Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 86" (далее - Заказчик):
ООО "Келеанз Медикал" (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 5466-ЭП/23 от 07.03.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту рентген-диагностического оборудования СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 86" в 2023-2024 годах (извещение N 0372200127622000219),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 26.12.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту рентген-диагностического оборудования СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 86" в 2023-2024 годах (извещение N 0372200127622000219) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 2 979 983,33 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.01.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Келеанз Медикал".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Келеанз Медикал" заключен государственный контракт N 0372200127622000219 от 23.01.2023 на сумму 1 996 588,73 (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 3.1.12, 14.7, 14.9 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 20.02.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Келеанз Медикал".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник по заданию Заказчика обязался оказать услуги по техническому обслуживанию и ремонту рентген-диагностического оборудования СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 86" в 2023-2024 годах (далее - Услуги) ежемесячно, в период с момента заключения Контракта, но не ранее 01.01.2023, по 31.12.2024 (п. 4.1 Контракта).
Согласно п. 2.7.2 Приложения N 2 к Контракту периодичность оказания услуг - не реже 1 (одного) раза в месяц. Техническое обслуживание проводится в рабочие дни с 10.00-17.00, кроме: субботы, воскресенья и праздничных дней. Текущий ремонт проводится по заявкам Заказчика. Технический специалист Участника обязан прибыть на объект Заказчика для проведения текущего ремонта в течение 24 часов со дня получения заявки Заказчика Участником. Заявка имеет силу для сторон как в случае ее передачи Участнику путем вручения документа, так и при ее передаче средствами факсимильной, компьютерной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от Заказчика
При этом ежемесячное техническое обслуживание рентген-диагностического оборудования Заказчика не было осуществлено Участником.
Вместе с тем 23.01.2023 Участником была получена заявка Заказчика на проведение ремонта рентген-диагностического оборудования с заменой деталей, предусмотренных Приложением N 1 к Контракту, а именно:
- Поставка и установка линейного матричного датчика для поверхностно расположенных органов и структур и периферических сосудов, педиатрии ML6-15-D Диапазон переключаемых и отображаемых центральных частот 4-15 МГц;
- Поставка и установка платы формирования луча DBM128 Assy Каталожный номер 5573638-2;
- Поставка и замена программного обеспечения MillenniumR, версия 2.14.4. Связь между отделениями ЛПУ Расширение функционала, новые опции Отправка исследований в Центральный Архив Медицинских Исследований (ЦАМИ);
Согласно п. 2.7.3. Приложения N 2 к Контракту Участник восстанавливает работоспособность оборудования, при выходе его из строя, в срок не более 3-х дней в случае несложного ремонта и не более 10 дней в случае сложного ремонта с заменой запасных частей.
Исходя из вышеизложенного, срок восстановления работоспособности оборудования - не позднее 02.02.2023.
07.02.2023 Заказчиком повторно была направлена заявка на незамедлительное восстановление работоспособности оборудования и проведение ежемесячного технического обслуживания оборудования. Срок, в течение которого требовалось провести работы по восстановлению работоспособности оборудования - не позднее 13.02.2023.
Однако по состоянию на 20.02.2023 технический специалист ООО "Келеанз Медикал" для проведения работ по восстановлению работоспособности оборудования Заказчика и проведению технического обслуживания на объект не прибыл.
Согласно п. 3.1.12, п. 14.7, п. 14.9 Контракта и п. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 450-450.1. Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предоставленное Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Если предметом контракта является оказание услуг, между сторонами складываются обязательственные отношения, регулируемые гл. 39 ГК РФ "Возмездное оказание услуг".
Основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта на оказание услуг может быть не любое нарушение условий контракта, а только такое, которое следует признать существенным. Исходя из ст. 450 ГК РФ, под существенным надлежит понимать такое нарушение, которое является непреодолимым и неустранимым в разумный срок и объективно лишает сторону того, на что она вправе был рассчитывать при заключении контракта.
