Резолютивная часть решения оглашена 20 марта 2023 года
Решение в полном объеме изготовлено 22 марта 2023 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии: Решетовой Н.Ю., Членов Комиссии: Морозовой В.В., Масюковой Е.С., Идигишевой А.А.,
рассмотрение жалобы осуществлялось посредством видеконференцсвязи в присутствии:
представителя ООО "СтройЛабЭкспресс" - Стерхова Р.Ю.
представителя Государственного учреждения "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" - Жиляевой А.В.,
представитель Государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр организации закупок" на рассмотрение жалобы не явился, о дате, времени и месте рассмотрения извещен, ходатайств не заявлял,
рассмотрев жалобу ООО "СтройЛабЭкспресс" на действия Государственного учреждения "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по приемочной диагностике объектов капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог Оренбургской области (номер извещения N 0853500000322007879),
УСТАНОВИЛА:
14.03.2022 г. в Оренбургское УФАС России посредством Единой информационной системы ООО "СтройЛабЭкспресс" (далее по тексту - Заявитель) на действия Государственного учреждения "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" (далее по тексту - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по приемочной диагностике объектов капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог Оренбургской области (номер извещения N 0853500000323001476) (далее - аукцион).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст.106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику, Уполномоченному органу - Государственному казенному учреждению Оренбургской области "Центр организации закупок" выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Представитель Заявителя доводы жалобы поддержал в полном объеме, пояснил, что в настоящее время ни одним нормативно-правовым документом не регламентировано что подрядчики, выполняющие работ по диагностике автомобильных дорог, должны быть членами саморегулируемой организации (далее - СРО), в связи с чем можно сделать вывод, что Заказчиком неправомерно завышаются требования к участникам электронного аукциона.
Представитель Заказчика жалобу просил признать необоснованной, пояснил, что согласно ст. 53 Градостроительного кодекса РФ, строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов.
В соответствии с Перечнем видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденному Приказом Министерством регионального развития РФ от 30.12.2009 N 624, предмет закупки относится к работам по осуществлению строительного контроля.
Работы по приемочной диагностике объектов капитального ремонта и ремонта - это комплекс мероприятий по определению и оценке, фактических значений контролируемых параметров, характеризующих эксплуатационное состояние, пригодность и работоспособность объекта обследования, определяющих возможность дальнейшей эксплуатации объекта капитального ремонта и ремонта.
В соответствии с ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 г. "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации" в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог проводится оценка технического состояния автомобильных дорог.
Согласно порядку проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденному Приказом Министерства транспорта РФ от 07.08.2020 N 288 "О порядке оценки технического состояния автомобильных дорог" при оценке технического состояния автомобильных дорог осуществляется приемочное обследование, которое проводится при вводе автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) в эксплуатацию после строительства или реконструкции и завершении капитального ремонта или ремонта автомобильной дороги (участка автомобильной дороги).
Комиссией Оренбургского УФАС России было принято решение об объявлении перерыва в заседании до 15.03.2023 г. до 16 часов 30 минут.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, заслушав доводы представителей сторон, пришла к следующим выводам:
06.03.2023 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке было размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по приемочной диагностике объектов капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог Оренбургской области (номер извещения N 0853500000323001476).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 373 920,00 рублей.
В соответствии со ст. 6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В извещении о проведении электронного аукциона N 0853500000323001476 Заказчиком установлены следующие требования к участникам закупки: "участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования; - предельный размер обязательства по одному договору, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда (уровень ответственности члена саморегулируемой организации ) должен быть не менее начальной (максимальной) цены контракта; - наличие у саморегулируемой организации , членом которой является участник закупки, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 Градостроительного Кодекса; - предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств (уровень ответственности члена саморегулируемой организации ) не должен быть менее совокупного размера обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов. (Указанные требования не распространяются на унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юридические лица в случаях, указанных в ч. 4.1 ст. 48 ГрК РФ). Для подтверждения соответствия данным требованиям участник закупки должен представить документ, содержащий информацию, подтверждающую наличие о нем сведений в Едином реестре членов саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, который формируется и ведется Национальным объединением саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, в соответствии со ст. 55.17 Градостроительного кодекса РФ.* *В случае не предоставления указанного документа, заявка участника признается соответствующей требованиям, установленным в извещении, при наличии сведений о таком участнике в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, который формируется и ведется Национальным объединением изыскателей и проектировщиков".
В соответствии с ч. 1 ст. 53 ГрК РФ, строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии ч. 4 ст. 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 55.1 ГрК РФ, основными целями саморегулируемых организаций являются: предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - вред) вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации N 624 от 30.12.2009 г. утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в который включены работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта (п. 33.2.1 Перечня).
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации N 288 от 07.08.2020 г. утвержден Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог (далее - Порядок), согласно которому оценка технического состояния автомобильных дорог в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов проводится владельцами автомобильных дорог на основании результатов обследования и анализа информации о транспортно-эксплуатационных характеристиках автомобильных дорог (далее - обследование). Допускается проведение оценки технического состояния автомобильных дорог на основании результатов обследования, выполненного иными лицами с разрешения владельцев автомобильных дорог (п. 3 Порядка).
В соответствии с п. 4 Порядка, при оценке технического состояния автомобильных дорог осуществляются следующие виды обследования:
1) первичное обследование, которое проводится один раз в 3 - 5 лет со дня проведения первичного обследования;
2) повторное обследование, которое проводится ежегодно (в год проведения первичного обследования повторное обследование не проводится);
3) приемочное обследование, которое проводится при вводе автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) в эксплуатацию после строительства или реконструкции и завершении капитального ремонта или ремонта автомобильной дороги (участка автомобильной дороги).
На основании вышеизложенного, Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к выводу, что доводы Заявителя необоснованны, поскольку установленное в извещении об осуществлении настоящей закупки требование о необходимости быть членом СРО соотносится с предметом закупки и требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации. Доказательств обратного в ходе рассмотрения жалобы не установлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "СтройЛабЭкспресс" на действия Государственного учреждения "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по приемочной диагностике объектов капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог Оренбургской области (номер извещения N 0853500000322007879), необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии И.А. Быховец
Члены комиссии В.В. Морозова
Е.С. Масюкова
А.А. Идигишева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 20 марта 2023 г. N 056/06/31-262/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.03.2023