Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей МА МО Коломяги (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ИП Тожибаева З.П. (далее - Заявитель) уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 5591-ЭП/23 от 09.03.2023) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по организации благоустройства и осуществлению работ в сфере озеленения на территории внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги в 2023 году (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 21.02.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172300008823000008. Начальная (максимальная) цена контракта - 31 901 500, 00 рублей.
В жалобе ИП Тожибаев З.П. указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились в установлении ненадлежащего порядка оценки заявок по критерию "Квалификация участников конкурса".
Информация, изложенная в жалобе, пояснения Заказчика, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Пунктом 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом
Согласно ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" установлено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
При этом, согласно пункту 3 Положения, "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Согласно п.п. 24-25 Положения, для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п. 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.
В соответствии с п. 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 настоящего Положения, применение шкалы оценки не допускается;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Согласно извещению о проведении закупки следует, что Заказчиком установлен следующий порядок оценки заявок по показателю "Наличие у участников закупки опыта выполнения работы/оказания услуги, связанного с предметом контракта" критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации":
Предметом договора (договоров), оцениваемого по показателю сопоставимого с предметом контракта является выполнение работ по благоустройству территории в том числе содержанию.
В отношении детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя и составляет 100 процентов.
Значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащих в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N44-ФЗ) оценке по детализирующему показателю (БХi), рассчитывается по следующей формуле:
Лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлены предельное минимальное значение () характеристики объекта закупки - представлены документы о наличии у участника закупки договоров/контрактов, исполненных на общую сумму равную 600 000 000 рублей 00 копеек и предельное максимальное значение () характеристики объекта закупки - представлены документы о наличии у участника закупки договоров/контрактов, исполненных на общую сумму 700 000 000 рублей 00 копеек.
Хi - значение общей цены исполненных участником закупки договоров/контрактов, содержащееся во второй части заявки участника закупки.
Предельное максимальное и предельное минимальное значение характеристики объекта закупки и в предложении участника закупки содержится значение характеристики объекта закупки, которое выше и (или) ниже такого предельного значения соответственно, баллы по детализирующему показателю присваиваются в размере, предусмотренном для соответствующего предельного значения характеристики объекта закупки.
Участнику закупки рекомендуется заполнить форму "Общая цена и количество исполненных участником закупки договоров/контрактов" (рекомендуемая Форма N2).
В качестве подтверждения участник закупки предоставляет в составе заявки копии исполненных договоров/контрактов на выполнение работ по предмету настоящего электронного конкурса со всеми приложениями, дополнениями, изменениями, копии актов выполненных работ к ним. Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
Надлежаще исполненным договором/контрактом считается договор/контракт, последний акт, составленный при исполнении которого, подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок в настоящей закупке, и по которому исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по договору/контракту.
В рамках показателя "Наличие у участников закупки опыта выполнения работы/оказания услуги, связанного с предметом контракта" критерия оценки "Квалификация участников закупки" учитываются только исполненные договоры/контракты, сумма выплат по каждому из которых составляет не менее 90 (девяносто) процентов от начальной максимальной цены контракта, заключаемого по результатам определения Подрядчика.
Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта, связанного с предметом контракта: исполненный договор/контракт (договоры/контракты); акт (акты) приемки выполненных работ, составленные при исполнении такого договора/контракта (договоров/контрактов), при этом последний акт, составленный при исполнении договора/контракта и предусмотренный настоящим пунктом, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок; дополнительные соглашения (при их наличии) в полном объеме и со всеми приложениями. При предоставлении в составе заявки подтверждающих документов, такие документы должны предоставляться в виде электронных образов соответствующих полных копий документов или электронных документов, с полностью читаемым текстом, со всеми приложениями (в случае наличия) и дополнениями (в случае наличия).
В случае предоставления неполного комплекта документов по договору/контракту и/или в случае несоответствия сумм, указанных в исполненном договоре/контракте и акте выполненных работ по этому договору/контракту, то такой договор/контракт не будет учитываться для целей оценки конкурсной заявки.
Не предоставление в составе заявки на участие в конкурсе сведений/документов не является основанием для отказа в допуске к участию в электронном конкурсе.
В случае если контракты (договоры) заключены в электронной форме, опыт может быть подтвержден размещенными на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru "Информацией о заключенном контракте (его изменении)" и "Информацией об исполнении (о расторжении) контракта" при условии предоставления в составе заявки формы "Общая цена и количество исполненных участником закупки договоров/контрактов" (рекомендуемая Форма N2), содержащей данные о реестровом номере закупки, номере контракта (договора), дате заключения, предмете, сумме контракта (договоры), дате исполнения контракта (договора). Рекомендуемая форма "Сводные сведения о наличии у участника закупки опыта выполнения работы/оказания услуги, связанного с предметом контракта" приведена в Приложении 1 к настоящему Порядку рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
Вместе с тем, Комиссия УФАС констатирует, что предъявление условия о предельной минимальной общей стоимости исполненных контрактов (договоров) в объёме, не соизмеримом с начальной (максимальной) ценой контракта, в значительной степени создает существенные и необоснованные преимущества для участников закупки, имеющих опыт выполнения работ в объеме, кратно превышающем объем закупаемых работ.
Так, например, участник, обладающий опытом выполнения 10 контрактов на общую сумму 50 млн. рублей, получит такую же оценку, что и участник, исполнивший 20 контрактов на общую сумму 500 млн. руб, что не позволяет выявить в данном случае лучшее предложение.
Кроме того, Комиссия УФАС отмечает, что в отношении рассматриваемого показателя Закон о контрактной системе и Положение не допускают возможности предъявления к предоставляемым участниками контрактам требований к стоимости каждого из таких контрактов, а, следовательно, требование Заказчика о предоставлении контрактов с ценой не менее 90 (девяносто) процентов от начальной максимальной цены контракта также является необоснованным.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что в указанной части установленный Заказчиком порядок оценки заявок на участие в конкурсе также не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, что является нарушением п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе
2. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с ранее выданным предписанием.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Тожибаева З.П. обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 марта 2023 г. N 44-795/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.03.2023