Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев информацию Заказчика Министерства здравоохранения Саратовской области о включении ООО "СОЛЯРИС ТЕХНОЛОДЖИС" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N 0860200000822002091 "оказание услуг по обновлению версии установленных средств защиты информации для нужд ГУЗ "МИАЦ" (далее - Информация),
УСТАНОВИЛА:
13.03.2023 Министерство здравоохранения Саратовской области (далее - Заказчик) представило в Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) информацию о включении ООО "СОЛЯРИС ТЕХНОЛОДЖИС" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N 0860200000822002091 "оказание услуг по обновлению версии установленных средств защиты информации для нужд ГУЗ "МИАЦ" (далее - Аукцион).
Изучив представленную информацию и документы, заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении информации и проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
08.04.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок и на сайте электронной площадки было размещено извещение о проведении Аукциона.
Заказчиком Аукциона является Министерство здравоохранения Саратовской области.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 23 780 466,67 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.04.2022 NИЭА1 заявка ООО "СОЛЯРИС ТЕХНОЛОДЖИС" (далее-Общество, Исполнитель) признана соответствующей извещению о проведении аукциона.
05.05.2022 между Министерством здравоохранения Саратовской области и ООО "Солярис Технолоджис" по итогам проведения электронного аукциона заключен государственный контракт N 0860200000822002091_88204 с реестровым номером 2645504666622000391 на оказание услуг по обновлению версии установленных средств защиты информации (далее - Контракт).
Согласно пункту 1.1. Контракта, в соответствии с Контрактом Исполнитель оказывает услуги по обновлению версии установленных средств защиты информации для нужд ГУЗ "МИАЦ" (далее - Услуга) для нужд министерства здравоохранения Саратовской области.
В соответствии с пунктом 1.2. Контракта, Исполнитель оказывает, а Заказчик принимает и оплачивает Услугу, цена, объем и характеристики которой определены в Техническом задании (Приложение N1 к Контракту), являющемся неотъемлемой частью Контракта.
Согласно пункту 1.3. Контракта, место оказания Услуги: по местонахождению центра обработки данных ГУЗ "МИАЦ" расположенного по адресу: г. Саратов ул. Хользунова 19, а также по местонахождению ГУЗ "МИАЦ" по адресу г. Саратов ул. Рабочая д.145/155. Услуги оказываются в интересах получателя ГУЗ "МИАЦ".
В соответствии с Разделом 2 технического задания, целью технического задания является оказание услуги по обновлению версии установленных средств защиты информации для обеспечения выполнения требований по защите конфиденциальной информации при ее передаче по общедоступной информационно-телекоммуникационной сети передачи данных, защиты информации, обрабатываемой в ИС, от неправомерного или случайного доступа к ней, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий.
Разделом 4 технического задания установлены параметры оказания услуг.
Согласно Разделу 5 технического задания, Исполнитель обязуется не осуществлять несанкционированный доступ к информационным ресурсам Получателя.
По состоянию на 07.02.2023 обязательства по Контракту ООО "Солярис Технолоджис" не исполнены в полном объеме.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 8.7 Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
09.02.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением Исполнителем Контракта.
09.02.2023 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в Единой информационной системе в сфере закупок.
Согласно п. 2 и 3 ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур: решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель). Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, датой надлежащего уведомления является 09.02.2023.
В соответствии с ч.13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым 21.02.2023.
Согласно пояснениям Заказчика, Министерством здравоохранения Саратовской области в адрес ООО "Солярис Технолоджис" направлялись следующие претензионные письма: от 29.09.2022 N 12-01-27/13367 с требованием устранить выявленные нарушения, завершить исполнение Контракта до 09.09.2022 и уплатить сумму штрафа и пени, рассчитанную на момент устранения нарушений самостоятельно; от 11.10.2022 N 09-01-23/13973 с требованием предоставить информацию об устраненных недостатках в срок до 12.10.2022; от 26.10.2023 N 0912/1247 с требованием исполнить обязательства по Контракту в полном объеме в срок до 30.01.2023. По состоянию на 07.02.2023 обязательства по Контракту ООО "Солярис Технолоджис" не исполнены в полном объеме.
