Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - М.А. Дударевой, заместителя руководителя управления - начальника аналитического отдела, членов Комиссии - А.А. Кирилловой, начальника отдела, М.А. Косенко - специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Невская энергетика" на действия заказчика - Управления архитектуры Администрации города Красноярска (далее - Заказчик), уполномоченного органа Департамента муниципального заказа Администрации г. Красноярска( далее - уполномоченный орган), при определении исполнителя путем проведения открытого конкурса в электронной форме "Выполнение работ по актуализации схем водоснабжения и водоотведения города Красноярска" (далее - электронный конкурс), имеющего извещение N 0119300019823000240, на электронной торговой площадке РТС- Тендер (далее - оператор электронной площадки), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Невская Энергетика" (далее - податель жалобы) на действия заказчика при проведении электронного конкурса.
Существо жалобы: несоответствие извещения требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям части 4 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного органа, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, состоявшемся 16.03.2023 года в 11 часов 30 минут, присутствовали представители заказчика, уполномоченного органа,
подателя жалобы, заинтересованной стороны, личности удостоверены, полномочия подтверждены.
Доводом подателя жалобы являлось неправомерное установление в детализирующих показателях требования о предоставлении участником закупки контрактов/ договоров по оказанию услуг (выполнению работ) по разработке (актуализации) схем водоснабжения и водоотведения муниципальных образований Российской Федерации с численностью населения более 500 тысяч человек.
Заказчиком, Уполномоченным органом были представлены письменные возражения на доводы жалобы, из которых следует, что положения извещения в полной мере соответствуют требованиям действующего законодательства о контрактной системе.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения подрядчика путем проведения открытого конкурса в электронной форме на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, проанализировав нормы права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, Комиссия установила следующие обстоятельства.
Уполномоченным органом в связи с возникшей у заказчика потребностью были совершены действия по определению исполнителя путем проведения конкурса в электронной форме.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
Согласно части 2 статьи 24 открытый конкурс в электронной форме является конкурентным способом проведения закупок.
На основании части 4 статьи 24 Закона о контрактной системе победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На основании пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать электронный документ с требованиями к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Пунктом 3 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд предусмотрено, что для оценки заявок в соответствии с Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
В соответствии с пунктом 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно подпункту "в" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя); устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров); может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
Проанализировав извещение о проведении рассматриваемой закупки, Комиссия установила факт наличия в его составе электронного документа "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению", содержащего указание на необходимость включения в состав заявки, в том числе следующего:
"1) наличие действующей лицензии, выданной Федеральной службой безопасности Российской Федерации на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, на основании Закона РФ от 21.07.1993 N5485-1 "О государственной тайне" и доступа к сведениям, раскрывающим схемы водоснабжения городов с установленной степенью секретности "совершенно секретно".
2) перечень контрактов/ договоров по оказанию услуг (выполнению работ) по разработке (актуализации) схем водоснабжения и водоотведения муниципальных образований Российской Федерации с численностью населения более 500 тысяч человек.
Согласно доводам жалобы, установленное заказчиком в детализирующем показателе оценке требование о предоставлении участником закупки контрактов/договоров по оказанию услуг (выполнению работ) по разработке (актуализации) схем водоснабжения и водоотведения муниципальных образований Российской Федерации с численностью населения более 500 тысяч человек является избыточным.
При этом заявитель в качестве доказательства обоснованности доводов жалобы указывает на равнозначность состава глав и разделов при разработке схемы водоснабжения и водоотведения, регламентированных Правилами разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 N 782, вне зависимости от численности населения.
Представитель заказчика на заседании Комиссии пояснил, что предметом контракта, заключаемого по итогам закупки, является оказание услуг по актуализации схем водоснабжения и водоотведения и (далее - ВСиВО) города Красноярска.
