Резолютивная часть оглашена:
16.03.2023 г. г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России, Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС России) в составе:
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение Приволжского МТУ Росавиации (далее - Заказчик) о включении информации об ООО "ОЙЛКОНТИНЕНТ" в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта по объекту закупки: Поставка бензина автомобильного АИ-95 с автозаправочных станций по топливным картам (извещение N 0342100020622000004, начальная (максимальная) цена контракта - 306 945,76 руб.).
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России, поступило обращение Заказчика о включении сведений об ООО "ОЙЛКОНТИНЕНТ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно обращению Заказчика, ООО "ОЙЛКОНТИНЕНТ" исполнял с нарушением обязательства, предусмотренные контрактом, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлении сведений об Участнике закупки в Самарское УФАС России для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России, исследовав материалы, представленные для рассмотрения указанного обращения от Заказчика, и проведя проверку, установила следующее.
05.12.2022 г. между Приволжского МТУ Росавиации и ООО "ОЙЛКОНТИНЕНТ" заключен контракт N 03421000206220000040001.
В соответствии с пунктом 1.1. Контракта Поставщик принимает на себя обязательство производить поставку и заправку бензином автомобильным АИ-95 (далее товар) автотранспортной техники Заказчика на автозаправочных станциях в Приволжском Федеральном округе, по топливным картам, по фиксированным ценам, в количестве и сроки, указанные в техническом задании (приложение N 1 к контракту).
Из пункта 1.4. Контракта следует, что место поставки товара - автозаправочные станции Поставщика указаны в Приложении N 2 к настоящему Контракту.
Согласно пункту 2.1. Контракта поставка товара осуществляется путем выбора товара Заказчиком по топливным картам через сеть АЗС Поставщика, расположенных на территории Приволжского федерального округа (Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан (Татарстан), Удмуртская Республика, Чувашская Республика - Чаваш республики, Кировская область, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Пермский край, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область). Большее количество заправочных станций должно находиться в г. Самара и Самарской области. Заправки должны располагаться в обязательном порядке во всех административных центрах в ПФО, а в г. Самара - в Октябрьском и Промышленном районах города. Топливные карты доставляются по адресу государственного заказчика.
Техническим заданием установлен срок поставки товара - с 01.01.2023 г. по 31.12.2023 г. по мере необходимости, по топливным картам. Отпуск товара на заправочных станциях поставщика осуществляется круглосуточно и ежедневно.
В соответствии с пунктом 4.3. Контракта, оплата производится путем перечисления заказчиком денежных средств в качестве предоплаты в размере 30 % от цены государственного контракта в январе 2022 года на основании выставленного Поставщиком счета. Оставшиеся 70 % от цены контракта оплачиваются заказчиком ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным на основании выставленного Поставщиком счета и документа о приёмке Товара, при этом оплата производится в течение 7 рабочих дней с момента предоставления отчетных документов, за исключением случаев, указанных в п. 4.8 Контракта.
11.01.2023 г. Заказчик перечислил оплату аванса по контракту в сумме 76 496,96 руб. (платежное поручение N15 от 11.01.2023).
Из обращения Заказчика следует, что в результате нарушений Поставщиком условий по круглосуточному отпуску бензина 01.02.2023 (в 16:38 ч.), 02.02.2023 (в 08:57 ч.) бензин не был поставлен по причине недостаточности средств на карте, хотя сумма аванса на тот момент не была полностью освоена.
06.02.2023 (в 11:10 и 11.11 ч.), 13.02.2023 (в 16:18 ч.), Поставщик повторно нарушил обязательства по контракту.
13.02.2023 г. Заказчик направил в адрес Поставщика претензию N21.2361/ПМТУ о нарушении условий контракта.
02.03.2023 г. Поставщик направил в адрес Заказчика ответ на претензию, из которого следовало, что возможны технические сбои в обслуживании топливных карт, меры по устранению которых принимаются своевременно.
Кроме того, в период с 14.02.2023 по 22.02.2023 произошло еще 5 случаев неисполнения поставщиком своих обязательств по круглосуточному отпуску бензина: 14.02.2023 (в 11:24 ч.), 20.02.2023 (в 09:29 и 15:41 ч.), 21.02.2023 (в 06:50 и 09:39 ч.).
