Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган):
ООО "Лидерстрой-М" (далее - Заявитель):
в отсутствие представителей ГБОУ гимназия N 402 Колпинского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик), при надлежащем уведомлении о месте и времени заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 6659-ЭП/23 от 20.03.2023) на действия комиссии Уполномоченного органа, Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту помещений пищеблока с организацией обеденного зала в здании государственного бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии N402 Колпинского района Санкт-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, г. Колпино, Октябрьская ул., д.41, лит. А. (извещение номер 0172200002123000010) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 13.02.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200002123000010. Начальная (максимальная) цена контракта - 7 489 831, 00 рублей.
В жалобе Заявитель обжалует действия конкурсной комиссии, выразившиеся в необоснованном, по мнению подателя жалобы, отклонении его заявки на участие в конкурсе, а также в нарушении порядка оформления протокола.
Согласно письменным возражениям Уполномоченный орган с доводами жалобы не согласен.
Ознакомившись с представленными документами и сведениями, заслушав пояснения представителей сторон, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
1. В силу ч. 11 ст. 48 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки);
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Частью 12 ст. 48 Закона о контрактной системе определено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 14 ст. 48 Закона о контрактной системе, протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке должен содержать:
1) дату рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, идентификационные номера таких заявок;
2) информацию о принятом решении о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке с обоснованием такого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют настоящему Федеральному закону, извещению об осуществлении закупки;
3) присвоенные вторым частям заявок на участие в закупке, признанным соответствующими извещению об осуществлении закупки, значения по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (в случае установления такого критерия в извещении об осуществлении закупки);
4) информацию о решении каждого члена комиссии по осуществлению закупок, принимавшего участие в рассмотрении и оценке вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении каждой второй части заявки на участие в закупке;
5) информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 4 части 1 статьи 52 настоящего Федерального закона.
Относительно довода Заявителя об отсутствии в протоколе обоснования принятого в отношении заявки Заявителя решения, Комиссия УФАС отмечает, что протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 16.03.2023 NПРОII1 содержит приложение, в котором прописаны четкие обоснования принятых конкурсной комиссией решений об отклонении заявок на участие в конкурсе, в том числе, заявки Заявителя.
Таким образом, в указанной части довод Заявителя не соответствует фактическим обстоятельствам и является необоснованным.
Так, согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 16.03.2023 NПРОII1, заявка Заявителя была отклонена по следующим основаниям: п. 7 ч. 12 ст. 48 ФЗ N 44 в части отказа в принятии независимой гарантии на основании п. 2, 3 ч. 6 ст. 45 ФЗ N 44.
Представленная в качестве обеспечения заявки независимая гарантия участника закупки от 09.03.2023 N 1119490 не соответствует требованиям п. 2 ч. 2 ст. 45 Закона N 44-ФЗ, пункта "Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, а также условия гарантии" раздела "Обеспечение заявки" извещения о закупке, а именно: в независимой гарантии указано несоответствующее обстоятельство Принципала, надлежащее исполнение которого обеспечивается независимой гарантией, а именно: "1. Настоящая независимая гарантия обеспечивает исполнение принципалом его обязательств по заключению контракта с бенефициаром (в случае признания принципала в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 го N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон) победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или иным участником закупки, с которым по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заключается контракт)".
Поскольку заключение контракта осуществляется с заказчиком по закупке, а не с Бенефициаром, которым в соответствии с положениями независимой гарантии выступает Администрация Колпинского района Санкт-Петербурга, указание в независимой гарантии условия, подразумевающего возможность предоставления Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга обеспечения исполнения контракта не позволяет надлежащим образом определить сторону соответствующего обеспечиваемого обязательства в случае его неисполнения.
В соответствии условиями извещения о закупке заключение контракта осуществляется с заказчиком, которым является ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ N 402 КОЛПИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. Кроме того, в соответствии условиями извещения предоставление обеспечения исполнения контракта осуществляется в отношении заказчика, которым является ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ N 402 КОЛПИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Таким образом, указанные нарушения являются основанием для отказа в принятии независимой гарантии в качестве обеспечения заявки на основании п. 2, 3 ч. 6 ст. 45 Закона N 44-ФЗ.
