Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителя СПб ГБУЗ "Женская консультация N 44" (далее - Заказчик): надлежащим образом уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
при участии представителей ООО "АРМ "Арх-Рест" (далее - Участник, Подрядчик);
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 5473-ЭП/23 от 07.03.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на проведение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия "Дом Л.В. Калина (с садом)": разработка проектно-сметной документации на ремонт, реставрацию и приспособление территории сада по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Жуковско-Волынская, д. 2, лит. А и на разработку проектно-сметной документации на благоустройство земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Жуковско-Волынская, д. 4, лит. А (извещение N 0372200016422000073),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 02.08.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на проведение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия "Дом Л.В. Калина (с садом)": разработка проектно-сметной документации на ремонт, реставрацию и приспособление территории сада по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Жуковско-Волынская, д. 2, лит. А и на разработку проектно-сметной документации на благоустройство земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Жуковско-Волынская, д. 4, лит. А (извещение N 0372200016422000073) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 2 450 886,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.08.2022 NИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "АРМ "Арх-Рест".
По результатам закупки Заказчиком с Участником заключен государственный контракт N Ф.2022.88 от 24.08.2022 на сумму 2 193 542,97 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 10.1 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 22.02.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с Участником в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по Контракту.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 22.02.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 06.03.2023.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, Участником устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее.
Согласно п. 21 Приложения N1 к Контракту (далее - Техническое задание) на проектирование Заказчик обязан предоставить Подрядчику доверенность на право представления Проектной организацией интересов Заказчика в сторонних организациях и ведомствах в целях исполнения контрактных обязательств (по запросу Проектной организации).
С целью исполнения контракта 31.08.2022 Подрядчик запросил у Заказчика доверенность для получения задания Комитета по градостроительству и архитектуре согласно прилагаемой к сопроводительному письму форме.
Между тем доверенность была предоставлена Исполнителю только спустя 1,5 месяца (10.10.2022), а впоследствии в связи с изменением паспортных данных одного из должностных лиц - 14.10.2022.
Таким образом, по причине бездействия Заказчика и неисполнения своих прямых обязанностей Подрядчик смог приступить к исполнению своих обязанностей только спустя 1,5 месяца.
31.10.2022, спустя более 2 месяцев после заключения Контракта, Подрядчик получил от Заказчика задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия. При этом следует отметить, что данное действие было проведено Заказчиком только после просьб, полученных от Подрядчика. Фактически до получения данного задания Подрядчик не имел право приступать к работам, проводить обследование объектов недвижимости (иных объектов), расположенных на участке, в соответствии со ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
В соответствии со ст. 758, ч. 1 ст. 759 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации. Задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком.
Согласно п. 21 Технического задания на проектирование Заказчик обязан предоставить Подрядчику в том числе: - копии правоустанавливающих документов; - при необходимости, прочая исходно-разрешительная документация, включая получение технических условий, необходимых разрешений на выполнение работ, получается в сторонних организациях и ведомствах, в архивах, разрабатывается Проектной организацией за свой счет и в пределах срока выполнения работ по контракту Кадастровый план земельного участка.
Согласно п.1 и п.3 Технического задания объектами проектирования являются земельные участки Заказчика, расположенные по адресам: Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Жуковско-Волынская, д. 2, лит. А и Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Жуковско-Волынская, д. 4, лит. А. Заказчиком во исполнение вышеуказанных норм права, а также условий Контракта были предоставлены только выписки из ЕГРН в отношении земельных участков.
Между тем сведения об объектах недвижимости, которые находятся на данных земельных участках (либо сведения о которых имеются в информационных системах - РГИС и пр.), Подрядчику предоставлены не были. В то же время, Подрядчик проведя топографическую съемку земельных участков, изучив сведения из РГИС, а также выйдя на визуальное обследование земельных участков, обнаружило наличие на одном из земельных участков неизвестных объектов, в том числе объекта с учетным номером 78:42:18109Б:13:40 по адресу: Санкт-Петербург, город Пушкин, Жуковско-Волынская улица, дом 2, литера К.
В ходе проведенного 14.12.2022 года совместного совещания Заказчик передал Подрядчику копию запроса в Росреестр от 24.11.2022 года N298, в соответствии с которым Заказчик просил исключить несколько объектов недвижимости на установленном участке (ответ на данный запрос у Подрядчика отсутствует).
24.11.2022 Заказчик приступил к исполнению своих обязанностей, связанных с предоставлением сведений и документов в отношении объектов недвижимости, находящихся на вышеуказанных участках. Между тем, фактически только 09.02.2023 в претензии N48, содержащей требование об исполнении Контракта, Заказчик сообщил Подрядчику, что согласно письму комитета имущественных отношений от 27.01.2023 сведений о нахождении объекта, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, город Пушкин, Жуковско-Волынская улица, дом 2, литера К, отсутствуют.
09.02.2023 Заказчик частично исполнил свою обязанность по предоставлению исходных данных, необходимых для проведения проектноизыскательских работ.
В ходе производства работ Подрядчиком был направлен запрос от 07.11.2022 года N03-28 в Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее-КГИОП). В ответе КГИОП от 02.12.2022 года N01-43-29237/22-0-1 разъяснено, что Земельный участок расположен вне границ территории исторического поселения, утвержденного приказом Минкультуры России.
КГИОП не располагает сведениями о наличии либо отсутствии объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, на рассматриваемом земельном участке. В связи с этим, а также в соответствии с требованиями ст. 30 Федерального закона N 73-ФЗ от 25.06.2002 г. "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", требуется проведение государственной историко-культурной экспертизы земельного участка.
Согласно требованиям п. 11.3 постановления Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 N 569 "Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе" государственная историко-культурная экспертиза земельного участка проводится путем археологической разведки.
Таким образом, КГИОП указал на необходимость определения наличия объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия путем проведения Заказчиком историко-культурной экспертизы земельного участка в виде археологической разведки (инициирования проведения), о чем Подрядчик неоднократно уведомлял Заказчика. Между тем, данное уведомление осталось без ответа со стороны Заказчика.
По мнению участника, Заказчик, не предоставляя сведения о ранее указанных неизвестных объектах, затягивал срок исполнения Контракта.
Согласно п. 2.1.2 Контракта срок окончание работ указан как "не позднее 270 (двухсот семидесяти) календарных дней с даты начала работ по контракту".
Подрядчик в случае исполнения Заказчиком своих обязанностей, обязан был выполнить работы не позднее мая 2023 года.
Между тем, как было указано ранее, Заказчик на 1.5 месяца затянул предоставление доверенности (с 31.08.2022 по 14.10.2022), на 2,5 месяца - предоставление задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, на 3 месяца затянул предоставление сведений о неизвестных объектах, расположенных на земельном участке (с ноября 2022 по февраль 2023).
Подрядчик был вынужден самостоятельно производить поиск всей информации об объектах недвижимости.
На основании изложенного Участник ходатайствовал о не включении Подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны Подрядчика предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение сведений в отношении ООО "АРМ "Арх-Рест" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ООО "АРМ "Арх-Рест" (ИНН: 7839107124) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 марта 2023 г. N РНП-78-334/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.03.2023