Нарушение исполнителем срока оказания услуги, предусмотренного контрактом, а также нового срока, установленного Заказчиком, признается неоднократным нарушением сроков оказания услуги и дает заказчику право отказаться от контракта на основании, предусмотренным частью статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пояснениям Общества, услуги оказываются согласно положениям контракта в течение 90 дней с даты заключения, следовательно, до 03.08.2022, при этом доступ к АРМ для настройки был передан Исполнителю лишь 11.08.2022 года, что подтверждается актами передачи АРМ для настройки от 10.08.2022 и 11.08.2022.
Следовательно, ввиду непредоставления Заказчиком доступа к АРМ, Исполнитель был лишен возможности исполнить контракт, о чем Исполнитель сообщил Заказчику 29.07.2022.
Во исполнение обязательств, предусмотренных Контрактом, Исполнитель оказал услуги, предусмотренные Техническим заданием, что подтверждается актами возврата автоматизированных рабочих мест (АРМ) на хранение от 11.08.2022, от 19.08.2022, 29.08.2022.
12.09.2022 согласно пункту 5.7. Контракта, Исполнитель сформировал с использованием единой информационной системы и разместил в единой информационной системе документ о приемке.
23.09.2022 Заказчик разместил в ЕИС Мотивированный отказ, согласно которому в качестве основания отказа в приемке были указаны выводы эксперта.
Так, ООО "Организационно-технические решения 2000" (ООО "ОТР 2000") было привлечено в качестве экспертной организации, на основании договора на проведение экспертизы N ВЭ-0509/22 от 05.09.2022 и по результатам проведенной экспертизы было подготовлено Экспертное заключение N 1 от 14.09.2022, согласно которому в ходе проведения экспертизы экспертами были определены замечания, Заказчику рекомендовано потребовать от исполнителя работ устранения недостатков.
На основании данного заключения 30.09.2022 Заказчик направил Исполнителю претензию N 12-01-27/13307 от 29.09.2022, согласно которой просил оплатить штраф в размере 5 000 (пять тысяч) рублей и пени в размере 214 024, 20 (двести четырнадцать тысяч двадцать четыре) рубля 20 копеек.
30.09.2022 Исполнитель направил Заказчику ответ на вышеуказанную претензию от 30.09.2022 N 05-01/136, согласно которому Исполнитель просил предоставить доступ к месту оказания Услуг с 03.10.2022 по 30.10.2022 09:00 по 18:00; Исполнитель также просил Заказчика предоставить актуальные сертифицированные дистрибутивы, согласно пункту 4 Приложения N 1 к Контракту, также Исполнитель сообщил, что согласно разъяснениям производителя "Континент СОВ. ЦУС. Платформа IPC-500M" поддерживает только функционал ЦУС (без СОВ), в рамках обновления возможен апгрейд либо ЦУС, либо СОВ, на основании потребностей Получателя исполнителем был обновлен функционал ЦУС, помимо изложенного Исполнитель сообщил, что в Max Patrol SIEM настроено взаимодействие и получение событий из Kaspersky Security Center, в связи с чем, просил повторно проверить данный функционал.
04.10.2022 Заказчик направил Исполнителю письмо N 09-01-27/135170, согласно которому Заказчик сообщил, что будут предоставлены необходимые диски и формуляры в соответствие с требованием государственного контракта, также будет проведена проверка экспертного результата континент СОВ и Max Patrol SIEM.
05.10.2022 Исполнитель направил Заказчику письмо N 05-01/141, согласно которому сообщил, что 05.10.2022 доступ к месту оказания услуг по адресу: г. Саратов, ул. Хользунова, д. 19, представлен не был, представитель Заказчика отсутствовал, также на объекте оказания услуг по адресу: г. Саратов, ул. Рабочая, д. 145/155, доступ был предоставлен лишь в 17:00, при этом Заказчик в противоречие своему письму N 09-0127/13580, не предоставил необходимые сертифицированные носители с сертифицированной версией СрЗИ, указанной в мотивированном отказе от приемки услуг от 23.09.2022, на основании изложенного, можно сделать вывод ранее установленные Исполнителем версии СрЗИ - Kaspersky Endpoint Security, ViPNet Client с материальных носителей Получателя являются для заказчика/получателя актуальными сертифицированными; также Исполнителем было приложено письмо-разъяснение от правообладателя СЗИ от НСД Secret Net LSP, ООО "Код Безопасности", о единственной актуальной сертифицированной версии СЗИ от НСД Secret Net LSP - версия 1.10.
