Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей Управления Судебного департамента в Вологодской области (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ИП Алябьева И.А. (далее - Заявитель), уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 6058-ЭП/23 от 14.03.2023) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме на закупку расходных материалов для организационной техники для нужд районных судов Вологодской области, Вологодского гарнизонного военного суда (далее - запрос котировок), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении запроса котировок размещено 10.03.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0130100004523000003. Начальная (максимальная) цена контракта - 702 920, 00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, которые выразились в нарушении правил описания объекта закупки, в части указания на товарный знак без сопровождения его словами "или эквивалент" без должного на то основания.
Из содержания письменных возражений на жалобу следует, что Заказчик с доводами Заявителя не согласен.
Ознакомившись с представленными документами и сведениями, заслушав пояснения представителей Заказчика, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а, с другой стороны, не ограничить количество участников закупки без должного основания.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из совокупности вышеуказанных норм следует, что Заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей.
Из содержания Приложения 1 к извещению о проведении закупки следует, что Заказчиком поименован перечень закупаемого оборудования, в частности:
Наименование товара |
Описание |
Тонер-картридж Brother TN-3480 |
Производитель: Brother Модель: Оригинальный картридж Brother TN-3480 в фирменной упаковке Тип: Тонер-картридж Технология печати: Лазерная печать Ресурс: 8000 страниц; Цвет: Черный; Совместимость: Brother DCPL5500DN, Brother HLL5100DN |
Также Заказчиком определено, что упаковка и маркировка картриджей не должна содержать надписи типа: "FOR USE IN", "Compatible", "ДЛЯ", "СОВМЕСТИМ".
Поставляемый Товар должен быть оригинальным (то есть должен быть произведен фирмой-производителем оборудования, для которого поставляемый Товар предназначен или под контролем такой фирмы-производителя) в целях обеспечения взаимодействия такого Товара с оборудованием, используемым Заказчиком в соответствии с технической документацией на такое оборудование. Картриджи должны обеспечивать полную совместимость с указанными типами оборудования и при использовании не влиять на прекращение (сокращение) гарантийных обязательств на оборудование и сокращение ресурса их работы, заявленные производителем оборудования. Картриджи не должны нарушать или прекращать действие сертификатов соответствия ГОСТ Р и ЕАС на печатающее оборудование эксплуатирующееся у Заказчика.
Эквиваленты не допустимы по причине прямого указания производителя оргтехники, для которой предусматривается поставка картриджей (в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд").
Параметры эквивалентности поставляемых картриджей не установлены в связи с необходимостью обеспечения совместимости и взаимодействия поставляемых картриджей с принтерами и многофункциональными устройствам, используемыми Заказчиком, а также в соответствии с рекомендациями и письмом фирмы изготовителя данного оборудования для обеспечения бесперебойной работы данных устройств, качественной печати, снижения расходов на содержание и эксплуатацию.
Таким образом, из содержания вышеприведенного описания объекта закупки следует, что в рамках рассматриваемого запроса котировок участникам закупки необходимо предложить к поставке товар исключительно того товарного знака, что был указан Заказчиком при описании объекта закупки.
Комиссия УФАС отмечает, что Закон о контрактной системе не накладывает на Заказчика обязанность прикладывать в составе извещения документы, обосновывающие необходимость закупки товара, имеющего конкретный товарный знак.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что закупка товара с конкретным товарным знаком обусловлена необходимостью обеспечения совместимости расходных материалов с оборудованием уже используемым Заказчиком и находящимся на гарантии, что не позволяет использовать расходные материалы иных производителей.
Также Заказчиком на заседание Комиссии УФАС представлены доказательства, подтверждающие пояснения представителя Заказчика.
Таким образом, в рассматриваемом случае у Заказчика имелись достаточные основания для указания при описании объекта закупки на товарный знак без сопровождения его словами "или эквивалент".
Таким образом, Комиссия УФАС констатирует отсутствие в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Алябьева И.А. необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 марта 2023 г. N 44-853/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.03.2023