Следовательно, заказчик не мог не учитывать сложность оказания услуг/выполнения работ без привязки к численности населения муниципального образования, так как численность населения города Красноярска составляет свыше одного миллиона человек, а площадь всего муниципального образования составляет 379,5 км2. Так же заказчик пояснил, что техническое задание на выполнение работ по актуализации схем водоснабжения и водоотведения (в том числе поверхностных вод) включена электронная модель системы водоснабжения и водоотведения, что влияет на объем и стоимость работ.
Комиссия так же приняла пояснения и возражения на жалобу заинтересованное лицо ООО "Интегратор".
Комиссия установила, что согласно своду правил "Градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поселений" (СП 42.13330.2016, актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89), городские и сельские поселения в зависимости от проектной численности населения на расчетный срок подразделяются на группы в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1
Группы поселений |
Население, тыс. чел. |
|
Города |
Сельские поселения |
|
Крупнейшие |
Св. 1000 |
- |
Крупные |
" 500 до 1000 |
Св. 5 |
" 250 " 500 |
" 3 до 5 |
|
Большие |
" 100 " 250 |
" 1 " 3 |
Средние |
" 50 " 100 |
" 0,2 " 1 |
Малые <1> |
" 20 " 50 |
" 0,05 " 0,2 |
" 10 " 20 |
До 0,05 |
|
До 10 |
|
|
<1> В группу малых городов включаются поселки городского типа. | ||
|
В соответствии с указанным СП предусмотрены особые требования к размещению объектов инженерной инфраструктуры именно крупных и крупнейших городов. Всего в России крупнейших городов - 15, крупных - 23 города.
В соответствии с данными Росстата (численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям, тыс. чел.), установлены категории численности населения:
до |
3000- |
5000- |
10000- |
20000 - |
50000 - |
100000- |
250000 - |
500000 - |
1000000 |
3000 |
4999 |
9999 |
19999 |
49999 |
99999 |
249999 |
499999 |
999999 |
и более |
По мнению заказчика, исходя из приведенных данных видно, что детализирующими показателями являются:
-общее количество исполненных участником закупки договоров по оказанию услуг (выполнению работ) по разработке (актуализации) схем водоснабжения и водоотведения муниципальных образований Российской Федерации с численностью населения более 500 тысяч человек, полностью совпадают с градацией численности населения согласно Росстату, что в совокупности с требованиями законодательства о государственной тайне, обуславливает выбранные категории для оценки по показателю опыт и расширяет возможности участников по демонстрации своего опыта.
Указом президента от 30.11.1995 N 1203 утвержден перечень сведений, раскрывающих схемы водоснабжения городов с населением более 200 тыс. человек, расположение головных сооружений водопровода или водовода, их питающих. Данные сведения отнесены к государственной тайне.
В соответствии с Законом РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно".
Согласно пункту 5.2.5 приложения к приказу Минэкономразвития России от 19.10.2018 N 4с/МО сведения, раскрывающие схемы водоснабжения городов с населением 500 тысяч человек и более, а также расположение всего комплекса головных сооружений водопроводов или водоводов, их питающих, имеют гриф секретности - "совершенно секретно".
Заказчик отметил, что для городов с численностью населения 500 тысяч человек и выше, устанавливаются особые требования к выполнению работ со схемами водоснабжения, содержащими сведения, составляющие государственную тайну, в том числе:
-наличие лицензии ФСБ России на оказание услуг, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, со степенью секретности сведений "совершенно секретно";
При этом, Комиссия отмечает, что требование о наличии в составе заявки лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, степень секретности разрешенных к использованию сведений: "совершенно секретно" или "особой важности", выданной ФСБ России, соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и является основанием допуска участника закупки к участию в электронном конкурсе.
В соответствии с Законом о контрактной системе критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" не является критерием допуска и применяется исключительно для оценки заявок. Отсутствие документов, подтверждающих наличие требуемого опыта, не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и извещения о закупке и не ограничивает число участников закупки.
