Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев информацию Заказчика Саратовской областной думы о включении ООО "ЛИФТРЕСУРС" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N 0160200002222000064 "Оказание услуг по техническому обслуживаю лифтового оборудования" (далее - Аукцион).
УСТАНОВИЛА:
13.03.2023 Саратовская областная дума (далее - Заказчик) представила в Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) информацию о включении ООО "ЛИФТРЕСУРС" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N 0160200002222000064 "Оказание услуг по техническому обслуживаю лифтового оборудования (далее - Аукцион).
Изучив представленную информацию и документы, заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении информации и проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
12.12.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок и на сайте электронной площадки было размещено извещение о проведении Аукциона.
Заказчиком Аукциона является Саратовская областная дума.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 132 000,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.12.2022 NИЭА1 ООО "ЛИФТРЕСУРС" (далееОбщество, Поставщик) признано победителем Аукциона.
12.01.2023 Саратовская областная дума и ООО "ЛИФТРЕСУРС" заключили контракт N 0160200002222000064-0056729-01 на оказание услуг по техническому обслуживанию лифтов.
Согласно п. 1.1. Контракта исполнитель в качестве специализированной по лифтам организации оказывает Заказчику услуги по техническому обслуживанию лифтов (далее - услуги), а Заказчик оплачивает Исполнителю услуги на условиях, предусмотренных настоящим контрактом, а также обязуется создать необходимые условия, предусмотренные настоящим контрактом для оказания услуг Исполнителем.
В соответствии с п. 2.3.1-2.3.2 Контракта Исполнитель обязан назначить специалиста, ответственного за организацию работ, прошедшего подготовку, имеющего соответствующую квалификационную группу по электробезопасности, а также назначить электромехаников, закрепить за ними лифты и возложить на них ответственность за исправное состояние лифтов.
Согласно п. 2.3.4 Контракта Исполнитель обязан проводить техническое обслуживание и текущий ремонт по графику, составленному Исполнителем и согласованному с Заказчиком. Заказчик имеет право корректировать дату и время проведения ТО, предварительно (за 3 календарных дня) известив Исполнителя.
Пунктом 2.5.4. Контракта предусмотрено, что Заказчик обязан обеспечивать сохранность лифтового оборудования и предоставляет Исполнителю доступ к нему круглосуточно, включая выходные и праздничные дни.
Пунктом 10.1. Контракта установлено, что настоящий контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика в единой информационной системе, и действует по 29 декабря 2023 года. Окончание срока действия контракта не влечет прекращение не исполненных обязательств Сторон по контракту.
Срок исполнения контракта со дня заключения государственного контракта по 29.12.2023.
Согласно информации размещенной в ЕИС, дата заключения контракта
12.01.2023.
В соответствии с п. 11.2. Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
27.02.2023 Заказчиком, в связи с неисполнением Поставщиком обязательств, принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с его неисполнением, которое 27.02.2023 было размещено в Единой информационной системе в сфере закупок.
Согласно п. 2 и 3 ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур: решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель). Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Датой надлежащего уведомления, считается дата размещения решения об одностороннем отказе в ЕИС 27.02.2023.
Решение об одностороннем отказе вступило в законную силу 10.03.2023.
Согласно пояснениям представителя Заказчика, решение об одностороннем отказе было принято по причине не исполнения ООО "ЛИФТРЕСУРС" условий контракта, а именно: не был направлен и согласован график проведения технического обслуживания и ремонта, не были назначены ответственные лица, исполнитель не приступил к оказанию услуг, предусмотренных контрактом с даты заключения контракта, а также не была устранена поломка лифта.
Также 27.01.2023 Заказчиком в адрес Исполнителя было направлено письмо N 07-23 о необходимости исполнить 1 этап Контракта и в срок до 31.01.2023 составить и согласовать график технического обслуживания и текущий технический ремонт лифтов, которое было направлено посредством электронной почты.
02.02.2023 Заказчиком была составлена служебная записка о неисполнении этапа контракта.
06.02.2023 Заказчиком в адрес ООО "ЛИФТРЕСУРС" направлено требование об уплате штрафа в сумме 1 000 рублей в связи с неисполнением 1 этапа Контракта. Штраф оплачен ООО "ЛИФТРЕСУРС" в полном объеме 13.02.2023.
13.02.2023 Заказчиком по электронной почте ООО "ЛИФТРЕСУРС" направлена заявка о необходимости провести диагностику лифта и произвести ремонт лифтового оборудования в связи с тем, что лифт перестал работать.
09.03.2023 Заказчиком в адрес ООО "ЛИФТРЕСУРС" направлено аналогичное требование об уплате штрафа в сумме 1 000 рублей в связи с неисполнением 1 этапа Контракта.
Кроме того, согласно объяснениям представителя Заказчика, Исполнитель после направленных заявлений и писем приезжал только 28.01.2023, предварительно не согласовав дату и время своего приезда, в связи с чем пропуск на объект оформлен не был и представители Общества не смогли попасть в здание, в дальнейшем представители ООО "ЛИФТРЕСУРС" не приезжали, о времени и дате повторного приезда информацию не направляли.
