Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России, Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей:
общества с ограниченной ответственностью "_" - _ (директора Общества), действующего на основании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 16.03.2023 года NЮЭ9965-23-32115668; _, действующего на основании доверенности N1 от 16.03.2023 года (со сроком действия до 31.12.2023 года), участвующего в рассмотрении дела N013/06/48-143/2023 до перерыва;
Администрации Темниковского муниципального района Республики Мордовия - _, действующего на основании доверенности N1 от 16.03.2023 года (со сроком действия один календарный месяц); _, действующей на основании доверенности N2 от 16.03.2023 года (со сроком действия один календарный месяц), участвующей в рассмотрении дела N013/06/48-143/2023 после перерыва;
Государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" - _., действующей на основании доверенности б/н от 16.05.2022 года (со сроком действия 1 (один) год);
рассмотрев 17 марта 2023 года в дистанционном режиме посредством видео-конференц-связи жалобу общества с ограниченной ответственностью " _" (далее - ООО "_.", Заявитель, Общество) на действия комиссии по осуществлению закупок Администрации Темниковского муниципального района Республики Мордовия (далее - Заказчик), государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) при проведении открытого конкурса в электронной форме N0809500000323000224 на выполнение работ по объекту: "Рекультивация свалки твердых бытовых отходов Темниковского муниципального района" (далее - Конкурс), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 года N727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 10.03.2023 года посредством функционала сайта единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) поступила жалоба от Заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок Заказчика и Уполномоченного учреждения (вх.N1135-ЭП/23 от 13.03.2023 года). 17.03.2023 года в адрес Мордовского УФАС России поступили дополнения к жалобе (вх.N1273/23 от 17.03.2023 года).
С учетом соблюдения срока и порядка подачи жалобы, указанная жалоба принята к рассмотрению.
Уведомлением Мордовского УФАС России от 14.03.2023 года NДМ/855/23 рассмотрение жалобы назначено на 16.03.2023 года в 16 часов 00 минут.
14.03.2023 года на сайте ЕИС в реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений Мордовским УФАС России размещена информация о принятии жалобы Заявителя к рассмотрению по существу с указанием даты, времени и места ее рассмотрения, а также возможности использования систем видео-конференц-связи в соответствии с частью 2 статьи 106 Закона о контрактной системе (реестровый номер: 202300109157000155).
16.03.2023 года для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, руководствуясь пунктом 3.32 Административного регламента, в процессе заседания Комиссии Мордовского УФАС России объявлялся перерыв. В 15 часов 00 минут 17.03.2023 года рассмотрение жалобы продолжилось в прежнем составе Комиссии Мордовского УФАС России.
На заседании Комиссии установлено следующее.
Извещение N0809500000323000224 о проведении Конкурса размещено Уполномоченным учреждением по заявке Заказчика на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 03.02.2023 10:17 (МСК) (изменение извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме от 13.02.2023 NИИ2 в ред. N3).
Начальная (максимальная) цена контракта: 96 692 450,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 01.03.2023 09:00.
Дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке: 03.03.2023.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 06.03.2023.
Код бюджетной классификации: 9000605142G152420244.
Закупка осуществляется в рамках реализации национального проекта "Экология" (федеральный проект "Чистая страна").