Данная позиция подтверждается решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.10.2021 по делу N А56-8040/2021, решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.11.2021 по делу N А56-8045/2021, решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.07.2022 по делу N А56-23166/2022, решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.07.2022 по делу N А56-49244/2022, а также решениями комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок от 13.04.2021 по делу N 44-1707/21 (извещение об осуществлении закупки N 0172200002521000011), от 22.12.2021 по делу N 44-6136/21 (извещение об осуществлении закупки N 0172200002521000511), от 22.04.2022 по делу N 44-1215/22 (извещение об осуществлении закупки N 0172200002522000027), от 26.10.2022 по делу N 44-3640/22 (извещение об осуществлении закупки N 0172200002522000369), от 21.11.2022 по делу N 44-3884/22 (извещение об осуществлении закупки N0172200002522000381).
2. Основания отклонения заявки на участие в закупке: п. 7 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ в части отказа в принятии независимой гарантии на основании п. 3 ч. 6 ст. 45 Закона N 44-ФЗ.
Представленная участником закупки независимая гарантия от 09.03.2023 N 1119490 не соответствует требованиям части 8.2 статьи 45 ФЗ N 44, пункта "а" постановления Правительства Российской Федерации N 1005 от 08.11.2013 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пункт "Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, а также условия гарантии" раздела "Обеспечение заявки" извещения о закупке, а именно: независимая гарантия содержит несоответствующее дополнительное требование к независимой гарантии о том, что: "15. Настоящая независимая гарантия выдана в пользу бенефициара, и права требования по ней не могут быть переданы третьему лицу без согласия гаранта, за исключением случая перемены заказчика при осуществлении закупки, при котором право требования по независимой гарантии может быть передано новому заказчику с предварительным извещением об этом гаранта", что является основанием для отказа в ее принятии в качестве обеспечения заявки на основании пункта 3 части 6 статьи 45 ФЗ N 44.
Бенефициаром по независимой гарантии выступает Администрация Колпинского района Санкт-Петербурга. Заказчиком является: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ N 402 КОЛПИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА.
Таким образом, закрепление в независимой гарантии условия о передаче права Бенефициара (Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга) при перемене заказчика (ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ N 402 КОЛПИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА) нарушает права бенефициара в части передачи права требования по независимой гарантии в случае перемены бенефициара, в том числе в случае его реорганизации.
Позиция подтверждена решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.02.2017 по делу N А56-72942/2016, решением комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок от 30.01.2020 по делу N 44-745/20,а также решением комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок от 24.10.2022 N 44-3616/22 (извещение об осуществлении закупки N 0172200002522000274), от 26.10.2022 N 44-3640/22 (извещение об осуществлении закупки N 0172200002522000369), от 21.11.2022 по делу N 44-3884/22 (извещение об осуществлении закупки N0172200002522000381).
Не согласившись с указанным решением, Заявитель обратился с жалобой в антимонопольный орган. В своей жалобе Заявитель указывает на то, что содержание представленной Заявителем банковской гарантии в качестве обеспечения заявки соответствовало требования законодательства и извещения о проведении конкурса, а, следовательно, у комиссии Уполномоченного органа, Заказчика не было оснований для отклонения заявки Заявителя.
Согласно ч.ч. 1 и 4 ст. 44 Закона о контрактной системе, при проведении конкурентных способов заказчик обязан установить требование обеспечения заявок на участие в закупке. Заказчик вправе не устанавливать такое требование в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает один миллион рублей.
Обеспечение заявки на участие в закупке может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или независимой гарантии, предусмотренной ст. 45 настоящего Федерального закона. Выбор способа обеспечения осуществляется участником закупки самостоятельно. Срок действия независимой гарантии должен составлять не менее месяца с даты окончания срока подачи заявок.
В силу пп. "б" п. 1 ч. 5 ст. 44 Закона о контрактной системе, при проведении электронных процедур обеспечение заявки на участие в закупке предоставляется путем предоставления независимой гарантии, соответствующей требованиям ст. 45 настоящего Федерального закона;
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 45 Закона о контрактной системе, независимая гарантия должна быть безотзывной и должна содержать обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается независимой гарантией.
Пунктом 3 ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе установлено, что основанием для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком является несоответствие независимой гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно п. 16 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, условия независимой гарантии (если требование обеспечения заявки установлено в соответствии со ст. 44 настоящего Федерального закона), реквизиты счета, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, реквизиты счета для перечисления денежных средств в случае, предусмотренном ч. 13 ст. 44 настоящего Федерального закона.