Представитель ООО "ЛИФТРЕСУРС" в своих объяснениях указывал на то, что согласно п. 2.3.7 Контракта при исполнении Контракта Исполнитель обязан руководствоваться в частности ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", утвержденным решением Комиссии Таможенного Союза от 18 октября 2011 г. N 824. В нарушение условий данного регламента Заказчиком не была предоставлена техническая документация, паспорта на обслуживаемые лифты, в связи с чем приступить к техническому обслуживанию он не имел права.
Однако Контрактом, а также ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", утвержденным решением Комиссии Таможенного Союза от 18 октября 2011 г. N 824 не установлена обязанность Заказчика предоставлять Исполнителю техническую документацию на лифты.
Также 28.01.2023 представители ООО "ЛИФТРЕСУРС" прибыли по местонахождению Заказчика по адресу: ул. Радищева, д. 24А, г. Саратов, однако в здание не были пропущены охраной и техническое обслуживание лифта не было произведено. Данный факт подтверждается актом о не допуске на объект N 1, составленным представителями ООО "ЛИФТРЕСУРС", а также журналом посетителей Саратовской областной думы, в котором указано, что представитель ООО "ЛИФТРЕСУРС"
Стенькин А.А. прибыл 28.01.2023 в 08:50.
Согласно пояснениям представителя Заказчика, 28.01.2023 являлся выходным днем, в связи с чем ООО "ЛИФТРЕСУРС" было отказано в возможности оказания услуг на объекте Заказчика. Также из пояснений Заказчика следовало, что Общество не представило Заказчику график оказания услуг, что также явилось препятствием допуска Общества на объект 28.01.2023.
Также 13.02.2023 Заказчиком было направлено письмо о необходимости явиться для проведения технического обслуживания и ремонта, поскольку у одного из лифтов обнаружилась поломка.
Представитель ООО "ЛИФТРЕСУРС" пояснил, что 13.02.2023 сотрудники общества приезжали к Заказчику в 17 часов 50 минут, однако их вновь не пустили на территорию, вход на территорию был закрыт, о чем в последующем был составлен акт о не допуске на объект от 13.02.2023.
Представитель Заказчика пояснил, что 13.02.2023 представитель Общества не приезжали, Саратовская областная дума работала 13.02.2023 в обычном, что подтверждается видеозаписью с камер видеонаблюдения.
Также в ответ на письмо ООО "ЛИФТРЕСУРС" от 13.02.2023 Заказчиком был дан ответ от 16.02.2023 о разъяснении порядка пропускного режима, действующего на территории Саратовской областной думы.
Также Комиссии был представлен скриншот с электронной почты Исполнителя, на котором 27.01.2023 ООО "ЛИФТРЕСУРС" направило в адрес Заказчика файлы, по его пояснениям, которые содержат сведения об ответственных лицах, однако Комиссии данные файлы представлены не были, в связи с чем невозможно сделать вывод о том, какие файлы, с каким содержимым были направлены Заказчику.
Представитель Заказчика по данному факту пояснил, что данных писем от Общества не получал, по данному поводу Саратовской областной думой направлялась информация о необходимости предоставить приказ о назначении ответственных лиц, ответ на который представлен не был.
Также согласно пояснениям Общества, ООО "ЛИФТРЕСУРС" не смогло своевременно приступить к оказанию услуг по причине болезни сотрудника.
С данным доводом Комиссия не может согласиться поскольку Обществом не исполнено обязательство о предоставлении информации о работниках, ответственных за выполнение работ по Контракту, Заказчику не представлены доказательства о заболевании работников Общества.
Поскольку Исполнитель к так и не приступил к выполнению работ по контракту, то заказчик правомерно отказался от исполнения контракта.
Стоит отметить, что к обстоятельствам непреодолимой силы (форс-мажору) не могут быть отнесены предпринимательские риски, такие как нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения обязательств товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств, а также финансовоэкономический кризис, изменение валютного курса, девальвация национальной валюты, преступные действия неустановленных лиц, если условиями договора (контракта) прямо не предусмотрено иное, а также другие обстоятельства, которые стороны договорных отношений исключили из таковых. Отсутствие возможности осуществления деятельности ввиду болезни Подрядчика, относится к рискам предпринимательской деятельности, следовательно, не относятся к обстоятельствам непреодолимой силы.
Доказательств наличия у Подрядчика каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом обязательства по исполнению контракта, Комиссии не представлено.
В силу ст. 2 ГК РФ Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
По смыслу Закона о контрактной системе ведение реестра призвано обеспечивать защиту государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В связи с тем, что ООО "ЛИФТРЕСУРС" не исполнило обязательства, предусмотренные Контрактом, информация о ООО "ЛИФТРЕСУРС"" подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Информацию, представленную Саратовской областной думой в отношении ООО "ЛИФТРЕСУРС" включить в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта сроком на два года.
2. Датой включения информации в отношении ООО "ЛИФТРЕСУРС" в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанной информации в Единой информационной системе в сфере закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 20 марта 2023 г. N 64-74
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.03.2023