Резолютивная часть решения оглашена 17.03.2023
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ИП Бачернихина Игоря Валерьевича (далее - заявитель, общество) на действия комиссии при проведении электронного аукциона на поставку автошин для нужд ГБУ ВО "Специализированное автохозяйство администрации Владимирской области" (извещение N 0128200000123000567) в открытом заседании в присутствии представителя уполномоченного органа - Министерства имущественных и земельных отношений Владимирской области заказчика, заявителя - ИП Бачернихиной И.В.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/48-160/2023 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия комиссии при проведении электронного аукциона на поставку автошин для нужд ГБУ ВО "Специализированное автохозяйство администрации Владимирской области" (извещение N 0128200000123000567).
Заявитель в жалобе указал, что его заявка отклонена и признана несоответствующей требованиям, установленным в извещении электронного аукциона с обоснованием: на основании п.1 ч.12 ст. 48 44-ФЗ - непредставления информации и документов, предусмотренных извещением, несоответствия таких информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, а именно: по позициям 1,2,3,4,5,6,7 показатель товара "Рисунок шин" указан не в полном объеме (нет "протектор средней глубины"), по позициям 5,6 показатель товара "Индекс нагрузки" не соответствует требованиям Инструкции заказчика, согласно подпункта "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Вместе с тем, "протектор средней глубины" имеет неограниченное количество значений. Также по классификатору ОКПД2 (ОК 034-2014) при расшифровке кодов по КТРУ такая характеристика, как "протектор средней глубины отсутствует".
По позициям 5,6 показатель товара "Индекс нагрузки", заявленный заказчиком, указан как "шина пневматическая для автобусов", которая является легкогрузовой и используется как для ординарной, так и для сдвоенной ошиновки. Завод изготовитель указывает индекс нагрузки через дробь. Разъяснения по одинарной или сдвоенной ошиновке в описании объекта закупки отсутствуют. Исходя из вышеизложенного, по позициям 5,6 показатель товара "Индекс нагрузки" полностью соответствует требованиям инструкции заказчика.
Представитель уполномоченного органа пояснил следующее.
Подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе в сфере закупок для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе в сфере закупок не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 12 статьи 48 Закона о контрактной системе в сфере закупок 12. При рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.03.2023 N 0128200000123000567 по окончании срока подачи заявок до 08 часов 00 минут (время московское) 09.03.2023 было подано 5 заявок от участников с идентификационными номерами - 7,42, 151,69,237.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.03.2023 N 0128200000123000567 участнику с порядковым номером 151 (заявитель жалобы - ИП Бачернихин И.В.) отказано в допуске на участие в электронном аукционе на основании:
- пункта 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе в сфере закупок - непредставления информации и документов, предусмотренных извещением, несоответствия таких информации и документов.
А именно,
- Приложение N 2 к извещению об осуществлении закупки, пункт 3.1 Требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению, п. 1 ч. 12 ст. 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" - несоответствие и непредставление участником закупки информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (по позициям 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 показатель товара "Рисунок шин" указан не в полном объеме (нет: "протектор средней глубины"); по позициям 5, 6 показатель товара "Индекс нагрузки" не соответствует требованиям инструкции заказчика), согласно пп. а) п. 2 ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
По существу жалобы уполномоченный орган Владимирской области поясняет следующее.
Согласно подпункту а) пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ предложение участника закупки в отношении объекта закупки должно содержать характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки.
1. В Приложении N 2 к извещению об осуществлении электронного аукциона (далее - техническое задание) по позициям N 1 - N 7 установлены требования, предъявляемые к закупаемому товару, а именно:
Позиция N 1:
- Шина пневматическая для легкового автомобиля - Рисунок шин - Асимметричный, ненаправленный; протектор средней глубины;
Позиция N 2:
- Шина пневматическая для легкового автомобиля - Рисунок шин - Асимметричный протектор, разделенный на три функциональных участка, ненаправленный; протектор средней глубины;
Позиция N 3:
- Шина пневматическая для легкового автомобиля - Рисунок шин - Асимметричный, ненаправленный; протектор средней глубины;
Позиция N 4:
- Шина пневматическая для легкового автомобиля - Рисунок шин - Асимметричный протектор, разделенный на три функциональных участка, ненаправленный; протектор средней глубины;
Позиция N 5:
- Шина пневматическая для автобусов - Рисунок шин - симметричный, ненаправленный; протектор средней глубины; Наличие индикатора износа;
Позиция N 6:
- Шина пневматическая для автобусов - Рисунок шин - симметричный, ненаправленный; протектор средней глубины; Наличие индикатора износа;
Позиция N 7:
- Шина пневматическая для легкового автомобиля - Рисунок шин - Асимметричный, ненаправленный; протектор средней глубины; Наличие индикатора износа.
