Резолютивная часть объявлена 16 марта 2023 г.
Изготовлено в полном объеме 20 марта 2023 г. г. Курск
Комиссия Курского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
<_> <_> <_> |
- председатель Комиссии, - член Комиссии, - член Комиссии, |
в присутстви директора Общества с ограниченной ответственностью "Промснаб" (далее - ООО "Промснаб") <_> (личность удостоверена) и представителя <_> (по доверенности, личность удостоверена), в отсутствии представителей заказчика - Администрации Щигровского района Курской области, уведомленных в том числе о технической возможности дистанционно принять участие с использованием средств видеоконференцсвязи по ссылке: https://fas3.tconf.rt.ru/c/1911119957, указанной в уведомлении Курского УФАС России исх. NМВ/759/23 от 10.03.2023 г.,
рассмотрев в порядке ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе_"), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078), представленное заказчиком - Администрацией Щигровского района Курской области обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) информации в отношении ООО "Промснаб" (адрес: 305004, Курская область, г. Курск, ул. Радищева, 79; ИНН: 4631014161), проведя внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Курское УФАС России 09.03.2023 г. (вх. N1041/23) поступило обращение заказчика - Администрации Щигровского района Курской области о включении сведений в отношении ООО "Промснаб" (адрес: 305004, Курская область, г. Курск, ул. Радищева, 79; ИНН: 4631014161) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N22 от 28.10.2022 на выполнение работ по строительству объекта: "Проезд в д. Козловка Пригородненского сельсовета Щигровского района Курской области" (реестровый номер контракта 34628003191 22 000057).
В соответствии с требованиями ст.104 ФЗ "О контрактной системе_", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078, которым утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в случае поступления информации и документов об участнике закупки, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, контрольный орган в сфере закупок осуществляет проверку содержащихся в документах и информации фактов недобросовестности поставщика (подрядчика исполнителя).
Проверкой установлено следующее.
28.10.2022 г. между заказчиком - Администрацией Щигровского района Курской области и ООО "Промснаб" был заключён Контракт N22 от 28.10.2022 на выполнение работ по строительству объекта: "Проезд в д. Козловка Пригородненского сельсовета Щигровского района Курской области" (реестровый номер контракта 34628003191 22 000057).
Пунктом 5.1. Контракта определено: "Календарные сроки волнения работ по Объекту и сроки завершения отдельных работ определяются графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N2 к Контракту)".
Как следует из Приложения N2 к Контракту (График выполнения строительно-монтажных работ): "Сроки исполнения этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида, работ и (или) части работ, отдельного вида работ с даты заключения Контракта до 30.11.2022".
Как следует из письма (исх. N6-Щигровский район от 29.11.2022 г.), представленного в материалы дела ООО "Промснаб", на дату 29.11.2022 г. работы, предусмотренные контракты были завершены, в связи с чем Подрядчик направил в адрес Заказчика на согласование комплект исполнительной документации.
Администрация Щигровского района Курской области на уведомление Курского УФАС России об истребовании документов (исх. NМВ/759/23 от 10.03.2023) документированную информацию в материалы дела не представила, явку представителя не обеспечила.
15.12.2022 Заказчик направил в адрес ООО "Промснаб" письмо N01-34/7304 от 15.12.2022, в котором уведомил Подрядчика об отказе в принятии акта выполненных работ по контракту по причине выявленных ООО "Курскавтодор" недостатков при проведения исследовании на предмет соответствия характеристик объекта проектной документации, а также необходимости их устранения в срок до 26.12.2022 г.
Вместе с тем, из письменных пояснений ООО "Промснаб" следует, что Подрядчиком к комплекту исполнительной документации были приложены протоколы испытания ООО "Курский асфальт", в заключении которых указано, что "Щебень из ЩПС данной пробы по дробимости в цилиндре относится к М 800, по истираемости в полочном барабане к И2, по морозостойкости к св. Е50, по содержанию зерен пластинчатой и игловатой формы относится к 1 группе, ГОСТ 8267-93 и ГОСТ 25607-2009. ЩПС, по показателям физико-механических свойств соответствует требованиям ГОСТ 8267-93 и ГОСТ 25607-2009. Рекомендуется в качестве самостоятельного материала С 4 для устройства оснований, ГОСТ 25607-2009".
23.12.2022 ООО "Промснаб" в ответ на исходящее письмо N01-34/7304 от 15.12.2022 направило в адрес Заказчика письмо (исх. N9-Щигровский район от 23.12.2022 г.), в котором просило продлить предусмотренный контрактом срок выполнения работ до 01.06.2023 г., указав на то, что "В связи с установлением неблагоприятных для выполнения работ погодных условий (согласно СП 78.13330.2012 "Автомобильные дороги" асфальтобетонную смесь следует укладывать в сухую погоду, при этом температура не должна опускаться осенью ниже плюс 10 градусов), устранить выявленные недостатки в зимнее время не представляется возможным".
29.12.2022 ООО "Промснаб" в дополнение к вышеуказанному письму направило в адрес Администрации Щигровского района Курской области письмо (исх. N10-Щигровский район от 29.12.2022 г.), согласно которому Подрядчиком "в январе 2023 г. будет предоставлен расчёт конструкции дорожной одежды Проезда в д. Козловка Пригородненского сельсовета Щигровского района Курской области, разработанный проектной организацией. Расчет будет передан Администрации Щигровского района для согласования.
Расходы, связанные с разработкой расчета, конструкции дорожной одежды Проезда в д.Козловка и прохождением государственной экспертизы ООО "Промснаб" берет на себя".
