заблуждение относительно предоставления необходимых документом, и тем более, повлиять на результаты оценки заявок.
Жалоба заявителя не содержит подтверждения того, что положения извещения создали кому-либо из участников закупки препятствия для подачи заявки либо предоставили одному участнику закупки преимущество перед другими, либо иным образом необоснованно повлекли за собой ограничение количества участников".
Комиссией установлено, что в редакции Постановления N 2604 от 31.12.2021 в форме порядка оценки заявок показатели оценки, установленные пунктом 24 Постановления N 2604 были определены как "признаки", а в следующей редакции как "характеристика квалификации участников закупки".
Также Комиссией Крымского УФАС России установлено, что применение в Приложении 4 "Показатель оценки, детализирующий показатель оценки" меры оценки "признак" вместо меры оценки "характеристика" не может вводить участников в заблуждение относительно предоставления необходимых документом, и тем более, повлиять на результаты оценки заявок.
Также Комиссией установлено, что к оценке принимаются исполненные контракты (договоры), предмет которых сопоставим с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), что также подтверждает тот факт, что мера оценки "признак" вместо меры оценки "характеристика квалификации участников закупки" не ухудшает права и интересы участников, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу и не ограничивает конкуренцию.
Кроме того, Комиссия отмечает, что невозможность отдельных участников закупок по каким-либо причинам конкурировать с иными участниками рынка не является поводом учитывать данные обстоятельства Заказчиком при формировании заявки на участие в закупке и установлении критериев оценки заявок, поскольку иное фактически противоречило бы состязательному характеру участия в конкурсе.
Комиссия УФАС констатирует, что ст. 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился о дате, времени и месте рассмотрения обращения посредством видеоконференц-связи с возможностью очного участия был уведомлен, также не представил доказательств, подтверждающих довод жалобы. Кроме того, участником закупки Заявитель также не являлся.
Учитывая изложенное, жалоба признается необоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Председатель Комиссии А.П. Рудакова
Члены Комиссии: Т.Д.Аблаева
Т.В. Бачинская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 16 марта 2023 г. N 082/06/106-190/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.03.2023