Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителя СПб ГБУЗ "Женская консультация N 44" (далее - Заказчик): надлежащим образом уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
при участии представителя ООО "РСК Крепость" (далее - Участник, Подрядчик);
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 5475-ЭП/23 от 07.03.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по технической эксплуатации зданий, инженерных сетей и обслуживание территории, находящихся на балансе СПб ГБУЗ "Женская консультация N44" Пушкинского района в 2023 г. (извещение N 0372200016422000107),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 29.11.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по технической эксплуатации зданий, инженерных сетей и обслуживание территории, находящихся на балансе СПб ГБУЗ "Женская консультация N44" Пушкинского района в 2023 г. (извещение N 0372200016422000107) (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 2 900 000,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.12.2022 NИЭОК1 победителем Конкурса признано ООО "РСК Крепость".
По результатам закупки Заказчиком с Участником заключен государственный контракт N Ф.2022.122 от 30.12.2022 на сумму 2 436 000,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 9.1. Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 07.02.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с Участником в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по Контракту.
Из представленных Заказчиком документов Комиссия УФАС установила следующее:
В соответствии с Контрактом Участник должен был выполнить работы по технической эксплуатации зданий, инженерных сетей и обслуживание территории, находящихся на балансе СПб ГБУЗ "Женская консультация N44" Пушкинского района в 2023 г. (далее - Заявки).
На момент принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе условия контракта со стороны Участника надлежащим образом не исполнялись.
Заявки со стороны Заказчика направлялись Участнику многократно, однако на момент одностороннего отказа от исполнения контракта заявки не выполнены или выполнены ненадлежащим образом, что является фактом неоднократного нарушения условий заключенного контракта.
На основании изложенного Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 07.02.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 20.02.2023.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, Участником устранены не были.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее.
Заказчик представлял Подрядчику Заявки на уборку снега с придомовой территории Объектов Заказчика. В своих Заявках Заказчик требовал от Подрядчика выполнения заявок в непредусмотренное контрактом время до 08-00, выполнение работ в данное время контрактом не предусмотрено, кроме того присутствие сотрудников Подрядчика на территории объектов Заказчика предусмотрено условиями контракта с 08-00 до 21-00. Также Заказчик требовал выполнять работы, не предусмотренные условиями контракта в частности - уборка наледи и воды, данные виды работ не предусмотрены Контрактом, выполнять данные работы Подрядчик не обязан в рамках заключенного Контракта. Подрядчик в своих письмах предлагал Заказчику выполнить эти работы (уборка воды и/или наледи) на основании отдельного договора (контракта), но Заказчик игнорировал такие предложения Подрядчика.
Все Заявки Заказчика на уборку снега Подрядчиком выполнены, снег убирался механическим способом с территории Объектов Заказчика, как это предусмотрено условиями Контракта, организацией работ по уборке снега занимались сотрудники Подрядчика, требования же Заказчика производить работы в удобное для Заказчика время является вмешательством в оперативно-хозяйственную деятельность Подрядчика, что в силу прямого указания закона (п. 3 ст. 748 ГК РФ) недопустимо.
Относительно заявок на выполнение замены фильтров воды в помещениях для приема пищи по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Жуковско-Волынская, д. 4, лит. А и ул. Госпитальная д. 11. Участник пояснил, что в соответствии с условиями Контракта срок выполнения данного вида работ согласован сторонами как 1 раз в квартал, в связи с чем Заявка должна быть выполнена в согласованные Контрактом срок, т.е. до конца 1 квартала 2023 года, 1 квартал 2023 истекает 31.03.2023 года, срок выполнения Заявки Заказчика на замену фильтров на момент принятия Заказчиком решения об отказе от Контракта (07.02.2023) не истек.
Относительно выполнения обязательств Подрядчиком по ведению журналов Участник пояснил, что журналы Подрядчиком велись в соответствии с условиями Контракта (на заседании Комиссии УФАС были продемонстрированы копии таких журналов), в связи с чем претензии Заказчика об отсутствии журналов, о нарушении порядка ведения и/или заполнения журналов, не выполнении работ, предусмотренных Контрактом, не обоснованы.
На основании изложенного, Участник ходатайствовал о не включении Подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны Подрядчика предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение сведений в отношении ООО "РСК Крепость" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ООО "РСК Крепость" (ИНН: 7820336057) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 марта 2023 г. N РНП-78-333/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.03.2023