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 3 статьи 403 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно части 2 статьи 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Согласно абз. 4 п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Поскольку случаи нарушения исполнения контракта в течение февраля 2023 года носили систематический характер, исполнение функциональных обязанностей сотрудниками Заказчика ставилось по угрозу срыва, 22.02.2023 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
22.02.2023 г. Заказчик с использованием единой информационной системы разместил решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно п.2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (п.3 ч.12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч.13. ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно сведениям ЕИС, Поставщик получил Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 22.02.2023 г.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе, Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Таким образом, законодательством для Поставщика закреплен десятидневный срок на устранение нарушений условий контракта.
03.03.2023 г. от Поставщика в адрес Заказчика поступило возражение на решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
С целью возможной отмены Решения Заказчиком предприняты меры для проверки устранения Поставщиком нарушений исполнения контракта. Так, 03.03.2023 представитель Заказчика, находясь в командировке, неоднократно пытался заправиться на следующих АЗС Поставщика:
- Россия, Саратовская область, Балаковский район, Р226, 284 км, слева, с. Маянга 51.890438 47.619274 - отказ;
- с. Быков Отрог, ул. Советская, 33, зелено-оранжевая 51.930069 47.815787 - "карта заблокирована";
- Россия, Саратовская область, Ивантеевский район, с. Ивантеевка, ул. Советская, 42 52.258702 49.095433 - отказ;
- Россия, Саратовская область, Пугачёвский район, Р226, 183 км, слева, п. Пугачевский, ул. Комарова, .31 52.037320 48.837436 - отказ;
- Россия, Саратовская область, Пугачёвский район, г. Пугачев, ул. Ермощенко, 181А 52.027954 48.790809 - "карта заблокирована";
- Самара - Саратов, 243 км, с. Кормежка, слева, желтая 51.90316 48.01785 - "карта заблокирована";
06.03.2023 года на АЗС Самарская область, г. Самара, Московское шоссе, 23А N530 в заправке отказано - "Оплата отклонено".
Таким образом, основания для отмены Решения у Заказчика отсутствовали. В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона 07.03.2023 года Решение вступило в законную силу.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 настоящей статьи, либо до истечения этого срока в случае получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок:
1) решения суда о:
а) признании недействительным решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков;
б) признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным;
2) информации, подтверждающей невозможность влияния лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 настоящей статьи, на деятельность участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), по состоянию на день признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта или на день расторжения контракта.
Комиссия Самарского УФАС России установила, что на дату рассмотрения обращения Заказчика обязательства, предусмотренные контрактом, ООО "ОЙЛКОНТИНЕНТ" не выполнены.
Из пояснений ООО "ОЙЛКОНТИНЕНТ" следует, что от Заказчика поступали претензии о неисполнении контракта, что по некоторым топливным картам наблюдаются отказы в отпуске топлива на АЗС. 23.01.2023 г. и 14.02.2023 г. Общество направило в адрес Заказчика ответы на претензии, согласно которым Поставщик сообщил, что после установления обстоятельств случившегося, допускает, что на определенных АЗС наблюдается технические проблемы с отпуском топлива, связанных с обновлением программного обеспечения на стороне владельцев АЗС, однако данные обстоятельства находятся вне рамок контроля Поставщика.
Комиссия Самарского УФАС России, проверив процедуру одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта, не установила в действиях Заказчика нарушений порядка одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренного статьей 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик в результате действий (бездействий) ООО "ОЙЛКОНТИНЕНТ" лишился того, на что рассчитывал при проведении Закупки. Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм Поставщика.
Сведения, подтверждающие надлежащее исполнение ООО "ОЙЛКОНТИНЕНТ" условий контракта, в материалах дела отсутствуют, также не было представлено доказательств, подтверждающих невозможность исполнения контракта.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность ООО "ОЙЛКОНТИНЕНТ" выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений контракта.
В указанном случае Поставщиком не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение Поставщика в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных подрядчиков, исполнителей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить информацию об обществе с ограниченной возможностью "ОЙЛКОНТИНЕНТ" (ИНН: 1659215088, КПП: 165901001, юридический адрес: 420101, Республика Татарстан (Татарстан), Г.О. ГОРОД КАЗАНЬ, Г КАЗАНЬ, УЛ ПРОФЕССОРА КАМАЯ, Д. 15А, КВ. 82), сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица/учредителе: ПАНКРАТОВА АЛЬБИНА АЛЬБЕРТОВНА (ИНН: 165918582225) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года*.
2. Исключить информацию об ООО "ОЙЛКОНТИНЕНТ", Панкратовой А.А. из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр, либо ранее по основаниям, установленным ч.9 ст.104 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
* Датой включения сведений в отношении участника закупки в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 21 марта 2023 г. N РНП-63-50
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.03.2023