Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель - заместитель руководителя управления М.А. Дударева, члены Комиссии - начальник отдела А.А. Кириллова, главный специалист-эксперт О.П. Чупрунова (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Глобал" (далее - податель жалобы) на действия заказчика - КГБУЗ "Пировская больница", уполномоченного органа - Агентства государственного заказа Красноярского края (далее - уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона ЭА-N-1909/23 "ЭА на право заключения контракта на поставку Системы эндоскопической визуализации для КГБУЗ "Пировская РБ", размещенного на электронной площадке АО "ЭТП Газпромбанк" (далее - оператор электронной площадки), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС поступила жалоба ООО "Глобал" на действия заказчика - КГБУЗ "Пировская больница", уполномоченного органа - Агентства государственного заказа Красноярского края (далее - уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона ЭА-N-1909/23 "ЭА на право заключения контракта на поставку Системы эндоскопической визуализации для КГБУЗ "Пировская РБ", номер извещения N 0119200000123002011.
Существо жалобы: составление извещения с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба соответствовала требованиям части 4 статьи 105 указанного закона, в связи с чем, была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного органа, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику, уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
В назначенное время 14.03.2023 в 11:30 на заседании Комиссии присутствовали представитель уполномоченного органа, представители подателя жалобы, надлежащим образом подтвердившие свои полномочия. Заказчик участие своего представителя не обеспечил.
В связи с необходимостью получения дополнительной информации от заказчика, Комиссией был объявлен перерыв в рассмотрении жалобы.
После перерыва 15.03.2023 в 16:30 рассмотрение жалобы состоялось в присутствии подателя жалобы, уполномоченного органа, представителей заказчика.
В содержании жалобы изложены следующие доводы:
1. Заказчиком, в нарушение норм статьи 33 Закона о контрактной системе, а также в нарушение пункта 5, пункта 6 Постановления Правительства РФ N145 от 8 февраля 2017 г. N145, использованы нестандартные и не использующиеся показатели, требования, условные обозначения и терминология, без применения обоснования необходимости использования.
2. Объект закупки - "Помпа для промывки каналов" имеет отдельное КТРУ 32.50.11.000-00000141 - Система для промывания эндодонтическая и не может быть предметом одного лота с оборудованием, приобретаемым заказчиком (Системы эндоскопической визуализации), имеющее КТРУ 26.60.12.119-00000374.
3. Заказчиком установлены требования, под которые подходит видеоэндоскопическая система двух производителей: CV-170 Olympus Medical System Corp и "Pentax", при этом стоимость оборудования CV-170 Olympus Medical System Corp составляет 4 985 965,03 рублей, а стоимость "Pentax" - 2 566 500,00 рублей, что не делает их товарами - аналогами. Кроме того, в описании объекта закупки указано, что заказчику требуется к поставке медицинское изделие "Помпа для помывки каналов", технические характеристики которого изложены таким образом, что под них подходит устройство только одного производителя - ООО "Эндо Старс" модель "D-FREE" (Россия).
4. Сроки поставки товара, указанные в проекте контракта (30 дней) несоизмеримы с действительными сроками, требуемыми для поставки данного оборудования.
Заказчик, уполномоченный орган с доводами жалобы не согласны, представили мотивированные возражения.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей у заказчика потребностью, уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона ЭА-N-1909/23 "ЭА на право заключения контракта на поставку Системы эндоскопической визуализации для КГБУЗ "Пировская РБ".
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать, в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N145 (далее - Правила использования КТРУ), каталог используется заказчиком в целях писания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
Пунктом 4 Правил использования КТРУ предусмотрено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 настоящих Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно пункту 5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, если осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N878), при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Комиссией установлено, что позиция КТРУ "26.60.12.119-00000374 "Система эндоскопической визуализации", указанная в описании объекта закупки не содержит каких-либо характеристик товаров.
На основании вышеизложенного, заказчик описание объекта закупки сформировал в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе, обосновав использование характеристик, указанных в описании объекта закупки, необходимостью поставки товара надлежащего качества, с параметрами в наибольшей степени, удовлетворяющими потребности заказчика.
