Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, Врио руководителя Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
врио заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е.В.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Богославской В.В.,
В присутствии представителей:
от заказчика - Евсеева И.В.,
от уполномоченного органа- Горлова М.Н.,
от заявителя ООО "Селена" -Лачилова Е.В.,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Селена" на действия заказчика - Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ессентуки и уполномоченного органа- Управление экономического развития и торговли Администрации города Ессентуки по факту осуществления закупки путем проведения электронного аукциона N 0321300075623000004 "Поставка системы рельсовой с передвижными аудиторными досками и интерактивным комплексом, необходимой для строительства средней общеобразовательной школы на 1000 мест в микрорайоне "Северный-3" г. Ессентуки". Данная жалоба поступила в части обжалования положений документации о закупке.
Жалоба в порядке ст. ст. 105, 106 Закона N 44-ФЗ принята к рассмотрению и назначена на 20.03.2023 г. с вызовом сторон по делу.
20.03.2023 г. комиссия, выслушав доводы присутствующих сторон, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила следующее:
06.03.2023 г. Заказчиком опубликовано извещение о проведении закупки " Система рельсовая с передвижными аудиторными досками и интерактивным комплексом, необходимой для строительства средней общеобразовательной школы на 1000 мест в микрорайоне "Северный-3" г. Ессентуки" с номером 0321300075623000004 и документацию к закупке. НМЦК - 18640000,00 руб.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога определены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 года N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила N 145).
В соответствии с подпунктом б пункта 2 Правил N 145 каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
Пунктом 4 Правил N 145 предусмотрено, что Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
На основании пункта 5 Правил N 145, заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Пунктом 6 Правил N 145 предусмотрено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно пункту 7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 145, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
Согласно Приложения 1 к Извещению "Описание объекта закупки" заказчик устанавливает КТРУ 32.99.53.130 "Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные" - комплект "Система рельсовая с передвижными аудиторными досками и интерактивным комплексом, необходимой для строительства средней общеобразовательной школы на 1000 мест в микрорайоне "Северный-3" г. Ессентуки".
При этом, в техническом задании заказчиком фактически описан товар "Интерактивная панель" (позиция КТРУ 26.20.13.000-00000002), код ОКПД 2 26.20.13.000 "Машины вычислительные электронные цифровые, содержащие в одном корпусе центральный процессор и устройство ввода и вывода, объединенные или нет для автоматической обработки данных". Сопоставление установленных заказчиком требований и сведений из позиции КТРУ 26.20.13.000-00000002 указывает на то, что заказчик "маскирует" интерактивную панель под так называемую "интерактивную поверхность".
Кроме того, согласно п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, следующую информацию:
- информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Код ОКПД2 26.20.13 включен в Перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд согласно Постановлению Правительства РФ от 30.04.2020 N 616.
Согласно п. 12 Постановления 616 для целей соблюдения запретов, установленных пунктами 1 и 2 настоящего постановления, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень и не включенные в него.
При проведении электронного аукциона заказчик установил ограничение допуска, предусмотренное Постановлением Правительства РФ N617 от 30.04.2020. Код ОКПД2 26.20.13 не включен в перечень, утвержденный Постановления Правительства от 30 апреля 2020 г. N617.
Согласно п. 5 Постановления Правительства от 30.04.2020 г. N617 для целей ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень и промышленные товары, не включенные в него.
Таким образом, включение в состав одного лота товаров, включённых в перечень Постановления 616 и не включенных в него - нарушает требования, установленные п. 12 Постановления 616; включение в состав одного лота товаров, включённых в перечень Постановления 617 и не включенных в него - нарушает требования, установленные п. 5 Постановления 617.
Более того, согласно Инструкции по заполнению заявки на участие в закупке содержит следующую информацию: "При формировании заявки участник закупки указывает сведения установленных заказчиком наименований и значений показателей, характеристик товаров в соответствии с требованиями настоящей инструкции. Конкретизации подлежат исключительно значения показателей, но не их наименования".
При этом, в нарушение требований ст. 33 ФЗN44 Заказчиком в графе "Наименование показателя" содержится описание программного обеспечения, которое по своей сути содержит как наименования показателей, так и их значения, например: "Количество цветов виртуального маркера - не мене 6 шт.", описание программного обеспечения многократно сопровождается словом "должен", которое недопустимо в заявке на участие, но, так как оно указано в "наименовании показателя", то, согласно Инструкции по заполнению заявки - должно остаться в этом наименовании, что вводит участников закупки в заблуждение, не позволяет однозначно определить требования заказчика к заявке.
На основании изложенного, Комиссия Ставропольского УФАС России в действиях Заказчика установила нарушения ч. 3 ст. 14, ч. 6 ст. 23, ч. 1, 2 ст. 42, ст. 33 Закона N 44-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, Постановления Правительства N 617, а доводы заявителя признает обоснованными .
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 105 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу жалоба ООО "Селена" на действия заказчика - Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ессентуки и уполномоченного органа- Управление экономического развития и торговли Администрации города Ессентуки по факту осуществления закупки путем проведения электронного аукциона N 0321300075623000004 "Поставка системы рельсовой с передвижными аудиторными досками и интерактивным комплексом, необходимой для строительства средней общеобразовательной школы на 1000 мест в микрорайоне "Северный-3" г. Ессентуки"" - обоснованной.
2. В действиях Заказчика выявлены нарушения требования ч. 3 ст. 14, ч. 6 ст. 23, ч. 1, 2 ст. 42, ст. 33 Закона N 44-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, Постановления Правительства N 617, в связи с чем, выдать обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии Е.В. Вишневская
В.В. Богославская
Исп.Богославская В.В.
тел.(8652) 35-28-07
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 20 марта 2023 г. N 026/06/106-470/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.03.2023