Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "МУСКАД" на действия Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, Комитета ЖКХ, топливноэнергетического комплекса, транспорта и связи Администрации Энгельсского муниципального района при проведении электронного аукциона N 0160300003623000099 "Осуществление строительного контроля за ходом выполнения работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования, расположенных на территории муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области в рамках осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения Саратовской агломерации в границах городских поселений области в рамках достижения соответствующих задач национального проекта "Безопасные качественные дороги"",
УСТАНОВИЛА:
В Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО "МУСКАД" на действия
Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области,
Комитета ЖКХ, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи Администрации Энгельсского муниципального района при проведении электронного аукциона N 0160300003623000099 "Осуществление строительного контроля за ходом выполнения работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования, расположенных на территории муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области в рамках осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения Саратовской агломерации в границах городских поселений области в рамках достижения соответствующих задач национального проекта "Безопасные качественные дороги" (далее - Аукцион).
Из жалобы Заявителя следует, что "Описание объекта закупки" об Аукционе не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Представитель ООО "МУСКАД" доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласны, считают жалобу необоснованной.
Представители уполномоченного учреждения с доводами жалобы не согласны, считаю жалобу необоснованной.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
03.03.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение об осуществлении закупки N 0360300254323000011 0160300003623000099 "Осуществление строительного контроля за ходом выполнения работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования, расположенных на территории муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области в рамках осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения Саратовской агломерации в границах городских поселений области в рамках достижения соответствующих задач национального проекта "Безопасные качественные дороги".
Заказчиком по данному Аукциону является Комитет ЖКХ, топливноэнергетического комплекса, транспорта и связи Администрации Энгельсского муниципального района.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 016 666,6 рублей.
Из жалобы Заявителя следует, что Описание объекта закупки не соответствует требованиям п.2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в части отсутствия указания об обязательном наличии у участника закупки документа, подтверждающего аккредитацию в национальной системе аккредитации (Росаккредитация) строительной лаборатории, которая будет проводить испытания применяемых строительных материалов и их оценку соответствия при оказании услуг по строительному контролю.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено требование об использовании при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, определение требований к предмету закупки, к результатам выполненных работ относится к компетенции заказчика.
В приложение N 1 к Извещению о проведении Аукциона "Описание объекта закупки" в разделе "Требования к гарантии качества товара, работы, услуги" указано, что Исполнитель гарантирует качество оказанных Услуг по осуществлению строительного контроля за выполнением работ на Объекте в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1), а также требованиями ст. 748
Гражданского кодекса РФ, ст. 53 Градостроительного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 21.06.2010 г. N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства", а также с требованиями ГОСТ 32731-2014, ГОСТ Р 58442-2019, СП 78.13330.2012, СП 82.13330.2016.
Согласно п. 6.2. проекта Контракта Исполнитель обязан оказать услуги в установленном порядке: не позднее 10 (десяти) рабочих дней со дня подписания настоящего Контракта представить Заказчику документы, подтверждающие наличие у Исполнителя лаборатории, компетентной в проведении испытаний в заявленной области деятельности, или соисполнительского договора, заключенного на весь период исполнения настоящего Контракта, с организацией/ лабораторией на оказание услуг не более 30 % от объема всех необходимых лабораторных испытаний - контролировать соответствие применяемых материалов и изделий требованиям ГОСТ, строительных норм и правил, стандартов, технических условий, локальным сметам и другим нормативным документам указанных в приложении к настоящему Контракту.
Согласно п. 16.1 СП 78.13330.2012 при приемке выполненных работ проводят освидетельствование работ в натуре, контрольные измерения, проверку результатов производственных и лабораторных испытаний строительных материалов и контрольных образцов, записей в общем журнале работ и специальных журналах по выполненным отдельным видам работ и предъявляют техническую документацию в соответствии с требованиями СП 48.13330.
Представители Заказчика и Общества при рассмотрении жалобы пояснили, что результаты работ, предусмотренные контрактом должны соответствовать СП 48.13330.
В соответствии с п. 3.9 "СП 48.13330.2019. Свод правил. Организация строительства. СНиП 12-01-2004" строительная лаборатория: юридическое лицо (или его структурное подразделение) или индивидуальный предприниматель, обеспечивающие выполнение испытаний, измерений и обработку их результатов (в том числе в процессе верификации контроля) при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и сносе объектов. Строительная лаборатория должна соответствовать требованиям компетентности согласно ГОСТ ISO/IEC 17025 (подтвержденной уполномоченной организацией в установленном порядке) и выполнять работы в соответствии с утвержденной областью.
Согласно п. 5.4 "ГОСТ ISO/IEC 17025-2019. Межгосударственный стандарт. Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий" лаборатория должна осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы соответствовать требованиям настоящего стандарта, своих заказчиков, регулирующих органов и организаций, обеспечивающих признание. Лаборатория должна нести ответственность за деятельность, осуществляемую во всех местах ее постоянного размещения, вне мест ее постоянного размещения, на временных или передвижных площадях и на объектах заказчика.
С доводом Заявителя об отсутствия указания об обязательном наличии у участника закупки документа, подтверждающего аккредитацию в национальной системе аккредитации (Росаккредитация) строительной лаборатории нельзя согласиться, поскольку из содержания ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 прямо не следует о наличии аккредитации в национальной системе аккредитации.
В соответствии с п. 1 ст. 31 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия, осуществляется национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
Согласно п. 12 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - Закон об аккредитации в национальной системе аккредитации) национальный орган по аккредитации - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по аккредитации в национальной системе аккредитации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пояснениям представителя Заказчика, в силу п.п. 2 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - Закон об аккредитации) юридические лица привлекаемые контрольными (надзорными) органами к осуществлению контрольных (надзорных) мероприятий в целях государственного контроля (надзора), муниципального контроля должны быть аккредитованы и в соответствии с регламентом внесены в реестр аккредитованных лиц.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона об аккредитации аккредитация осуществляется на основе принципа добровольности.
Также из пояснений представителя Заказчика следует, что системами добровольной сертификации выдаются аттестаты аккредитации испытательных лабораторий, подтверждающие соответствие требованиям к компетенции, предъявляемым ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 к предоставлению услуг по техническому регулированию согласно международным соглашения РФ с ВТО от технических барьерах. В данных аттестатах аккредитации испытательных лабораторий также в обязательном порядке указывается область деятельности лаборатории с указанием контролирующих параметров, измеряемых показателей и соответственно нормативны документов. Следовательно, испытательные лаборатории, в добровольном порядке получившие аттестат системы добровольной сертификации, включенной в Единый реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации, также имеют соответствующий возможности по проведению требуемых испытаний материалов, что в свою очередь обеспечивает конкуренцию, в части возможности участия в закупке большего количества участников.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 15.03.2023 на участие в Аукционе поступило 7 заявок от участников закупок, включая заявку ООО "МУСКАД", экономия составила 2 871 916, 69 рублей или 95,2 % от НМЦК.
При таких обстоятельствах довод жалобы не нашел своего подтверждения.
Учитывая вышеизложенное и на основании ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "МУСКАД" на действия Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, Комитета ЖКХ, топливноэнергетического комплекса, транспорта и связи Администрации Энгельсского муниципального района при проведении электронного аукциона N 0160300003623000099 "Осуществление строительного контроля за ходом выполнения работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования, расположенных на территории муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области в рамках осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения Саратовской агломерации в границах городских поселений области в рамках достижения соответствующих задач национального проекта "Безопасные качественные дороги" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 20 марта 2023 г. N 064/06/31-316/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.03.2023