Также заказчиком указана инструкция по заполнению заявок участниками закупки - по показателю "Рисунок шин" участник закупки указывает значение показателя в неизменном виде.
Таким образом, участнику закупки необходимо было указать все заявленные заказчиком закупки показатели товара по показателю "Рисунок шин".
Формирование требований извещения, в том числе описания объекта закупки, осуществляется заказчиком самостоятельно.
Участником закупки с порядковым номером 151, в свою очередь, по данным позициям предложен к поставке товар, в описании которого отсутствует характеристика товара протектор средней глубины, что и послужило основанием для отклонения заявки участника закупки с порядковым номером 151.
2. В Приложении N 2 к извещению об осуществлении электронного аукциона (далее - техническое задание) по позициям N 5, N 6 установлены требования, предъявляемые к закупаемому товару, а именно:
Позиция N 5:
- Шина пневматическая для автобусов - Индекс нагрузки - ? 100 и ? 110; также заказчиком указана инструкция по заполнению заявок участниками закупки - Участник предоставляет в заявке конкретный показатель из данного диапазона;
Позиция N 6:
- Шина пневматическая для автобусов - Индекс нагрузки - > 120, также заказчиком указана инструкция по заполнению заявок участниками закупки - участник предоставляет в заявке конкретный показатель, более указанного значения.
Таким образом, участнику закупки необходимо было указать конкретные показатели товара, предусмотренные инструкцией по заполнению заявок участниками закупки, по показателю "Индекс нагрузки".
Формирование требований извещения, в том числе описания объекта закупки, осуществляется заказчиком самостоятельно.
Участником закупки с порядковым номером 151, в свою очередь, по данным позициям предложен к поставке товар со значением показателей:
Позиция N 5:
- Шина пневматическая для автобусов - Индекс нагрузки - 109/107;
Позиция N 6:
- Шина пневматическая для автобусов - Индекс нагрузки - 121/120.
Таким образом, показатели товара, предложенные участником закупки с порядковым номером 151 в своей заявке, не соответствуют характеристикам, установленным в техническом задании заказчика, а именно по позициям N 5 и N 6 не указан конкретный показатель "Индекс нагрузки", что и послужило основанием для отклонения заявки участника закупки с порядковым номером 151.
Исходя из изложенного, нарушений законодательства при проведении электронного аукциона N 0128200000123000567 со стороны уполномоченного органа Владимирской области не допущено.
Представители заказчика полагают, что заявка ИП Бачернихина И.В. соответствуют требованиям извещения о проведении вышеуказанной закупки.
Изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующим выводам.
15.02.2023 на официальном сайте в единой информационной системы в сфере закупок было размещено извещение на поставку автошин для нужд ГБУ ВО "Специализированное автохозяйство администрации Владимирской области" (извещение N 0128200000123000567).
Начальная (максимальная) цена контракта: 500 026,72 рублей.
Подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе в сфере закупок для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе в сфере закупок не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 12 статьи 48 Закона о контрактной системе в сфере закупок 12. При рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В Приложении N 2 к извещению об осуществлении электронного аукциона (далее - техническое задание) по позициям N 1 - N 7 установлены требования, предъявляемые к закупаемому товару, а именно:
Позиция N 1:
- Шина пневматическая для легкового автомобиля - Рисунок шин - Асимметричный, ненаправленный; протектор средней глубины;
Позиция N 2:
- Шина пневматическая для легкового автомобиля - Рисунок шин - Асимметричный протектор, разделенный на три функциональных участка, ненаправленный; протектор средней глубины;
Позиция N 3:
- Шина пневматическая для легкового автомобиля - Рисунок шин - Асимметричный, ненаправленный; протектор средней глубины;
Позиция N 4:
- Шина пневматическая для легкового автомобиля - Рисунок шин - Асимметричный протектор, разделенный на три функциональных участка, ненаправленный; протектор средней глубины;
Позиция N 5:
- Шина пневматическая для автобусов - Рисунок шин - симметричный, ненаправленный; протектор средней глубины; Наличие индикатора износа;
Позиция N 6:
- Шина пневматическая для автобусов - Рисунок шин - симметричный, ненаправленный; протектор средней глубины; Наличие индикатора износа;
Позиция N 7:
- Шина пневматическая для легкового автомобиля - Рисунок шин - Асимметричный, ненаправленный; протектор средней глубины; Наличие индикатора износа.
Также заказчиком указана инструкция по заполнению заявок участниками закупки - по показателю "Рисунок шин" участник закупки указывает значение показателя в неизменном виде.
Таким образом, участнику закупки необходимо было указать все заявленные заказчиком закупки показатели товара по показателю "Рисунок шин".
Участником закупки с порядковым номером 151, в свою очередь, по данным позициям предложен к поставке товар, в описании которого отсутствует характеристика товара протектор средней глубины, что и послужило основанием для отклонения заявки участника закупки с порядковым номером 151.
2. В Приложении N 2 к извещению об осуществлении электронного аукциона (далее - техническое задание) по позициям N 5, N 6 установлены требования, предъявляемые к закупаемому товару, а именно:
Позиция N 5:
- Шина пневматическая для автобусов - Индекс нагрузки - ? 100 и ? 110; также заказчиком указана инструкция по заполнению заявок участниками закупки - Участник предоставляет в заявке конкретный показатель из данного диапазона;
Позиция N 6:
- Шина пневматическая для автобусов - Индекс нагрузки - > 120, также заказчиком указана инструкция по заполнению заявок участниками закупки - участник предоставляет в заявке конкретный показатель, более указанного значения.
Таким образом, участнику закупки необходимо было указать конкретные показатели товара, предусмотренные инструкцией по заполнению заявок участниками закупки, по показателю "Индекс нагрузки".
Формирование требований извещения, в том числе описания объекта закупки, осуществляется заказчиком самостоятельно.
Участником закупки с порядковым номером 151, в свою очередь, по данным позициям предложен к поставке товар со значением показателей:
Позиция N 5:
- Шина пневматическая для автобусов - Индекс нагрузки - 109/107;
Позиция N 6:
- Шина пневматическая для автобусов - Индекс нагрузки - 121/120.
Таким образом, показатели товара, предложенные участником закупки с порядковым номером 151 в своей заявке, не соответствуют характеристикам, установленным в техническом задании заказчика, а именно по позициям N 5 и N 6 не указан конкретный показатель "Индекс нагрузки", что и послужило основанием для отклонения заявки участника закупки с порядковым номером 151.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что комиссия по осуществлению закупок правомерно отклонила заявку данного участника закупки по основанию, указанному в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.03.2023 N 0128200000123000567.
Вместе с тем, по результатам проведения внеплановой проверки Комиссия Владимирского УФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок описание объекта закупки должно носить объективный характер. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из смысла указанных норм следует, что заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара.
Проанализировав требуемые показатели поставляемого товара, содержащиеся в позициях 1,2,3,4,5,6,7 "Рисунок шин: Протектор средней глубины", позициях 5,6 "Индекс нагрузки" Приложения 2 к извещению о проведении закупки Комиссия приходит к выводу о некорректности и двусмысленности данных требований.
В силу изложенного, извещение о проведении вышеуказанной закупки нуждается в корректировке с целью устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ИП Бачернихина И.В. на действия комиссии при проведении электронного аукциона на поставку автошин для нужд ГБУ ВО "Специализированное автохозяйство администрации Владимирской области" (извещение N 0128200000123000567) необоснованной.
2.Признать в действиях заказчика нарушение требований части 1,2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Вынести в отношении аукционной комиссии, оператора электронной площадки, заказчика, предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4.Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 17 марта 2023 г. N 033/06/48-160/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.03.2023