Исполнитель просил с 06.10.2022 с 9:00 по 18:00 и включительно до 12.10.2022 с 9:00 по 18:00 ч. предоставить доступ к местам оказания услуг по местонахождению центра обработки данных ГУЗ "МИАЦ" по адресу: г. Саратов, ул.
Рабочая, д. 145/155, обеспечить наличие на местах оказания услуг представителей Заказчика/Получателя, имеющих логины, пароли, необходимые доступы к оборудованию, требующему доработок в соответствии с экспертным заключением.
Исполнитель уведомил, что, если 06.10.2022 года не будет обеспечена возможность устранения недостатков по государственному контракту, Исполнитель будет вынужден обратиться в арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением об обязании заказчика предоставить условия для исполнения обязательств по государственному контракту.
К письму был приложен Акт об отсутствии представителя Заказчика для приемки товара по контракту от 05.10.2022 года.
06.10.2022 Заказчик направил Исполнителю письмо, согласно которому сообщил о предоставлении доступа 06.10.2022 с 9:00 до 13:00 и с 14:00 до 16:00.
06.10.2022 Исполнитель направил Заказчику письмо N 05-01/143, согласно которому сообщил, что обновление средств защиты информации DALLAS LOCK 8.0-K никак не связано с отсутствием доступа к информационному ресурсу в сети интернет ia.egisz.rosminzdrav.ru Ip адрес 10.41.19.65.
Таким образом, Исполнитель устранил недостатки и передал результаты Заказчику.
10.10.2022 Исполнитель, согласно пункту 5.7. Контракта, повторно сформировал с использованием единой информационной системы и разместил в единой информационной системе документ о приемке.
12.10.2022 Исполнитель направил Заказчику письмо N 05-01/147, согласно которому Исполнитель просил принять услуги в полном объеме в соответствии с требованиями Контракта, в связи с устранением недостатков выявленных, в рамках экспертизы и изложенных в Экспертном заключении ООО "ОТР 2000"N 1 от
14.09.2022 года.
24.10.2022 Заказчиком было направлено Исполнителю письмо N 06/04/125, Мотивированный отказ от приемки исполнения государственного контракта, согласно которому в соответствии с экспертным заключением АО НТЦ "ЭКВИТ" от 18.10.2022 выявлены нарушения исполнения государственного контракта, в связи с чем, Заказчик требовал устранить выявленные в экспертном заключении нарушения в срок до 4 ноября 2022 года.
25.10.2022 Исполнитель направил в адрес Заказчика письмо N 05-01/171, согласно которому по состоянию на 07.10.2022 года сотрудниками ООО "Солярис технолоджис" недостатки были устранены. 10.10.2022 года ООО "Солярис технолоджис" во исполнение пункта 5.10 государственного контракта разместило в ЕИС документы о приемке. Изучив экспертное заключение Исполнитель сообщил, что сомневается в достаточной компетенции привлеченного эксперта, так как экспертное заключение от 18.10.2022 года не соответствует требованиям к форме и содержанию экспертного заключения, в связи с чем для определения причины возникших неисправностей Исполнитель просил предоставить доступ в срок с 26.10.2022 года по 03.11.2022 года на место оказания услуг, разъяснить какие специалисты могут присутствовать на месте оказания услуг, дать ответ о возможности привлечения независимого эксперта для оценки качества оказанных услуг ООО "Солярис Технолоджис" в рамках государственного контракта.
Исполнитель также в целях установления причин, послуживших принятию отказа в приемке оказанных услуг согласно пункту 4.2.2. Контракта просил не позднее 31.10.2022 года 17:00 предоставить информацию - письменный перечень USB носителей зарегистрированные в журнале электронных носителей Заказчика и письменный перечень АРМ Заказчика, на которых данные USB носители должны быть зарегистрированы в СЗИ от НСД (Письмо N 05-01\182 от 28.10.2022 года).
