Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБОУ кадетская школа Пушкинского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):; ООО "ЛИЛИЯ" (далее - Заявитель):,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 6068-ЭП/23 от 14.03.2023) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку одежды форменной для нужд ГБОУ кадетской школы Санкт-Петербурга в 2023 году (извещение N 0372200182323000009) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 06.03.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200182323000009. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 334 266, 84 рублей.
В жалобе ООО "ЛИЛИЯ" указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились в:
- нарушении правил описания объекта закупки;
- утверждении ненадлежащей инструкции по заполнению заявки;
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1-2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При составлении описания объекта закупки Заказчики обязаны использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Описание объекта закупки содержится в электронном документе "Описание_объекта_закупки.docx".
Требования к товарам содержатся в Приложении N1 к извещению об электронном аукционе.
Заявитель утверждает, что описание товаров сформировано Заказчиком таким образом, который не позволяет определить потребность в определенных характеристиках товара. Установленные требования не влияют на функциональность и качество поставляемого товара.
Так, например, Приложение N 1 к извещению об осуществлении закупки содержит требования, в том числе, к товару "Рубашка: Спинка у рубашки на кокетке".
Вместе с тем, Комиссия УФАС отмечает, что требования к указанной кокетке не конкретизированы, что не позволяет определить потребность Заказчика.
Установление подобных требований противоречит ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, а довод жалобы признан обоснованным.
2. Согласно п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию заявки. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить заявки в соответствии с потребностями заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в извещении о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт извещения о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в извещении о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Инструкцией по заполнению заявки предусмотрен следующий порядок предоставления сведений в отношении значений показателей:
"1. в случае, наименование показателя содержит двоеточие и/или содержит слово и/или словосочетание из конкретного перечня "диапазон", "в диапазоне", "интервал значений", "регулируемый (-мого) / (- мая) / (- мое)", "регулировка (- ки)", "значения", "значениям" при этом в требовании к значению показателя указано минимальное числовое значение и максимальное числовое значение с использованием конструкций (символ многоточие обозначает число; первое значение минимальное, второе максимальное): "не <_ и менее_", "не менее_ менее_", "не ниже_ - менее", "не менее - не ", "не ниже и не ", свыше - не - данный показатель относится к виду показателя по которому необходимо предоставить два конкретных значения - участнику необходимо предоставить одно значение для нижней границы диапазона (должно быть в заявке не меньше или больше первого значения (минимального значения) установленного в требовании к значению показателя) и одно значение для верхней границы диапазона (должно быть в заявке меньше второго значения (максимального значения) установленного в требовании к значению показателя) без использования слов и словосочетаний из перечисленных конструкций, в предложении участника значение нижней границы должно быть менее значения верхней границы; если требование к значению показателя содержит описанные в данном пункте инструкции конструкции, при этом наименование показателя не содержит двоеточие и/или содержит слово из конкретного перечня "минимальный (-ная)/ (- ное) / ( -но)", "наименьший (-ая)/ (-ее)" "номинальный (-ная) / (- ное)", "максимальный (-ная)/ (- ное) / ( -но)", "наибольший (-ая)/ (-ее)" "значение (-ию)" - данный показатель относится к виду показателя по которому необходимо предоставить одно конкретное значение - участник предоставляет значение в заявке не меньше минимального значения и меньше максимального значения установленных в требовании к значению показателя без использования слов и словосочетаний из перечисленных конструкций; часть данного пункта инструкции о предоставлении одного конкретного значения имеет приоритет над частью данного пункта о предоставлении двух конкретных значений; данное положение имеет приоритет над видом показателя по которому необходимо предоставить значения в неизменном виде
12. в случае, если наименование показателя не содержит двоеточие и/или содержит слово из конкретного перечня "минимальный (-ная)/ (- ное) / ( -но)", "наименьший (-ая)/ (-ее)" "номинальный (-ная) / (- ное)", "максимальный (-ная)/ (- ное) / ( -но)", "наибольший (-ая)/ (-ее)" "значение (-ию)", при этом в требовании к значению показателя указано минимальное числовое значение и максимальное числовое значение с использованием конструкций (символ многоточие обозначает число; первое значение минимальное, второе максимальное): "от_ - не более_", "более_ - не более_", "выше_ - не >_", "более_ и до_", "от_ и до_", "выше_ и не более_" - данный показатель относится к виду показателя по которому необходимо предоставить одно конкретное значение - участник предоставляет значение в заявке больше минимального значения и не больше максимального значения установленных в требовании к значению показателя без использования слов и словосочетаний из перечисленных конструкций; если требование к значению показателя содержит описанные в данном пункте инструкции конструкции, при этом наименование показателя содержит двоеточие и/или содержит слово и/или словосочетание из конкретного перечня "диапазон", "в диапазоне", "интервал значений", "регулируемый (- мая) / (- мое)", "регулировки (- ка)", "регулируемого", "значения", "значениям" - данный показатель относится к виду показателя по которому необходимо предоставить два конкретных значения - участнику необходимо предоставить одно значение для нижней границы диапазона (должно быть в заявке больше первого значения (минимального значения) установленного в требовании к значению показателя) и одно значение для верхней границы диапазона (должно быть в заявке не больше второго значения (максимального значения) установленного в требовании к значению показателя) без использования слов и словосочетаний из перечисленных конструкций, в предложении участника значение нижней границы должно быть менее значения верхней границы; часть данного пункта инструкции о предоставлении двух конкретных значений имеет приоритет над частью данного пункта о предоставлении одного конкретного значения; данное положение имеет приоритет над видом показателя по которому необходимо предоставить значения в неизменном виде;