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 03.03.2023 NПРОII1 по окончании указанного в извещении о проведении электронного конкурса срока подачи заявок 09:00 01.03.2023 года (время московское) поступили 3 заявки на участие в электронном конкурсе под идентификационными номерами 192, 101, 36. На основании направленных оператором электронной площадки вторых частей заявок на участие в закупке, а также информации и документов, предусмотренных пунктами 2, 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, членами комиссии по осуществлению закупок были рассмотрены вторые части заявок на участие в закупке, а также информация и документы, предусмотренные пунктами 2, 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, и принято решение о соответствии всех поступивших заявок требованиям извещения о проведении Конкурса.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.03.2023 NИЭОК1 комиссия по осуществлению закупок приняла решение признать победителем электронного конкурса участника с порядковым номером 1 (идентификационный номер заявки 192), предложившего цену контракта 96 692 450 рублей, заявка которого соответствует требованиям извещения о проведении закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В силу пункта 2 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе подача участником закупки жалобы на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля (далее также - жалоба) в контрольный орган в сфере закупок допускается в период определения поставщика (подрядчика, исполнителя), но не позднее пяти дней со дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), подписания такого протокола (при проведении закрытого конкурса, закрытого аукциона). При этом, жалоба на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, совершенные после даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в закупке, может быть подана исключительно участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
Заявитель в жалобе указывает на неправомерные действия комиссии по осуществлению закупок Заказчика и Уполномоченного учреждения при рассмотрении заявки с идентификационным номером 36 (далее - заявка Заявителя) в части применения порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, размещенного в составе извещения о проведении закупки N0809500000323000224. Так, по мнению Заявителя, им в составе заявки были представлены информация и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, содержащие значения характеристик объекта закупки равные, либо превышающие предельные максимальные значения характеристик объекта закупки, установленные порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе.
Заказчиком в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 106 Закона о контрактной системе, представлены возражения по доводам жалобы (вх.N1240-ЭП/23 от 16.03.2023 года).
17.03.2023 года (вх.N1278-ЭП/23; вх.N1274/23) Уполномоченным учреждением представлены письменные возражения по жалобе, которые приобщены к материалам настоящего дела.
Изучив материалы дела, проанализировав содержание жалобы Заявителя, возражений Заказчика, Уполномоченного учреждения, заслушав пояснения сторон, исследовав имеющиеся в деле доказательства, в результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к следующему.
1. В жалобе Заявитель указывает, что по детализирующему показателю оценки "Транспортное средство по типу "Бульдозер" или аналог" (предельное максимальное значение характеристики объекта закупки: Хпредmax - 5) ООО "_." представлены документы на 5 бульдозеров, каждый из которых соответствует требованиям Заказчика к характеристикам оборудования, необходимым для выполнения работ: эксплуатационная мощность - не менее 125 кВт. (170 л.с.), однако, в протоколе рассмотрения заявок в нарушение порядка оценки заявок указано значение 3, что не соответствует количеству бульдозеров, указанных в заявке Общества.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует, в том числе критерий -Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 года N2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
В соответствии с подпунктами "а", "д" пункта 5 Положения при проведении конкурсов: с учетом настоящего Положения применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный подпунктом "а" пункта 3 настоящего Положения; сумма величин значимости критериев оценки составляет 100 процентов.
В силу пункта 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели (пункт 25 Положения).
Пункт 27 Положения предусматривает, что в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте "б" пункта 24 настоящего Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются:
а) перечень оборудования и других материальных ресурсов, оцениваемых по показателю, предусмотренному подпунктом "б" пункта 24 настоящего Положения, и необходимых для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;
б) перечень следующих документов, подтверждающих наличие оборудования и других материальных ресурсов, предусмотренных перечнем, установленным в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, в том числе:
инвентарные карточки учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6 (при наличии оборудования и других материальных ресурсов в собственности участника закупки);
договоры аренды (лизинга), безвозмездного пользования, субаренды на срок исполнения контракта с приложением актов, подтверждающих наличие у участника закупки оборудования и других материальных ресурсов (при отсутствии оборудования и других материальных ресурсов в собственности участника закупки);
