Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБДОУ детский сад N 48 Невского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ИП Сивкова Константина Николаевича (далее - Участник, ИП Сивков К.Н.): ходатайствовал о рассмотрении в отсутствие, представил письменные объяснения,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 5746-ЭП/23 от 10.03.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение проектных (изыскательских) работ на благоустройство территории Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N 48 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Невского района Санкт-Петербурга (извещение N 0372200143321000001),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 14.05.2021 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение проектных (изыскательских) работ на благоустройство территории Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N 48 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Невского района Санкт-Петербурга (извещение N 0372200143321000001) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 115 212,40 рублей.
В соответствии с Протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 27.05.2021 N 0372200143321000001-1 победителем Аукциона признан ИП Сивков К.Н.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Сивковым К.Н. заключен государственный контракт N 0372200143321000001 от 07.06.2021 на сумму 115 212,40 (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 22.02.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Сивковым К.Н.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить проектные (изыскательские) работы на благоустройство территории Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N 48 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Невского района Санкт-Петербурга (далее - Работы) в установленный Контрактом срок.
В соответствии с п. 3.2 Контракта Заказчиком и Участником был подписан акт передачи объекта для выполнения работ. Дата подписания акта передачи объекта 17.06.2021.
Окончание выполнения Работ - не позднее 65 рабочих дней с даты подписания акта передачи объекта. Таким образом, Участник должен был выполнить Работы по настоящему Контракту до 16.09.2021.
В соответствии с п.п. 7.3.1, 7.3.2 Контракта предусмотрена ответственность Участника за неисполнение/ненадлежащее исполнение своих обязательств по Контакту.
Заказчик уведомил Участника письмом исх. N 74 от 07.09.2021, что вынужден будет предъявить штрафные санкции за просрочку исполнения обязательств по Контракту. Ответа от Участника не последовало.
В представленной 27.12.2022 Участником проектно-сметной документации не было выполнено требование п. 4 санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий":
- расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населённых пунктах - не менее 25 метров, в сельских населённых пунктах - не менее 15 метров.
В соответствии с ч. 2 ст. 407 ГК РФ и ч. 2 ст. 450.1 ГК РФ, ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с установлением следующих фактов:
- подрядчик не приступил к исполнению Контракта или оказывает услуги настолько медленно, что окончание к сроку становится явно невозможным;
- если отступления в выполняемых работах от условий Контракта или иные недостатки в их результате в установленные Заказчиком сроки не были устранены подрядчиком, либо являются существенными и неустранимыми.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 22.02.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ИП Сивковым К.Н. устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 06.03.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
ИП Сивков К.Н. не направил своих представителей на заседание Комиссии УФАС, однако представил письменные пояснения, в которых указал, что предпринимало все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту.
Согласно данным пояснениям, нарушения условий Контракта по состоянию на 17.03.2023 имеются только по сроку выполнения Работ - согласно Дополнительному соглашению к Контракту, срок выполнения Работ продлен до 31.12.2022. Контракт со стороны ИП Сивкова К.Н. выполнен (последнее согласование ОПС КГА получено 26.12.2022), о чем Заказчик неоднократно уведомлялся Участником.
Также Участник указал на следующие обстоятельства:
Проектная документация разработана на основании Задания на разработку проекта благоустройства элементов благоустройства N 01-21-18-42847/20 от 09.12.2020, выданного Комитетом по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга - в п. 1.5.2 указанного Задания сказано, что "Требования для разработки проекта благоустройства в части ТКО отсутствуют". В приложении к Заданию Письме о предоставлении сведений о земельном участке отсутствуют сведения о контейнерных площадках рядом с территорией детского сада. Следовательно, Работы выполнены в полном соответствии с Заданием и приложенными к нему данными, о чем также говорят согласования проекта Администрацией Невского района, Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга, указанные в п. 5 Заключения о согласовании проекта КГА СПб N 01-47-8-39893/22 от 15.11.2022. О мусорных контейнерах, установленных вплотную к ограде детского сада Заказчик сообщил Участнику только 06.03.2023 во время визита к Заказчику с целью передачи документации по письму и накладной, откорректированной в части добавления песочниц согласно устным замечаниям Заказчика, высказанным в феврале 2023 года, по уже согласованной и переданной Заказчику в полном объеме документации. Документацию Заказчик принял, подписывать накладную либо регистрировать прилагаемое письмо Заказчик отказался.
Со своей стороны ИП Сивков К.Н. сообщил Заказчику о готовности внести изменения в проект согласно новым указаниям Заказчика и выдать откорректированную документацию в срок 30 рабочих дней с учетом получения нового согласования УЛА КГА СПб и ОПС КГА СПб.
Расположение контейнерных площадок вплотную к ограде детского сада противоречит действующим САНПиН; по-видимому, сведения об этом отсутствуют в Администрации Санкт-Петербурга, что видно из Задания на разработку проекта благоустройства элементов благоустройства N 01-21-18-42847/20 от 09.12.2020 и Заключения о согласовании проекта КГА СПб N 01-47-8-39893/22 от 15.11.2022.
По словам Участника, в настоящее время сметная документация по проекту находится на согласовании в службе заказчика Невского района и последние замечания по сметам сняты (Служба заказчика невского района СПб рассматривает ПСД только по письму Заказчика только в бумажном варианте. Срок рассмотрения ПСД - от одного месяца). Проект выполнен на 100%. По нему можно открывать разрешение и строить.
На основании вышеизложенного Участник ходатайствовал о невключении ИП Сивкова К.Н. в реестр недобросовестных поставщиков, т.к. ИП Сивков К.Н. предпринимал все зависящие от него действия для выполнения обязательств по Контракту и понес большие денежные и трудовые затраты, выполняя данный Контракт, т.к. все платные изыскания, ни одно из которых не учтено в смете на ПСД к Контракту, Заказчик оплачивать отказался и ИП Сивкову К.Н. пришлось оплачивать все за свой счет. По состоянию на 22.02.2023 стоимость топосъемки и платных согласований уже превысила стоимость Контракта, тем не менее ИП Сивков К.Н. продолжал работу согласно просьбам Заказчика. Вместе с тем как указано в п. 1.6 Задания на разработку проекта благоустройства элементов благоустройства N 01-21-18-42847/20 от 09.12.2020 на объекте Заказчика ранее уже был выполнен и согласован проект благоустройства и озеленения территории от 07.10.2013 исх. N 108-077841/13-0-0, оставленный Заказчиком без реализации.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение ИП Сивкова К.Н. в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Сивкова Константина Николаевича (ИНН: 781908782876), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 17 марта 2023 г. N РНП-78-345/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.03.2023