18. в случае, если наименование показателя не содержит двоеточие и/или содержит слово из конкретного перечня "минимальный (-ная)/ (- ное) / ( -но)", "наименьший (-ая)/ (-ее)" "номинальный (-ная) / (- ное)", "максимальный (-ная)/ (- ное) / ( -но)", "наибольший (-ая)/ (-ее)" "значение (-ию)", при этом в требовании к значению показателя указано минимальное числовое значение и максимальное числовое значение с использованием конструкций (символ многоточие обозначает число; первое значение минимальное, второе максимальное): "не менее_ - не более_", "не <_ - не более_", "свыше_ не выше_", "не ниже_ и до_", "свыше_ и не >_", "не менее_ и не >_", "не <_ и до_", данный показатель относится к виду показателя по которому необходимо предоставить одно конкретное значение - участник предоставляет значение в заявке не меньше минимального значения и не больше максимального значения установленных в требовании к значению показателя без использования слов и словосочетаний из перечисленных конструкций; если требование к значению показателя содержит описанные в данном пункте инструкции конструкции, при этом наименование показателя содержит двоеточие и/или содержит слово и/или словосочетание из конкретного перечня "диапазон", "в диапазоне", "интервал значений", "регулируемый (- мая) / (- мое)", "регулировка (- ки)", "значения", "значениям" - данный показатель относится к виду показателя по которому необходимо предоставить два конкретных значения - участнику необходимо предоставить одно значение для нижней границы диапазона (должно быть в заявке не меньше или больше первого значения (минимального значения) установленного в требовании к значению показателя) и одно значение для верхней границы диапазона (должно быть в заявке не больше или меньше второго значения (максимального значения) установленного в требовании к значению показателя) без использования слов и словосочетаний из перечисленных конструкций, в предложении участника значение нижней границы должно быть менее значения верхней границы; часть данного пункта инструкции о предоставлении двух конкретных значений имеет приоритет над частью данного пункта о предоставлении одного конкретного значения; данное положение имеет приоритет над видом показателя по которому необходимо предоставить значения в неизменном виде;
20. в случае, если наименование показателя не содержит двоеточие и/или содержит слово из конкретного перечня "минимальный (-ная)/ (- ное) / ( -но)", "наименьший (-ая)/ (-ее)" "номинальный (-ная) / (- ное)", "максимальный (-ная)/ (- ное) / ( -но)", "наибольший (-ая)/ (-ее)" "значение (-ию)", при этом в требовании к значению показателя указано минимальное числовое значение и максимальное числовое значение с использованием конструкций (символ многоточие обозначает число; первое значение минимальное, второе максимальное): "выше_ менее_", "от_ и менее", "не - менее", "выше - не ", "более и менее", от не - данный показатель относится к виду показателя по которому необходимо предоставить одно конкретное значение - участник предоставляет значение в заявке больше минимального значения и меньше максимального значения установленных в требовании к значению показателя без использования слов и словосочетаний из перечисленных конструкций; если требование к значению показателя содержит описанные в данном пункте инструкции конструкции, при этом наименование показателя содержит двоеточие и/или содержит слово и/или словосочетание из конкретного перечня "диапазон", "в диапазоне", "интервал значений", "регулируемый (- мая) / (- мое)", "регулировка (- ки)", "значения (- ям)", "регулируемого" - данный показатель относится к виду показателя по которому необходимо предоставить два конкретных значения - участнику необходимо предоставить одно значение для нижней границы диапазона (должно быть в заявке больше первого значения (минимального значения) установленного в требовании к значению показателя) и одно значение для верхней границы диапазона (должно быть в заявке меньше второго значения (максимального значения) установленного в требовании к значению показателя) без использования слов и словосочетаний из перечисленных конструкций, в предложении участника значение нижней границы должно быть менее значения верхней границы; часть данного пункта инструкции о предоставлении одного конкретного значения имеет приоритет над частью данного пункта о предоставлении двух конкретных значений; данное положение имеет приоритет над видом показателя по которому необходимо предоставить значения в неизменном виде".
Комиссией УФАС отмечено, что подобные определения могут приводить к неоднозначному толкованию установленных требований к характеристикам товаров, так как использованное в требованиях то или иное слово может рассматриваться субъективно как участником закупки, так и Заказчиком.
Из положений извещения следует, что инструкция по заполнению заявок в значительной степени затрудняет прочтение установленных Заказчиком требований к товару, что не предусмотрено Законом о контрактной системе, более того, Комиссия УФАС приходит к выводу, что по своему содержанию подобного рода положения инструкции не определяют порядок заполнения заявок, а дают разъяснения относительно тех или иных характеристик, установленных Заказчиком, что также не предусмотрено Законом о контрактной системе и использование подобного рода конструкций является нецелесообразным с точки зрения достижения целей регулирования процедур закупок.
Кроме того, установленная Заказчиком инструкция содержит излишне подробное и объемное описание правил представления сведений о товаре, которые содержат достаточно двусмысленные условия, а формулировки и знаки, указанные в инструкции по заполнению заявки, отсутствуют в требованиях к товарам, что в определенной степени затрудняет правильное заполнения заявок.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что установленная Заказчиком инструкция по заполнению заявки не только не способствует правильному заполнению заявок, но и затрудняет для участников закупки подачу заявки в соответствии с требованиями извещения, что является нарушением п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЛИЛИЯ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 2 ст. 33, п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 марта 2023 г. N 44-899/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.03.2023