в) к оценке принимаются документы, предусмотренные подпунктом "б" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что Заказчиком в разделе "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" в соответствии с Положением установлены следующие критерии оценки: "Цена контракта" (значимость критерия - 60%); "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" ( значимость критерия - 40%). При этом Заказчиком указаны следующие показатели критерия оценки "Квалификация участников закупки":
1. Наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов (значимость показателя: 40%), детализирующие показатели:
1.1.Транспортное средство по типу "Трактор" или аналог (значимость детализирующего показателя: 20%; предельное максимальное значение: 2);
1.2.Транспортное средство по типу "Автокран" или аналог (значимость детализирующего показателя: 10%; предельное максимальное значение: 2);
1.3.Транспортное средство по типу "Автосамосвал" или аналог (значимость детализирующего показателя: 10%; предельное максимальное значение: 3);
1.4.Транспортное средство по типу "Каток" или аналог (значимость детализирующего показателя: 10%; предельное максимальное значение: 2);
1.5.Транспортное средство по типу "Экскаватор гусеничный" или аналог (значимость детализирующего показателя: 30%, предельное максимальное значение: 2);
1.6.Транспортное средство по типу "Бульдозер" или аналог (значимость детализирующего показателя: 20%, предельное максимальное значение: 5);
2. Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта (значимость показателя: 20%), детализирующий показатель:
2.1.Общее количество исполненных участником закупки договоров (значимость детализирующего показателя: 100%; предельное максимальное значение: 5);
3. Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (значимость показателя: 40%), детализирующие показатели:
3.1.Сотрудники по специальности/направлению подготовки "Сельскохозяйственное строительство" и/или "Городское строительство и хозяйство" и/или "Промышленное и гражданское строительство" и/или "Строительство" и/или "Строительство уникальных зданий и сооружений" (значимость детализирующего показателя: 60%; предельное максимальное значение: 5);
3.2.Сотрудники по специальности/ направлению подготовки "Прикладная геодезия" и/или "Геодезия" и/или "Геодезия и картография" и/или "Картография" и/или "Картография и геоинформатика" и/или "Маркшейдерское дело" (значимость детализирующего показателя: 40%; предельное максимальное значение: 3).
В положении о применении критерия оценки "Квалификация участника", показателя оценки "Наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном праве оборудования и других материальных ресурсов", детализирующего показателя оценки "Транспортное средство по типу "Бульдозер" или аналог" Заказчиком указано следующее:
"Предметом оценки заявок по данному показателю является наличие у участника закупки оборудования и материально-технических ресурсов (в соответствии с проектной документацией), необходимых для выполнения работ, а именно, наличие у участника закупки следующего вида техники (находящихся в собственности или на ином законном основании (аренда, лизинг)): Транспортное средство по типу "Бульдозер" или аналог (Требования Заказчика к характеристикам оборудования и материально-технических ресурсов, необходимых для выполнения работ: эксплуатационная мощность - не менее 125 кВт. (170 л.с.). Оценка по показателю осуществляется по перечню следующих документов, подтверждающих наличие оборудования и других материальных ресурсов: - инвентарные карточки учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6 (при наличии оборудования и других материальных ресурсов в собственности участника закупки); - договоры аренды (лизинга), безвозмездного пользования, субаренды на срок исполнения контракта с приложением актов, подтверждающих наличие у участника закупки оборудования и других материальных ресурсов (при отсутствии оборудования и других материальных ресурсов в собственности участника закупки). К оценке принимаются документы, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. При проведении открытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.".
Согласно части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки);
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
В соответствии с частью 15 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем получения информации и документов в соответствии с пунктом 1 части 14 настоящей статьи:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) осуществляют оценку ценовых предложений по критерию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона;
б) на основании результатов оценки первых и вторых частей заявок на участие в закупке, содержащихся в протоколах, предусмотренных частями 6 и 13 настоящей статьи, а также оценки, предусмотренной подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, первая и вторая части которой признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в таких заявках условий исполнения контракта и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, которая поступила ранее других заявок на участие в закупке, содержащих такие же условия;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), после подписания такого протокола усиленными электронными подписями членами комиссии по осуществлению закупок подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
С учетом положений части 6 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссией Мордовского УФАС России проводится проверка действий конкурсной комиссии в части применения установленного в извещении о проведении Конкурса порядка оценки заявок на участие в закупке.