Представитель заказчика отметил, что заказчик при подготовке информации и документов для осуществления закупки руководствуется не только законодательством о контрактной системе, но и Гражданским кодексом РФ.
В соответствии со статьей 706 Гражданского кодекса РФ генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком, при этом, если иное не предусмотрено законом или договором, заказчик и субподрядчик не вправе предъявлять друг другу требования, связанные с нарушением договоров, заключенных каждым из них с генеральным подрядчиком.
Генеральный подрядчик полностью контролирует, координирует работу субподрядчика, выполняет работу по получению необходимых согласований, передаче сведений, составляющих государственную тайну, несет ответственность перед заказчиком, в том числе за переданные сведения, сдает работу заказчику и участвует в процедуре утверждения схемы.
Законодательство о государственной тайне серьезно ограничивает возможность распространения и передачи сведений, составляющих государственную тайну.
В соответствии со статьей 17 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 настоящего Закона находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ.
При этом заключается договор на проведение совместных и других работ, предусматриваются взаимные обязательства сторон по обеспечению сохранности сведений, составляющих государственную тайну, как в процессе проведения работ, так и по их завершении, а также условия финансирования работ (услуг) по защите сведений, составляющих государственную тайну.
В соответствии со статьей 16 Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" заказчик обязан создать условия, обеспечивающие защиту этих сведений, а руководитель заказчика несет персональную ответственность за несоблюдение установленных ограничений по ознакомлению со сведениями, составляющими государственную тайну.
Учитывая обусловленную Законом РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" ответственность, заказчик не может отвечать за действия субподрядчика, следовательно, ввиду значительных ограничений по передаче работ на субподряд, исполнитель должен обладать собственными ресурсами для выполнения сопоставимых работ.
При этом, заказчик, определяя опыт оказания услуг/выполнения работ сопоставимый с предметом контракта, учитывал объемы, а так же трудозатратность выполнения работ, связанных с разработкой схем ВСиВО для города Красноярска и степень секретности сведений.
Таким образом, Комиссия установила, что требование о предоставлении участником закупки контрактов/договоров по разработке (актуализации) схем ВСиВО муниципальных образований Российской Федерации с численностью населения более 500 тысяч человек, не является дублирующим, поскольку требование к специальной правоспособности участников закупки носит обязательный характер и регламентировано законодательством о лицензировании, о государственной тайне, тогда как контракты и договоры, предоставляемые участником в рамках показателя оценки, позволяют комиссии оценить опыт участника конкурса по выполнению работ, оказанию услуг, сопоставимых с предметом контракта, заключаемого по результатам закупки.
Комиссия так же отмечает, что наличие лицензии не подтверждает наличие опыта исполнения контракта, предусматривающего выполнение работы со сведениями, имеющими соответствующий гриф секретности. Актуализация схем для поселений разных групп требует от подрядчика не равное количество ресурсов, необходимых для актуализации, и как следствие, подрядчик должен иметь опыт управления такими ресурсами, а именно в том объеме, в котором необходим для выполнения закупаемых работ.
То есть заключение контракта с подрядчиком, который не имеет опыта работ, сопоставимого по объему, увеличивает риски удовлетворения потребности заказчика с нарушением сроков, или не удовлетворение потребности заказчика в целом.
Ввиду изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что рассматриваемое требование обусловлено необходимостью выявлять лучшие условия исполнения контракта. Что в полной мере отвечает условиям проведения закупочной процедуры в форме конкурса.
С учетом изложенного, Комиссия Красноярского УФАС России не усматривает нарушений законодательства о контрактной системе в действиях заказчика, выраженных в установлении детализирующих показателей оценки с учетом численности населения.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России решила:
признать жалобу ООО "Невская энергетика" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии М.А. Дударева
Члены Комиссии А.А. Кириллова
М.А. Косенко
Исп.Косенко М.А.
тел.(391)2110144
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 16 марта 2023 г. N 024/06/106-662/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.03.2023