Учитывая, что законодателем не сформулированы требования к форме обоснования потребности заказчика в тех или иных функциональных, технических, качественных показателях объекта закупки, действия заказчика, по описанию характеристик требуемого к поставке товара "Система эндоскопической визуализации", не нарушают положения статей 33 и 42 Закона о контрактной системе, первый довод подателя жалобы является необоснованным.
Проанализировав второй довод подателя жалобы, что объект закупки - "Помпа для промывки каналов" имеет отдельное КТРУ 32.50.11.000-00000141 - "Система для промывания эндодонтическая" и не может быть предметом одного лота с оборудованием, приобретаемым заказчиком (Системы эндоскопической визуализации), имеющее КТРУ 26.60.12.119-00000374, что является нарушением статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), Комиссия установила следующее.
Закон о защите конкуренции не входит в систему законодательства о контрактной системе, в рамках которого подана и рассматривается настоящая жалоба.
Комиссия обращает внимание, что в случае если хозяйствующий субъект обладает доказательствами о наличии признаков нарушения Закона о защите конкуренции, то соответствующее обращение должно подаваться в соответствии с порядком, установленным данным законом, предусматривающим специальные сроки и полномочия антимонопольного органа при рассмотрении поступившего обращения.
Вместе с тем Комиссия рассмотрела указанный довод и пришла к следующим выводам.
Позиция КТРУ "32.50.11.000-00000141 - "Система для промывания эндодонтическая", которая указана подателем жалобы как возможная к применению, согласно размещенной в каталоге товаров, работ и услуг информации, это "комплект изделий, предназначенных для осуществления промывания путем одновременной ирригации и аспирации подготовленного корневого канала для удаления инородных веществ/бактерий. Предназначен для подключения к центральной вакуумной линии и включает соответствующие адаптеры для вакуумной линии/шприца, трубки и одну или несколько канюль для аспирации (как правило, одноразовых). Канюли для аспирации предназначены для подачи промывочного раствора к верхушке корневого канала с целью промывки всего канала".
Эндодонтия - раздел стоматологии, изучающий строение и функцию эндодонта, методику и технику манипуляций в полости зуба при травме, патологических изменениях в пульпе, периодонте и по другим различным показаниям. Это наука об анатомии, патологии и методах лечения полости зуба и корневых каналов.
Данная позиция КТРУ 32.50.11.000-00000141 относится к стоматологическому оборудованию, с другим функционально-техническим назначением и не используется в условиях эндоскопического кабинета, как следует из пояснений заказчика. Соответственно применение данной позиции КТРУ не отвечает функциональному использованию оборудования в рамках целей проведения анализируемой закупки.
Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" наряду с установленными частями 1 и 2 указанной статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Предметом закупки является поставка системы эндоскопической визуализации - комплекса изделий медицинской техники, состоящих из различных взаимосвязанных между собой изделий медицинского назначения, образующих единую целостность, для возможности достижения определенных клинических задач.
Как следует из пояснений заказчика, предварительная очистка эндоскопа осуществляется в полном объеме на месте проведения эндоскопического вмешательства, в том числе за пределами медицинской организации, и заключается в обеспечение подачи воды через инструментальный канал эндоскопа или дополнительных канал для очистки слизистой оболочки, удаления крови, тканевого детрита и т.п. через помпу для промывки каналов. Наличие помпы в составе системы эндоскопической визуализации дает возможность проведения качественной предварительной очистки эндоскопов сразу после окончания эндоскопической манипуляции, не допуская подсыхания загрязнений. Данная составляющая системы упрощает процесс предварительной очистки гибких эндоскопов, существенно сокращает время этого этапа обработки и трудозатраты персонала на его проведение, при этом существенно увеличивая качество обработки и безопасность персонала.
Исключение любой из составляющих системы, в том числе помпы для промывки каналов, предназначенной для предварительной промывки каналов эндоскопа при помощи растворов ДВУ с последующей продувкой, являющейся частью комплекса, в значительной мере приведет к снижению качества очистки каналов эндоскопа, увеличению риска повреждения внутренних деталей эндоскопа и, в связи с этим, не соответствует потребности заказчика.
При отсутствии помпы в комплекте кратно ухудшается эпидемиологическая безопасность персонала и пациентов отделения эндоскопии, существенно сокращается срок службы оборудования, ввиду ощутимо худшей первичной обработки каналов эндоскопа.