Комиссия Мордовского УФАС России, проанализировав содержание заявки Заявителя, установила, что в ее составе по детализирующему показателю "Транспортное средство по типу "Бульдозер" или аналог" Обществом представлены следующие документы на 5 (пять) единиц данной техники: унифицированная форма ОС-6 N00-000011 от 28.02.2023 года на бульдозер SHANTUI SD16; договор на оказание транспортных услуг N09-01/2023/ТС от 09.01.2023 года, заключенный с Акционерным обществом "_" на аренду бульдозера Т10СТМ.0101; договор на оказание транспортных услуг N09-01/2023/СТС от 09.01.2023 года, заключенный с обществом с ограниченной ответственностью "_" на аренду бульдозеров NEW HOLLAND D180 и NEW HOLLAND D180 LT; договор на оказание транспортных услуг N09-01/2023/СП от 09.01.2023 года, заключенный с индивидуальным предпринимателем _ на аренду бульдозера SHANTUI SD16.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.03.2023 NИЭОК1 по указанному детализирующему показателю конкурсной комиссией принято к оценке только 3 (три) единицы транспортного средства по типу "Бульдозер".
Присутствующие на заседании Комиссии представители Заказчика и Уполномоченного учреждения, поддержав позицию, извоженную в письменных возражениях, пояснили, что участником закупки с идентификационным номером 36 к унифицированной форме ОС-6 N00-000011 от 28.02.2023 года на бульдозер SHANTUI SD16; договору на оказание транспортных услуг N09-01/2023/СП от 09.01.2023 года, заключенному с индивидуальным предпринимателем _ на транспортные услуги Бульдореза SHANTUI SD16, не представлены документы, подтверждающие эксплуатационную мощность транспортного средства по типу "Бульдозер" (не менее 125 кВт. (170 л.с.)). Поскольку согласно сведений из открытых источников (приведены в возражениях) эксплуатационная мощность данного типа транспортного средства имеет несколько модификаций, некоторые из них имеют эксплуатационную мощность ниже требуемой, в соответствии с характеристиками оборудования и материально-технических ресурсов, необходимых для выполнения работ, согласно конкурсной документации (120 кВт. (160 л.с.)), у комиссии по рассмотрению и оценке заявок отсутствовала информация, позволяющая достоверно идентифицировать эксплуатационную мощность представленного транспортного средства по типу "Бульдозер". В связи с указанным 2 (две) единицы транспортного средства по типу "Бульдозер" марки "SHANTUI SD16" не приняты конкурсной комиссией к оценке.
Представители Заявителя пояснили, что "Порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе", размещенном в составе извещения о проведении Конкурса, не предусмотрено предоставление участником закупки в составе заявки документов и сведений, подтверждающих эксплуатационную мощность транспортных средств. При этом согласно паспорта самоходной машины и других видов техники NТТ161180 мощность двигателя "SHANTUI SD16 Бульдозер" составляет 135 кВт. (183 л.с.) (по договору на оказание транспортных услуг N09-01/2023/СП от 09.01.2023 года).
Принимая во внимание отсутствие в составе заявки с идентификационным номером 36 документов и сведений, подтверждающих эксплуатационную мощность транспортного средства "SHANTUI SD16 Бульдозер" (паспорт самоходной машины и других видов техники NТТ161180, представленный на заседании Комиссии), и наличие в открытых источниках информации о мощности транспортного средства "Бульдозер" ниже требуемой Заказчику, у Комиссии Мордовского УФАС России отсутствуют правовые основания считать комиссию по осуществлению закупок Заказчика и Уполномоченного учреждения, нарушившей Закон о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Заявитель в рамках рассмотрения настоящего дела отказался от довода жалобы о неправомерных действиях комиссии Заказчика и Уполномоченного учреждения в части применения порядка оценки заявок по детализирующему показателю оценки "Транспортное средство по типу "Каток" или аналог", в связи с чем Комиссия Мордовского УФАС России оставляет его без рассмотрения.
2. В жалобе Заявитель указывает, что по детализирующему показателю оценки "Общее количество исполненных участником закупки договоров" (предельное максимальное значение характеристики объекта закупки: Хпредmax - 5) ООО "_." представлены 5 договоров, отвечающих требованиям, установленным в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, однако, в протоколе рассмотрения заявок в нарушение данного порядка указано значение 0.