В последствии, 10.01.2023 ООО "Промснаб" в приложении к письму (исх. N11-Щигровский район от 10.01.2023) представило расчёт конструкции дорожной одежды Проезда в д. Козловка Пригородненского сельсовета Щигровского района Курской области, разработанный проектной организацией, а также уведомило Заказчика о том, что "Согласно предоставленному расчету, ООО "Промснаб" готово выполнить работы по устройству верхнего слоя асфальтобетонного покрытия толщиной слоя 4 см Асфальтобетонной смесью тип Б марка II, с предварительным розливом вяжущего.
ООО "Промснаб" обязуется произвести работы при наступлении устойчивых положительных температур окружающей среды в максимально короткие сроки".
Как подтверждается материалами дела, стороны к окончательной договоренности после переписки не пришли. Направленные ООО "Промснаб" акты сдачи-приемки по контракту N22 от 28.10.2022 Заказчиком подписаны не были.
20.01.2023 г. в связи с ненадлежащим исполнением ООО "Промснаб" условий Контракта, Администрацией Щигровского района Курской области было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из устных и письменных пояснений ООО "Промснаб" следует, что "Несмотря на указанные нарушения, Подрядчиком были выполнены все предусмотренные муниципальным контрактом работы в установленный срок.
Выявление недостатков выполненной ООО "Промснаб" работы не свидетельствует о существенном нарушении Подрядчиком условий муниципального контракта.
Напротив, действия и письма Подрядчика свидетельствуют о его добросовестном поведении, поскольку ООО "Промснаб" имело намерения устранить недостатки выполненной работы по муниципальному контракту, выявленные Заказчиком, однако Заказчик такой возможности Подрядчику не предоставил, злоупотребив предоставленным ему правом на односторонний отказ от исполнения муниципального контракта.
Более того, следует отметить, что ООО "Промснаб" до настоящего времени не отказывается от устранения недостатков выполненной им работы, однако сделать это в данный момент не представляется возможным ввиду отсутствия благоприятных погодных условий, как того требуют нормы СП 78.13330.2012 "Автомобильные дороги".
Таким образом, ООО "Промснаб" не совершало умышленных действий, направленных на уклонение от исполнения муниципального контракта, обстоятельств, свидетельствующих о безусловной направленности действий Подрядчика на несоблюдение условий муниципального контракта или целенаправленное и злонамеренное уклонение от его исполнения, не имеется, следовательно, в его действиях отсутствуют признаки недобросовестного поведения".
Комиссия Курского УФАС России отмечает, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участниках закупки антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Как установлено ч.ч. 8 - 9 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_", расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 19.1. Контракта: "Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством".
Частью 12.2 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_" установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).Комиссией установлено, что Заказчиком Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено по адресу подрядчика, указанному в контракте и размещено в ЕИС в разделе дополнительная информация 23.01.2023.
Как подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N30653073008957, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта ООО "Промснаб" получено 25.01.2023 г.
Следовательно, датой поступления Подрядчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, согласно ч. 12.2 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_" считается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма - 25.01.2023 г.
В силу ч. 12.2 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_", 25.01.2023 г. признается датой надлежащего уведомления Заказчиком ООО "Промснаб" о расторжении контракта.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_", решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком подрядчика (поставщика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Таким образом, дата расторжения Контракта приходится на 07.02.2023 г.
В то же время, в карточке Контракта открытой части ЕИС в разделе "Информация об исполнении (расторжении контракта)", дата расторжения контракта N22 от 28.10.2022 г. указана - 13.02.2023 г.
При таких обстоятельствах, действия Заказчика по исчислению сроков - даты расторжения контракта, не соответствуют порядку исчисления сроков, определенных в ч.13 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_".
При таких обстоятельствах, заказчиком нарушен порядок размещения в ЕИС информации о расторжения контракта относительно даты расторжения Контракта.
Согласно Определению Верховного суда Российской Федерации от 11.12.2019 N 301-ЭС19-22283, а также позиции Президиума Верховного суда, для возникновения гражданско-правовых последствий в виде расторжения договора достаточно доставки исполнителю сообщения заказчика об отказе от исполнения договора с использованием любого средства связи и доставки, при этом размещение соответствующих сведений на интернет-сайте необходимо для обеспечения открытости и прозрачности функционирования государственных закупок и установлено, прежде всего, в публичных целях для осуществления надлежащего контроля в сфере закупок (Письмо ФАС России от 29.09.2020 N ИА/84081/20 "По вопросам ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
Согласно ч. 2 ст. 104 ФЗ "О контрактной системе_" в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Пунктом 15 Правил установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО "Промснаб" является субъектом малого предпринимательства, относится к категории - микропредприятие.
Согласно ч. 2 ст. 104 ФЗ "О контрактной системе_" в РНП включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Ни ФЗ "О контрактной системе_", ни Правила не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные ему сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий реестр (РНП) без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Учитывая, что включение сведений в РНП, является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений ФЗ "О контрактной системе...", Комиссия при принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в РНП не ограничивается формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Размещение сведений об участнике размещения заказа в РНП осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения заказа от заключения и выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта или установит факт умышленного неисполнения/ненадлежащего исполнения (выполнения) условий контракта.
Учитывая, что материалами дела подтверждается нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, кроме того поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта принимая во внимание обстоятельства, выявленные при рассмотрении обращения, положения подпунктов абз. 2, 4 пп. а п. 15 Правил, информация в отношении ООО "Промснаб" не подлежит включению в РНП.
С учетом изложенного, оценив в совокупности, представленные сторонами в материалы дела доказательства, с учетом сведений, размещенных в ЕИС, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия
РЕШИЛА:
Отказать заказчику - Администрации Щигровского района Курской области во включении информации в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Промснаб" (адрес: 305004, Курская область, г. Курск, ул. Радищева, 79; ИНН: 4631014161) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 20 марта 2023 г. N РНП-46-720
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.03.2023