Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "НИКОФАРМ" на действия Заказчика ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КЛИНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПРОФИЛАКТИКИ И БОРЬБЫ СО СПИД" и Уполномоченного учреждения ГКУ СО "Государственное агентство по централизации закупок" при проведении аукциона в электронной форме N 0860200000823001557 "Поставка наконечников для анализатора автоматического модульного TECAN Freedom EVO",
УСТАНОВИЛА:
15.03.2023 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО "НИКОФАРМ" на действия Заказчика ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КЛИНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПРОФИЛАКТИКИ И БОРЬБЫ СО СПИД" и Уполномоченного учреждения ГКУ СО "Государственное агентство по централизации закупок" при проведении аукциона в электронной форме N 0860200000823001557 "Поставка наконечников для анализатора автоматического модульного TECAN Freedom EVO" (далее - Аукцион).
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком по данной закупке не допускается поставка эквивалентного товара, что ведет к ограничению кругу лиц, которые могут принять участие в закупке.
Представитель Заявителя не присутствовал при рассмотрении жалобы, извещен надлежащим образом.
Представитель Заказчика и Уполномоченного учреждения, присутствующие на рассмотрении жалобы, считают жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
06.03.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении Аукциона.
Заказчиком по данному Аукциону является ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КЛИНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПРОФИЛАКТИКИ И БОРЬБЫ СО СПИД".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 078 260,64 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В силу п.1 ч.2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно извещению, объектом закупки является поставка наконечников для анализатора автоматического модульного TECAN Freedom EVO.
Описание объекта закупки содержится в приложении N 1 к извещению об осуществлении закупки "Описание объекта закупки":
N п/п |
ОКПД2 |
Наимено вание товара |
Технически е характерист ики товара |
Наличие функций или величина параметра |
Ед. изм. |
Колво ед.и зм. |
Справочн о** Общее количеств о товара |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
22.29.29 .190 |
Наконечн ик |
Минимальн ый объем дозирования , мкл |
25 |
упако вка |
63 |
145 152 штук |
Максимальн ый объем дозирования , мкл |
1000 |
||||||
Тип наконечника |
токопрово дящий, кондуктив ный, стерильн ый, с фильтром |
||||||
Совместимо сть штатива с оборудован ием Анализатор автоматичес кий модульный TECAN Freedom EVO*. |
наличие |
*Анализатор находится в наличии у Заказчика и расходный материал должен подходить к нему. В соответствии с Руководством по эксплуатации необходимо использовать исключительно оригинальные наконечники производства компании Tecan.
** Участник закупки в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме вправе предложить иное количество упаковок, в случае изменения фасовки. В таких случаях общее количество штук не может быть меньше потребности Заказчика, указанной в графе "Справочно** Общее количество товара".
Согласно пояснению представителя Уполномоченного учреждения, в наличии
у Заказчика находится: Анализатор автоматический модульный TECAN Freedom EVO.
В соответствии с ч.3 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан) производитель (изготовитель) медицинского изделия разрабатывает техническую и (или) эксплуатационную документацию, в соответствии с которой осуществляются производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, а также ремонт, утилизация или уничтожение медицинского изделия.
Руководство по эксплуатации Freedom EVO на анализатор, имеющийся в наличии у заказчика, является эксплуатационной документацией на медицинское изделие.
Согласно пункту "Конфигурация наконечников" (стр. 75 Руководства): "Необходимо использовать исключительно оригинальные наконечники производства компании Tecan". Согласно пункту "Одноразовые наконечники (стр. 75 Руководства): "Используйте только одноразовые наконечники производства компании Tecan".
Таким образом, довод заявителя о том, что руководством пользователя Tecan Freedom EVO не запрещается использование расходных материалов иных производителей, является необоснованным.
Кроме того, указанные условия не поставлены в зависимость от наличия или отсутствия гарантийных обязательств.
В соответствии с "ГОСТ Р 53079.2-2008. Национальный стандарт Российской Федерации. Технологии лабораторные клинические. Обеспечение качества клинических лабораторных исследований. Часть 2. Руководство по управлению качеством в клинико-диагностической лаборатории. Типовая модель" (далее - ГОСТ Р 53079.2-22087) пунктом 3.9 "Оборудование лаборатории":
"Оборудование должно соответствовать видам исследований, выполняемых в лаборатории, быть в рабочем состоянии. Работу на приборах следует проводить в соответствии с инструкцией производителя к данному прибору".
Данная информация подтверждается письмом производителя "Текан Швайц АГ" от 27.11.2020: "Использование одноразовых наконечников сторонних производителей на автоматических модульных анализаторах Freedom EVO может отрицательно сказаться на технических характеристиках устройства. Компания "Текан" не рассматривала возможность использования принадлежностей сторонних производителей, таких как одноразовые наконечники.
Компания "Текан" не несет ответственности, если продукты или их части используются вместе с инструментами, программным обеспечением или расходными материалами, кроме поставляемых "Текан".
В письме Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 05.02.2016 N 09-С-571-1414 отмечено, что возможность эксплуатации медицинского оборудования одного производителя совместно с принадлежностями другого производителя определяется производителем медицинского оборудования. Совместное применение таких изделий без проведенных экспертиз на совместимость может привести к причинению вреда жизни, здоровью граждан и медицинских работников.
Согласно пункту 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В силу ст. 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
В соответствии с пунктом 2 указанного Обзора нарушением является включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, лишь в отсутствие специфики использования такого товара.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.12.2010 N 11017/10 и поддержанной Верховным Судом Российской Федерации в определениях от 18.12.2015 N 306-КГ15-16795 и от 31.07.2017 N 305-КГ17-2243, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать обоснованным потребностям заказчика. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих целям торгов, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Согласно ч.1 ст. 12 Закона о контрактной системе заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупки, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом для достижения указанной цели заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки (его характеристики).
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о контрактной системе участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы.
Объектом закупки является поставка товара, а не его изготовление, следовательно, принять участие в данной закупке может любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, дилеры, дистрибьютеры, поставщики, производители, готовые поставить товар, отвечающий требованиям описания объекта закупки и удовлетворяющий потребности заказчика.
Отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.
Заявителем не предоставлено каких-либо доказательств, относительно невозможности закупить товар необходимый заказчику.
Кроме того, в соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) NИЭА1 от 20.03.2023 заявки четырех участников были признаны соответствующими установленным в извещении требованиям.
Таким образом, довод жалобы признан необоснованным.
Учитывая вышеизложенное и на основании, ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "НИКОФАРМ" на действия Заказчика ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КЛИНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПРОФИЛАКТИКИ И БОРЬБЫ СО СПИД" и Уполномоченного учреждения ГКУ СО "Государственное агентство по централизации закупок" при проведении аукциона в электронной форме N 0860200000823001557 "Поставка наконечников для анализатора автоматического модульного TECAN Freedom EVO" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 21 марта 2023 г. N 064/06/33-307/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.03.2023