Согласно ст. 783 ГК РФ к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде. Поэтому основания для одностороннего отказа от исполнения контракта на оказание услуг те же, что и в случае контракта на выполнение работ.
В силу п. 1 ст. 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В данном случае Участником были нарушены сроки проведения ежемесячного технического обслуживания оборудования и сроки проведения работ по восстановлению работоспособности оборудования.
Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (п. 2 ст. 715 ГК РФ).
В связи с тем, что в установленный Контрактом срок Участник не приступил к исполнению Контракта, чем сорвал организацию лечебного процесса в учреждении здравоохранения, а также в связи с тем, что всех возможных, своевременных и достаточных мер к началу исполнения обязательств по Контракту Участник не принял, Заказчик, руководствуясь п.п. 14.7, 14.9 Контракта и п. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 20.02.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Келеанз Медикал" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 06.03.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что ООО "Келеанз Медикал" не намеревалось уклоняться от исполнения Контракта, а также указал на следующие обстоятельства:
Контракт заключен 23.01.2023, при этом ни Техническое задание, ни сам Контракт не содержат каких-либо положений о том, что под словом "месяц" понимается календарный месяц года (январь, февраль и тд). Таким образом, по мнению ООО "Келеанз Медикал", услуги по обслуживанию оборудования должны были осуществляться в течение одного месяца (30 календарных дней) с момента заключения Контракта. Следовательно, утверждать, что услуги по ежемесячному обслуживанию не выполнены Участником, Заказчик мог лишь после 22.02.2023.
Вместе с тем 20.02.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по причине того, что ООО "Келеанз Медикал" не приступило к исполнению Контракта.
Весь срок исполнения Контракта - до конца 2024 года.
Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в дату (20.02.2023), когда, по мнению Участника, фактически нарушение условий Контракта не возникло, ввиду того, что срок оказания Услуг еще не вышел. При этом Заказчик мог выставить штрафные санкции в соответствии с условиями Контракта.
Сотрудники ООО "Келеанз Медикал" 24.012023 осуществляли выезд в ЖК39 для диагностики УЗИ аппарата GE Voluson S8.
26.01.2023 состоялась частичная приёмка оборудования в сопровождении сотрудника Заказчика из договорного отдела. Заказчик в соответствии с условиями Контракта затребовал предоставить сертификат на обучение в GE.
10.02.2023 состоялась повторная попытка принять оборудование на ТО, представитель ООО "Келеанз Медикал" представил копию сертификата от GE. Однако Заказчик указал, что нужны сертификаты от всех фирм производителей МИ, указанных в Контракте на ТО.
Представитель Участника пояснил, что Услуги были фактически оказаны в объеме, предусмотренном Актом о приемке оказанных услуг N 18 от 07.02.2023 на сумму 50 652,00 рублей (в т.ч. НДС). Кроме того, после выезда специалиста ООО "Келеанз Медикал" к Заказчику, ООО "Келеанз Медикал" проводился ряд мероприятий по заказу требуемых запасных частей и иных расходных материалов.
Таким образом, по мнению представителя Участника, ООО "Келеанз Медикал" имело явно выраженные намерения на исполнение обязательств в рамках Контракта, совершало действия, направленные на его исполнение.
Вместе с тем с 2017 года и по настоящее время Торгово-промышленная палата Российской Федерации ежегодно вносит ГК "Келеанз Медикал" в реестр российских предприятий и предпринимателей, финансовое и экономическое положение которых свидетельствует об их надежности как партнеров для предпринимательской деятельности в России и за рубежом.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Келеанз Медикал" в реестр недобросовестных поставщиков.
Сведения в отношении ООО "Келеанз Медикал" для включения в реестр недобросовестных поставщиков со стороны государственных заказчиков в Санкт-Петербургское УФАС не направлялись, что также подтверждает его добросовестность.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение ООО "Келеанз Медикал" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Келеанз Медикал" (ИНН: 7838380850), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 марта 2023 г. N РНП-78-336/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.03.2023