Более того, закупаемая система эндоскопической визуализации будет мобильной, то есть посредством передвижного ФАПа использоваться для оказания квалифицированной медицинской помощи в удаленных населенных пунктах Красноярского края. Указанным обстоятельством, обусловлено включение заказчиком товара "Помпа для промывки каналов" в один лот с товаром "Система эндоскопической визуализации".
На основании представленных заказчиком пояснений Комиссия пришла к выводу, что между товарами "Помпа для промывки каналов" и "Система эндоскопической визуализации" имеется функциональная и техническая взаимосвязь, что позволяет их включить в один лот закупки и прийти к выводу, что в рассматриваемом случае, указанные товары образуют единую систему. Более того, в данном случае, объединение товаров в один лот обусловлено необходимостью соблюдения принципа эффективности осуществления закупки, предусмотренного статьёй 12 Закона о контрактной системе, поскольку проведение отдельных закупок на товары, объединенные в один лот, приведет к затягиванию использования закупаемых товаров как единой системы, необходимой для удовлетворения потребности конечного потребителя - пациента.
Таким образом, в анализируемых действиях заказчика отсутствуют признаки нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции, отсутствуют основания для передачи материалов жалобы в структурное подразделение Красноярского УФАС России, рассматривающего обращения в порядке Закона о защите конкуренции.
Относительно третьего довода подателя жалобы о том, что заказчиком установлены требования, под которые подходит видеоэндоскопическая система двух производителей: CV-170 Olympus Medical System Corp и "Pentax", при этом стоимость оборудования CV-170 Olympus Medical System Corp составляет 4 985 965,03 рублей (что следует из коммерческого предложения, полученного подателем жалобы от одного из дилеров производителя), а стоимость "Pentax" - 2 566 500,00 рублей, что не делает их товарами - аналогами. Кроме того, в описании объекта закупки указано, что заказчику требуется к поставке медицинское изделие "Помпа для помывки каналов", технические характеристики которого изложены таким образом, что под них подходит устройство только одного производителя - ООО "Эндо Старс" модель "D-FREE" (Россия), Комиссия установила следующее.
В рамках рассмотрения жалобы было установлено, что потребности заказчика относительно товара "Система эндоскопической визуализации" соответствует два производителя - Olympus Medical System Corp и "Pentax", что не опровергается подателем жалобы.
Как следует из пояснений заказчика, НМЦК была сформирована исходя из полученных коммерческих предложений. При этом Комиссия отмечает, что в полномочия Красноярского УФАС России не входит контроль за формированием НМЦК, в связи с чем, для рассмотрения указанного вопроса материалы жалобы будет переданы в Службу финансового и экономического контроля в сфере закупок Красноярского края на основании пункта 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что подателем жалобы не представлены доказательства отсутствия у него возможности осуществить поставку товара производителя "Pentax", стоимость которого входит в лимиты НМЦК.
Подателем жалобы указано, что технические характеристики товара "Помпа для промывки каналов" изложены таким образом, что под них подходит устройство только одного производителя - ООО "Эндо Старс" модель "D-FREE" (Россия).
Заказчик данный довод опровергает, указывая, что под технические характеристики, изложенные в описании объекта закупки подходит товар "Устройство для предварительной очистки эндоскопов", производитель Scope Buddy, в качестве подтверждения предоставил таблицу эквивалентности и контракты с описанием технических условий указанного оборудования (реестровые записи контрактов 1780204820022000732, 2782100677422000520).
Кроме того, отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки, указанный вывод следует из решения Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-81/2022.
Более того, только при закупе товара, отвечающего в полной мере потребности заказчика возможно достижение принципа эффективности и результативности закупки (статья 12 Закона о контрактной системе), что в том числе существенно отражается на качестве предоставляемых заказчиком медицинских услугах.
На основании вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу о необоснованности довода подателя жалобы.
Проанализировав, содержание проекта контракта, Комиссия установила, что срок поставки согласно пункту 5.1 проекта контракта составляет 120 дней, а не 30, как утверждает податель жалобы, ввиду чего четвертый довод жалобы является необоснованным.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ООО "Глобал" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии М.А. Дударева
Члены Комиссии А.А. Кириллова
О. П. Чупрунова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 15 марта 2023 г. N 024/06/106-616/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.03.2023