Комиссия УФАС констатирует, что в составе извещения о проведении конкурса Заказчиком установлено следующее требование к обеспечению заявки на участие в закупке:
Сведения об обеспечении заявки |
Требуются |
Размер обеспечения заявки |
74 898.31 рублей (1% от НМЦК) |
Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки, условия независимой гарантии |
Участник закупки обязан предоставить обеспечение заявки в размере, установленном в извещении об осуществлении закупки. Обеспечение заявки на участие в закупке предоставляется одним из следующих способов:
а)путем блокирования денежных средств на банковском счете, открытом таким участником в банке, включенном в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации (далее - специальный счет), для их перевода в случаях, предусмотренных настоящей статьей, на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, или в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. Требования к таким банкам, к договору специального счета, к порядку использования, имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета устанавливаются Правительством Российской Федерации; б) путем предоставления независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона; Бенефициаром по независимой гарантии выступает Администрация Колпинского района Санкт-Петербурга. Выбор способа обеспечения осуществляется участником закупки самостоятельно. Рекомендации по оформлению независимой гарантии утверждены распоряжением Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга от 23.11.2022 N 256-р. |
Реквизиты счета для перечисления денежных средств в случае, предусмотренном ч. 13 ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ |
Администрация Колпинского района Санкт-Петербурга, ИНН 7817006891, КПП 781701001 Банк плательщика (получателя): Северо-Западное ГУ Банка России//УФК по г. Санкт-Петербургу, г. Санкт-Петербург БИК банка: 014030106 Номер счета банка плательщика (получателя): 40102810945370000005 Номер казначейского счета: 03222643400000007200 Лицевой счет 0530000 в Комитете финансов Санкт-Петербурга. |
В качестве обеспечение заявки на участие в закупке, Заявитель предоставил независимую гарантию от 09.03.2023 N 1119490, выданную ПАО "МТС-Б", которая содержала условие: "Настоящая независимая гарантия обеспечивает исполнение принципалом его обязательств по заключению контракта с Бенефициаром (в случае признания принципала в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон) победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или иным участником закупки, с которым по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заключается контракт)".
Указанная независимая гарантия также содержит предусмотренное извещением указание бенефициара, которым поименована Администрация Колпинского района Санкт-Петербурга, при этом, Заказчиком, с которым должен быть заключен контракт в рассматриваемом случае, выступает ГБОУ гимназия N 402 Колпинского района Санкт-Петербурга. Также Комиссия УФАС отмечает, что в материалы дела Уполномоченным органом не было представлено подтверждения наличия полномочий на заключение государственного контракта по результатам закупки.
Администрация Колпинского района Санкт-Петербурга является уполномоченным органом, наделенный полномочиями исключительно на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для Заказчика.
Кроме того, в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 19.10.2016 N Д28и-2867 указано следующее:
"если уполномоченному органу, учреждению не были переданы полномочия на заключение контракта, то такой орган, учреждение не вправе выступать в качестве бенефициара по банковской гарантии. В случае если уполномоченный орган, учреждение самостоятельно заключают контракт, осуществляют приемку поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг и осуществляют их оплату, то такой орган, учреждение могут быть бенефициарами по банковской гарантии".
В свою очередь, предопределяющее значение для банковской гарантии имеет волеизъявление банка на совершение соответствующей односторонней сделки, следовательно, формальное несоответствие текста гарантии не искажает сути волеизъявления гаранта обеспечить надлежащее исполнение принципалом всех обязательств, взятых в рамках участия в процедуре закупки и не может быть основанием для отказа в принятии гарантии по смыслу ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе, лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Уполномоченным органом не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих о невозможности получения им платежей в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением принципалом своих обязательств (с учетом текста спорной банковского гарантии).
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу, что в рассмотренной части банковская гарантия соответствует требованиям извещения и законодательства о контрактной системе.
Из имеющихся материалов следует, что в действиях комиссии Уполномоченного органа, Заказчика по осуществлению закупок усматривается нарушение ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе. Довод жалобы является обоснованным.
2. Выявленное в действиях конкурсной комиссии Уполномоченного органа, Заказчика нарушение является существенным, что дает основания для выдачи обязательного для исполнения предписания о его устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Лидерстрой-М" частично обоснованной.
2. Признать в действиях комиссии Уполномоченного органа, Заказчика по осуществлению закупок нарушение ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Уполномоченному органу, Заказчику, конкурсной комиссии по осуществлению закупок и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении членов комиссии Уполномоченного органа, Заказчика по осуществлению закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 24 марта 2023 г. N 44-912/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.03.2023