Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
СПб ГБПОУ "Академия ледовых видов спорта "Динамо Санкт-Петербург" (далее - Заказчик);
в отсутствие представителей:
ООО "Пожмастер ПРО" (далее - Заявитель) при надлежащем уведомлении о месте и времени заседания комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 5937-ЭП/23 от 13.03.2023) на действия СПб ГБПОУ "Академия ледовых видов спорта "Динамо Санкт-Петербург" (Заказчик) при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по перезарядке огнетушителей и поставке пожарного оборудования (извещение N 0372200193723000008) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 01.03.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), номер извещения 0372200193723000008.
Начальная (максимальная) цена контракта - 84 014,68 руб.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей стороны Заказчика, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования);
Пунктом 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Таким образом, действующим законодательством установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии (свидетельства, разрешения) непосредственно у участника закупки.
Указанное требование вызвано необходимостью оказания услуг в рамках правоспособности хозяйствующего субъекта, обусловленной наличием лицензии (свидетельства) на осуществление деятельности, относящейся к предмету закупки.
При этом в силу ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В жалобе Заявитель сообщает, в том числе следующее:
Представляется, что закупка одним лотом услуги по перезарядке огнетушителей и поставки пожарного оборудования преследуют одну цель - обеспечение возможности надлежащего функционирования пожарной безопасности в нежилых помещениях заказчика, но при этом очевидно, что функциональная и технологическая связь между этими объектами отсутствует.
Необходимо отметить, что лицензированию согласно п.п.15 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ подлежит деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Соответственно, поставка огнетушителей не лицензируется.
В содержание услуги по перезарядке огнетушителей включаются действия исполнителя, имеющего лицензию МЧС РФ на соответствующий вид работ (услуг), по заправке, периодичность которой продиктована видом огнетушащего вещества, условиями использования, так как это обязательные факторы для сохранения работоспособности приспособления (пункты 60, 403, 407 Правил противопожарного режима в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N1479, пункты 4.4.1-4.4.21 Свода правил СП 9.13130.2009 "Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации", п.2.3.2 ГОСТ 12.4.009-83 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание"). Результатом услуги является замена в огнетушителе огнетушащего вещества.
Объединение в один лот услуги по перезарядке огнетушителей и поставки пожарного оборудования является технологически и экономически необоснованным. Указанный вид услуг и поставка огнетушителей напрямую не связаны технологически и функционально, не дополняют друг друга, у них различный результат.
Ссылка организатора закупки в обоснование своей позиции на ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (ОКПД2), а именно:
- 33.12.29.900 - Услуги по ремонту и техническому обслуживанию прочего оборудования специального назначения, не включенные в другие группировки;
- 28.29.22.110 - Огнетушители,
является несостоятельной, поскольку указанный общероссийский классификатор не регламентирует возможность объединения двух объектов: услуги по перезарядке огнетушителей и их поставку.
Таким образом, учитывая различное содержание и результат указанных видов объектов, принимая во внимание отсутствие технологической и функциональной взаимосвязи между ними, очевидно, что их включение в один лот не допускается, поскольку лишает возможности участия в данной закупке потенциальных участников, то есть ограничивает конкуренцию и противоречит принципам Закона N44-ФЗ.
Указанная правовая позиция подтверждается следующей практикой:
- Решение Федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 12 декабря 2016 г. N 44-161/16.
Если законодательством Российской Федерации не предусмотрено обязательного наличия у лица, выполняющего работы или оказывающего услуги, лицензии, свидетельства или иного документа, то заказчик не вправе требовать наличия такого документа у участника закупки.
В случае если работы, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ, являющихся объектом закупки, то установление требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. При исполнении контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию.
В случае если в один объект закупки включены работы (услуги), для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы (услуги), для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление заказчиком требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии может ограничивать количество участников закупки и не соответствовать ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе
Таким образом, с учетом объединенного объекта закупки, Комиссия УФАС находит признаки нарушения Заказчиком ч. 6 ст. 31, п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе. Доказательств обратного Заказчиком не представлено.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 31, 33, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Пожмастер ПРО" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 6 ст. 31, п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
СПб ГБПОУ "Академия ледовых видов спорта "Динамо Санкт-Петербург"
пер. Каховского, д. 2, лит. Б,
Санкт-Петербург, 199155
тел.: (812) 350-78-82
АО "РАД"
Гривцова пер., д. 5, лит. В,
Санкт-Петербург, 190000
факс: (812) 777-57-57
ООО "Пожмастер ПРО"
ул. Фабричная, д. 1, лит. О, пом. 3,
г. Петергоф, Санкт-Петербург, 198516
тел.: (911) 813-44-83
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства о закупках
по делу N 44-865/23
17.03.2023 Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
на основании своего решения по делу N 44-865/23 о нарушении законодательства о закупках, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику - СПб ГБПОУ "Академия ледовых видов спорта "Динамо Санкт-Петербург", комиссии по осуществлению закупок устранить нарушение ч. 6 ст. 31, п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе путём отмены всех юридически значимых действий, связанных с осуществлением закупки с номером извещения 0372200193723000008 (аннулировании процедуры);
2. Заказчику, комиссии по осуществлению закупок представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 23.04.2023.
3. Оператору электронной площадки - АО "РАД":
- обеспечить Заказчику техническую возможность для исполнения пункта 1 настоящего предписания;
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За невыполнение должностным лицом заказчика, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание контролирующего органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 17 марта 2023 г. N 44-865/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.03.2023