28.10.2022 Исполнитель также известил Заказчика о прибытии сотрудников ООО "Солярис Технолоджис" на объект оказания услуг по адресу: г. Саратов, ул. Рабочая, здание 145/155, 9 этаж, помещение 37 - 01.11.2022 года в 10:00.
01.11.2022 был составлен Акт о проведении работ в рамках государственного контракта, согласно которому производились настройки USB носителей, все носители были переданы Заказчику после проведения работы 01.11.2022 года.
02.11.2022 Исполнитель, согласно пункту 5.7. Контракта, повторно сформировал с использованием единой информационной системы и разместил в единой информационной системе документ о приемке.
07.11.2022 Исполнитель направил Заказчику письмо N 05-01/198, согласно которому сообщил о намерении принимать участие в приемке результатов исполнения контракта на оказание услуг по обновлению версии установленных средств защиты информации, в том числе при проведении экспертизы и просил Заказчика известить о начале приемки результата работ по контракту.
17.11.2022 Исполнитель повторно обратился к Заказчику, так согласно письму 05-01233, срок на приемку оказанных услуг, установленный пунктом 5.10 Контракта, истек 16.11.2022 года, в связи с чем, Исполнитель просил принять услуги в полном объеме в соответствии с требованиями государственного контракта.
17.11.2022 Заказчик направил Исполнителю Мотивированный отказ от приемки исполнения государственного контракта, согласно которому на АРМ monourist была выявлена установка несертифицированного антивирусного программного обеспечения версии "Kaspersky Endpoint Security 11.9.0.351", что является нарушением условий контракта, в связи с чем, Заказчик потребовал устранить выявленные нарушения в срок до 22 ноября 2022 года.
21.11.2022 Исполнитель направил Заказчику письмо N 05-01, согласно которому недостаток, послуживший причиной для отказа в приемке результатов оказанных по Контракту услуг, является не обоснованным, так как версия антивирусного программного обеспечения "Kaspersky Endpoint Security 11.6.0.394" была предоставлена Заказчиком, что подтверждается письмом N 09-01-27/13698 от 06.10.2022 года. 21.11.2022 года и установлена сотрудником ООО "Солярис технолоджис" на всех представленных компьютерах, в том числе на АРМ monourist. Изучив историю установки обновления версий на АРМ mono-urist, специалистом было выявлено, что 19.10.2022 года силами Заказчика была переустановлена актуальная версия 11.6.0.394 Kaspersky Endpoint Security на прежнюю - 11.9.0.351. На основании вышеизложенного, Исполнитель сообщил, что считает данный отказ немотивированным и направленным на необоснованное затягивание процесса приемки оказанных услуг, и просил принять оказанные услуги по документу о приемке N 18/11 от 02.02.2022 года.
25.11.2022 Исполнитель устранил нарушение, а именно на АРМ mono-urist была установлена актуальная версия "Kaspersky Endpoint Security 11.6.0.394".
25.11.2022 Исполнитель, согласно пункту 5.7. Контракта, в третий раз сформировал с использованием единой информационной системы и разместил в единой информационной системе документ о приемке.
09.12.2022 в адрес Исполнителя поступило письмо Заказчика N 05/03/156 - 4 Мотивированный отказ от приемки исполнения государственного контракта, согласно которому была выявлена установка программного обеспечения "ViPNet Client версии 4.5.3.65117", что является нарушением условий контракта, в связи с чем, требовал выявленные нарушения устранить в срок до 13.12.2022 года.
12.12.2022 Исполнитель направил Заказчику ответ N 05-01/252, согласно которому согласно экспертному заключению N 1 от 14.09.2022 года первоначальная установленная версия 4.5.5.3635 ViPNet Client на узле vip-admin является актуальной и рекомендовано установить актуальную версию "ViPNet Client версии 4.5.3.65117".
20.12.2022 Исполнитель установил дистрибутив, представленный Заказчиком "ViPNet Client версии 4.3.2.37273" на предоставленные получателем Армы.
20.12.2022 Исполнитель, согласно пункту 5.7. Контракта, в четвертый раз сформировал с использованием единой информационной системы и разместил в единой информационной системе документ о приемке.
