Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, ВРИО руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ВРИО заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е.В.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С.И.
В присутствии представителей:
от заказчика - Дрыганова Ю.А.
от ООО "СПИТЭК" - Филатова М.А.
УСТАНОВИЛ
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "СПИТЭК" на действия заказчика - ГБУЗ СК "Городская детская поликлиника N 3" города Ставрополя по факту осуществления закупки путем электронного аукциона N 0321300087023000043 Поставка перчаток для обеспечения государственных нужд Ставропольского края.
Заявитель обжалует действия заказчика в части закупки.
Комиссия, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
1. Пунктом 14 части 3 статьи 4 ФЗ-44 предусмотрено, что единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее -Постановление N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пп. "б" п. 2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
На основании п. 4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования и ведения в Единой информационной системе в сфере закупок КТРУ.
Как следует из пункта 4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения.
При этом, Заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции). Позиции N 5 соответствует код КТРУ - 22.19.60.119-00000008, который описывает перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные При этом, в КТРУ отсутствуют характеристики указанных перчаток.
В силу пункта 5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога
Таким образом, Заказчик при использовании позиции каталога, по которой описание объекта закупки не сформировано и не включено в позицию каталога, самостоятельно осуществляет описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Общие требования к минимально допустимой длине перчаток предусмотрено ГОСТом 52239-2004 на медицинские перчатки. В ГОСТе 52239-2004 в Таблице 2 указаны размеры и допустимые отклонения, где длинна указана от не менее 220 до 230 мм.
Таким образом, длина указана со словосочетанием "не менее", это буквально означает, что длина перчаток может быть любой выше минимально допустимой и все перчатки выше указанной длины будут соответствовать ГОСТу.
2. Классификация и выбор Медицинских Изделий по классам риска регламентируется 323 ФЗ (Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N323-03).
Необходимость использования смотровых перчаток с классом риска 2а обусловлена риском и особенностями отдельных выполняемых манипуляций.
Требование к использованию медицинских изделий (в т.ч медицинских перчаток) с классом риска 2а регламентировано правилами и требованиями ГОСТ 31508-2012 и соответственно не требует дополнительного функционального обоснования при описании объекта закупки.
Требование к применению смотровых перчаток с классом риска 2а обусловлено несколькими правилами ГОСТ 31508-2012:
5.1.2 Правило 2
Неинвазивные МИ (к которым относятся смотровые медицинские перчатки) относят к классу 2а, в том числе если их используют с активным МИ класса 2а или более высокого класса.
Смотровые перчатки относятся к неинвазивным МИ и являются обязательными при проведении манипуляций по введению в организм лекарственных средств, физиологических жидкостей и других веществ, при этом устройства для введения лекарственных средств и растворов, а так же системы для введения жидкостей в организм человека, инфузоматы и перфузоры, инфузионные насосы и оборудование применяемые в условиях отделений реанимации, данные медицинские изделия являются активными и в соответствии с правилом 2 п.5.1.2 (ГОСТ 31508-2012) при данных манипуляциях необходимо использовать МИ в т.ч медицинские перчатки с классом риска не ниже 2а т.е более высоким классом риска/безопасности с учетом особенностей и рисков выполняемых манипуляций и рисков возможных последствий для здоровья пациентов и персонала.
5.4.3 Правило 15 ,
5.4.3.1 Все МИ, используемые при обеззараживания других МИ, относят к классу 2а.
Медицинские перчатки с классом риска 2а необходимы для проведения и манипуляций по обеззараживанию помещений в т.ч в операционном блоке и обеззараживания многоразового инструментария требуются.
В соответствии с правилами классификации ГОСТ 31508-2012 для этих целей необходимо применять МИ с классом риска 2а.
3. По поводу довода N 3 и 4) Заявитель не согласен с требованием к двухслойности перчаток и к наличию внутреннего покрытия на основе флока.
Согласно субъективному мнению Заявителя, Заказчиком установлено завышенное и необоснованное требование, не предусмотренное ни ГОСТами, ни Методическими рекомендациями.
Между тем, также, отсутствие в ГОСТе того или иного варианта исполнения перчаток, не означает, что это вариант перчаток не существует и тем более не означает, что такой вариант исполнения перчаток нельзя производить и нельзя использовать.
В первую очередь, Заказчик руководствовался тем же пунктом 14 части 3 статьи 4 ФЗ-44, который обязывает его руководствоваться КТРУ.
Объект закупки имеет код КТРУ 22.19.60.119-00000008, в котором отсутствуют характеристики смотровых нитриловых перчаток.
В силу пункта 5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе требования к дополнительным потребительским свойствам, в том числе функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога
Таким образом, Заказчик при использовании позиции каталога, по которой описание объекта закупки не сформировано и не включено в позицию каталога, самостоятельно осуществляет описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В пункте 4.2 Методических рекомендаций, указано, что перед выбором перчаток необходимо оценить характер выполняемых процедур, инфекционные, механические, химические, радиационные риски, а также возможность развития кожных заболеваний и патологических реакций на материал перчаток. Алгоритм подбора медицинских перчаток в соответствии с классификацией можно условно разделить на несколько этапов:
* выбор типа перчаток в зависимости от степени инвазивности и эпидемиологической опасности выполняемой процедуры (хирургические или диагностические);
* выбор типа перчаток по целевому назначению (специализация перчаток при различных типах хирургических вмешательств);
* выбор материала изготовления перчаток;
* выбор по способу обработки внутренней поверхности перчаток;
* выбор по фактуре внешней поверхности перчаток;
* выбор перчаток по форме и способу обработки края манжеты;
* выбор перчаток по размеру.
В пункте 3.4 Методических рекомендаций МР 3.5.1.0113-16 в зависимости от способа обработки внутренней поверхности, медицинские перчатки делятся на:I
* опудренные;
* неопудренные;
* обработанные полимерным покрытием (полиуретан, силикон и др.).
При этом, флок (флокирование) это способ нанесения полимерного покрытия, при этом состав/материал покрытия в Описании объекта закупки не указан и не ограничивает предложения участников. Заказчик не указывает требование к материалу из которого будет сделано покрытие.
При этом, на рассмотрение жалобы, заказчик предоставил подтверждение 3 производителей перчаток, которые соответствуют требованиям заказчика.
В силу статьи 105 Федерального закона N 44-ФЗ к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Из приведенных положений Федерального закона N 44-ФЗ следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
Вместе с тем, в нарушение указанных норм Федерального закона N44- заявителем не представлено каких-либо доказательств обоснованности доводов жалобы.
Таким образом в действиях заказчика ГБУЗ СК "Городская детская поликлиника N 3" города Ставрополя не установлено нарушений требований Закона 44-ФЗ при формировании извещения.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СПИТЭК" на действия заказчика - ГБУЗ СК "Городская детская поликлиника N 3" города Ставрополя по факту осуществления закупки путем электронного аукциона N 0321300087023000043 Поставка перчаток для обеспечения государственных нужд Ставропольского края - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии
Е.В. Вишневская
С.И. Рошевский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 20 марта 2023 г. N 026/06/106-463/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.03.2023