В соответствии с пунктом 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 настоящего Положения, применение шкалы оценки не допускается;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
В положении о применении критерия оценки "Квалификация участника", показателя оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта", детализирующего показателя оценки "Общее количество исполненных участником закупки договоров" Заказчиком указано следующее:
"Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта: - исполненный договор (договоры); - акт (акты) приемки выполненных работ, составленный (-е) при исполнении такого договора (договоров). Условия приемки к оценке договоров, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта: К оценке принимаются исключительно исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, соответствующие объекту закупки, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом N44-ФЗ. Последний акт приемки выполненных работ, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. Под соответствующими объекту закупки договорами для оценки по показателю понимаются: контракты по выполнению работ и/или оказанию услуг по рекультивации полигонов твердых коммунальных отходов (ТКО) и/или рекультивации полигонов твердых бытовых отходов (ТБО) и/или ликвидации санкционированных и несанкционированных свалок отходов и/или рекультивации нарушенных земель, в том числе которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления, экологической реабилитации нарушенных земель_".
Как установлено Комиссией Мордовского УФАС России в составе заявки Заявителя Жалобы в рамках рассматриваемого детализирующего показателя оценки представлены:
- договор на выполнение работ по рекультивации N Рек.15-07/2022 от 15.07.2022 года, заключенный с обществом с ограниченной ответственностью " _" на выполнение работ по рекультивации части земельных участков по адресу: "Ладка", Ичалковский район, Республика Мордовия" на сумму 60 873,60 рублей, а также локальный сметный расчет, справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 и акт приемки выполненных работ по форме КС-2 на сумму 60 873,60 рублей к указанному договору;
- договор на выполнение работ по рекультивации N Рек.15-06/2022 от 15.06.2022 года с обществом с ограниченной ответственностью "_." на выполнение работ по рекультивации части земельных участков по адресу: "Ладка", Ичалковский район, Республика Мордовия" на сумму 46 778,40 рублей, а также локальный сметный расчет, справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 и акт приемки выполненных работ по форме КС-2 на сумму 46 778,40 рублей к указанному договору;
- договор на выполнение работ по рекультивации N Рек.01-06/2022 от 01.06.2022 года, заключенный с обществом с ограниченной ответственностью "_." на выполнение работ по рекультивации части земельных участков по адресу: "Совхоз-техникум "Новокарьгинский", Краснослободский район, Республика Мордовия" на сумму 51 849,60 рублей, а также локальный сметный расчет, справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 и акт приемки выполненных работ по форме КС-2 на сумму 51 849,60 рублей к указанному договору;
- договор на выполнение работ по рекультивации N Рек.01-08/2022 от 01.08.2022 года, заключенный с обществом с ограниченной ответственностью "_" на выполнение работ по рекультивации части земельных участков по адресу: "Совхоз-техникум "Новокарьгинский", Краснослободский район, Республика Мордовия" на сумму 40 824,00 рублей, а также локальный сметный расчет, справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 и акт приемки выполненных работ по форме КС-2 на сумму 40 824,00 рублей к указанному договору;
- договор на выполнение работ по рекультивации N Рек.01-07/2022 от 01.07.2022 года, заключенный с обществом с ограниченной ответственностью "_." на выполнение работ по рекультивации части земельных участков по адресу: "Совхоз-техникум "Новокарьгинский", Краснослободский район, Республика Мордовия" на сумму 34 604,40 рублей, а также локальный сметный расчет, справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 и акт приемки выполненных работ по форме КС-2 на сумму 34 604,40 рублей к указанному договору.
На заседании Комиссии Мордовского УФАС России представители Заказчика и Уполномоченного учреждения, пояснили, что вышеуказанные договоры, представленные Заявителем в составе заявки, не приняты к оценке конкурсной комиссией, поскольку их предметом является "рекультивация части земельных участков", тогда как согласно порядку рассмотрения заявок по рассматриваемому детализирующему показателю требуется предоставление договоров (контрактов), предметом которых является, в том числе работы по рекультивации нарушенных земель.