30.12.2022 Заказчик направил Исполнителю письмо N 01/04/1539 - Мотивированный отказ от приемки исполнения государственного контракта, согласно которому было предоставлено Экспертное заключение от 21.12.2022 года ООО "Инфосекьюрити Проджект" были выявлены нарушения, в связи с чем, Заказчик предоставил срок для устранения нарушений 30.12.2022 с 11:00 по 14:00.
16.01.2023 года Исполнитель направил Заказчику ответ N 05-01/14, согласно которому сообщил, что согласно экспертному заключению от 21.12.2022 года товар Secret Net LSP установлен не той версии, а именно должна быть установлена версия 1.10.1. Однако ранее Исполнитель направлял в адрес Заказчика письма ООО "Код безопасности" от 04.10.2022 года N 1422 1396, письмо ООО "Код безопасности" от 11.01.2023 года N 23/0015, согласно которым единственная актуальная и сертифицированная версия СЗИ от НСД Secret Net LSP является версия 1.10, боле того на принятых от заказчика устройствах была установлена данная сертифицированная версия, требование экспертного заключения об отсутствии перечня разрешенных носителей ПО Dallas Lock не соответствует действительности, так как согласно акту о проведении работ в рамках государственного контракта от 01.11.2022 года на предоставленных получателем АРМах и в соответствии с журналом об электронных носителей ГУЗ "МИАЦ", все настройки были произведены в соответствии с потребностями заказчика, также при обновлении его до актуальной версии СЗИ от НСД сохраняет перечень разрешенных электронных носителей, в связи с чем данное требование противоречит условиям контракта.
Согласно ч.3 ст.41 Закона о контрактной системе эксперт, экспертная организация обязаны уведомить в письменной форме заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) о допустимости своего участия в проведении экспертизы (в том числе об отсутствии оснований для недопуска к проведению экспертизы в соответствии с частью 2 настоящей статьи).
Также представитель Общества отметил, что Общество не было уведомлено о проведении экспертизы согласно ч.3 ст.41 Закона о контрактной системе.
09.02.2023 Заказчиком было принято Решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 05.05.2022 года N
0860200000822002091_88204, согласно которому по состоянию на 07.02.2023 года обязательства по Контракту ООО "Солярис Технолоджис" не исполнены в полном объеме, Исполнителем допущено существенное нарушение обязательств - нарушение сроков Контракта, так на основании ч.1 ст. 781 ГК РФ, ч.9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", п.8.8. Контракта Заказчик принял решение отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке.
Исполнителем в адрес Заказчика было направлено возражение, согласно которому Исполнитель просил отменить решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, принять на основании Акта приема-передачи Товара от 20.12.2022 года оказанные услуги по обновлению версии установленных средств защиты информации для нужд ГУЗ "МИАЦ", оплатить оказанные услуги по обновлению версии установленных средств защиты информации для нужд ГУЗ "МИАЦ". Ответ от Заказчик на данное возражение не поступил.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что ООО "СОЛЯРИС ТЕХНОЛОДЖИС" не имело намерений на уклонение от исполнения контракта.
Санкция, вменяемая антимонопольным органом, влечет для участника торгов значительные неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, поскольку в будущем может ограничить права такого участника на участие в торгах по размещению государственных и муниципальных закупок.
Такая мера ответственности, как включение в реестр недобросовестных поставщиков, в рассматриваемом случае не отвечает целям реализации ведения реестра, поскольку у Комиссии отсутствуют сведения об уклонении ООО "СОЛЯРИС ТЕХНОЛОДЖИС" от исполнения контракта.
Аналогичная позиция изложена Президиумом Верховного суда Российской Федерации в обзоре судебной практике от 28 июня 2017 года.
На основании вышеизложенного, исходя из анализа представленных пояснений и информации у Комиссии Саратовского УФАС России отсутствуют сведения, свидетельствующие об уклонении ООО "СОЛЯРИС ТЕХНОЛОДЖИС" от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Информацию, представленную Министерством здравоохранения Саратовской области, в отношении ООО "СОЛЯРИС ТЕХНОЛОДЖИС" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 16 марта 2023 г. N 64-68
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.03.2023