В подтверждение того, что представленные договоры соответствуют требованиям Заказчика, изложенным в извещении о проведении Конкурса, Заявителем представлен направленный в территориальный орган Росприроднадзора отчет ООО "_" по форме N2-ТП (рекультивация), содержащий сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы за 2022 год, указывающий на объем площади нарушенных земель, в том числе при мелиоративных работах в отчетном периоде.
В соответствии с частью 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации).
В пункте 2 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 года N 800, определено:
"рекультивация земель" - мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений;
"нарушенные земли" - земли, деградация которых привела к невозможности их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием;
"деградация земель" - ухудшение качества земель в результате негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности, природных и (или) антропогенных факторов.
В ГОСТ Р 59070-2020. "Национальный стандарт Российской Федерации. Охрана окружающей среды. Рекультивация нарушенных и нефтезагрязненных земель. Термины и определения" (утвержденный и введенный в действие Приказом Росстандарта от 01.10.2020 года N 731-ст) (далее - ГОСТ Р 59070-2020) указано, что рекультивации подлежат нарушенные земли всех категорий, включая земли, загрязненные нефтью и нефтепродуктами, а также прилегающие земельные участки, полностью или частично утратившие продуктивность в результате негативного воздействия хозяйственной деятельности.
ГОСТ Р 57446-2017. "Национальный стандарт Российской Федерации. Наилучшие доступные технологии. Рекультивация нарушенных земель и земельных участков. Восстановление биологического разнообразия" (утвержденный и введенный в действие Приказом Росстандарта от 18.04.2017 N 283-ст) (далее - ГОСТ Р 57446-2017), разделяя понятия "нарушенные земли" и "земельный участок", определяет их следующим образом:
"нарушенные земли: Земли, утратившие первоначальное качественное состояние в результате хозяйственной или иной деятельности, а также чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, нуждающиеся в восстановлении (рекультивации) в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием":
"земельный участок: Участок, в границах которого компоненты природной среды подверглись негативному воздействию и который является географической основой для разработки проекта и проведения работ по рекультивации".
Комиссия отмечает, что представленный на заседание отчет по форме N2-ТП (рекультивация), содержащий сведения о рекультивации ООО "_" земель в отчетном периоде (2022 год), не может быть принят во внимание, поскольку не представляется возможным соотнести сведения, указанные в нем, с представленными в составе заявки договорами.
Таким образом, исходя из приведенных норм законодательства, на основании буквального толкования положений порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, размещенного на сайте единой информационной системы, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что действия комиссии по осуществлению закупки Заказчика и Уполномоченного учреждения, не принявшей к оценке договоры, представленные участником с идентификационным номером заявки 36, предметом которых является выполнение работ по рекультивации части земельных участков, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
В связи с изложенным довод жалобы Заявителя признается необоснованным.
Вместе с тем в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Мордовского УФАС России установлено следующее.
Как указывалось ранее, в соответствии с абзацем 2 подпункта "в" пункта Положения документом, предусмотренным приложения N1 к настоящему Положению: устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Предметом контракта, заключаемого по результатам Конкурса, является выполнение работ по рекультивации свалки твердых бытовых отходов, расположенной на территории Темниковского муниципального района.
В положении о применении критерия оценки "Квалификация участника", показателя оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта", детализирующего показателя оценки "Общее количество исполненных участником закупки договоров" Заказчиком указано, что
"_.Под соответствующими объекту закупки договорами для оценки по показателю понимаются: контракты по выполнению работ и/или оказанию услуг по рекультивации полигонов твердых коммунальных отходов (ТКО) и/или рекультивации полигонов твердых бытовых отходов (ТБО) и/или ликвидации санкционированных и несанкционированных свалок отходов и/или рекультивации нарушенных земель, в том числе которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления, экологической реабилитации нарушенных земель_".
Между тем ГОСТ Р 57446-2017 и ГОСТ Р 59057-2020. "Национальный стандарт Российской Федерации. Охрана окружающей среды. Земли. Общие требования по рекультивации нарушенных земель", утвержденный и введенный в действие Приказом Росстандарта от 30.09.2020 N 709-ст, рекультивации подлежат земли и земельные участки, нарушенные:
- при разработке месторождений полезных ископаемых;
- прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геологоразведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова;
- ликвидации промышленных, военных, гражданских и иных объектов и сооружений;
- ликвидации объектов размещения отходов производства и потребления;
- строительстве, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций (шахтные выработки, хранилища, метрополитен, канализационные сооружения и др.);
- ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется внесение (снятие) верхнего плодородного слоя почвы;
- проведении войсковых учений за пределами специально отведенных для этих целей полигонов;
- завершении сроков аренды земель, использованных арендатором с нарушением обязательств по ресурсосберегающему и экологически безопасному землепользованию;
- завершении строительства, ремонта или реконструкции линейных объектов (за исключением тех случаев, когда земельный участок предназначен для размещения данного линейного объекта) и в связи с их сносом;
- сносе имеющихся на земельном участке зданий и сооружений, если разрешенное использование земельного участка исключает строительство на данном земельном участке, а также снос объектов лесной инфраструктуры;
- проведении мелиоративных работ, изыскательских и иных работ, связанных с нарушением земель и/или почвенного покрова;
- использовании земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов;
- выводе из эксплуатации объектов размещения отходов I - V классов опасности, при нарушении земель при размещении отходов I - V классов опасности и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности;
- ликвидации последствий хозяйственной и (или) иной деятельности, в результате которой вследствие нарушения природоохранного законодательства были нарушены земли, в том числе по предписанию об устранении допущенных нарушений, выявленных по результатам государственного земельного надзора;
- строительстве, эксплуатации и консервации подземных объектов и сооружений, требующих отдельного хранения вынутого грунта или пород;
- хранении перемещаемого почвенного слоя и пород;
- ликвидации последствий аварийных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в результате которых были нарушены земли;
- реорганизации производственных и загрязненных городских территорий и изменении их целевого назначения и разрешенного использования;
- в иных случаях, при которых происходят:
а) изменение гидрологического режима, в том числе при подтоплении, заболачивании земель, которое ведет к изменению целевого назначения и разрешенного использования земель и земельных участков,
б) загрязнение и заражение земель, в том числе при эксплуатации газовых, нефтяных, соляных и иных месторождений, в результате применения пестицидов повлекшие порчу почв,
в) развитие водной и ветровой эрозии, вторичное засоление, иссушение, уплотнение, захламление земель.
Из указанного следует, рекультивация нарушенных земель имеет различные основания и технологии. В частности, технология рекультивации нарушенных земель в результате размещения твердых бытовых отходов изложена в Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации, утвержденной Министерством строительства Российской Федерации от 02.11.1996 года.
Следовательно, указание Заказчиком в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, размещенном в составе извещения, о предоставлении участником закупки в качестве подтверждения опыта выполнения аналогичных работ, в том числе договора по выполнению работ и/или оказанию услуг по рекультивации нарушенных земель, как сопоставимого предмету контракта, заключаемого по результатам Конкурса (выполнение работ по рекультивации свалки твердых бытовых отходов), не соответствует требованиям, изложенным в абзаце 2 подпункта "в" пункта Положения, части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и образуют признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об администраитивных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Мордовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "_." на действия комиссии по осуществлению закупок Администрации Темниковского муниципального района Республики Мордовия, государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" при проведении открытого конкурса в электронной форме N0809500000323000224 на выполнение работ по объекту: "Рекультивация свалки твердых бытовых отходов Темниковского муниципального района" необоснованной.
2. Признать действия Заказчика нарушением пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 17 марта 2023 г. N 013/06/48-143/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.03.2023