Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель Комиссии - М.А. Дударева, заместитель руководителя - начальник аналитического отдела, члены Комиссии - А.А. Кириллова, начальник отдела, А.Н. Пшенникова, ведущий специалист-эксперт (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ИП Мойкиной В.А. (далее - податель жалобы) на действия аукционной комиссии - Агентства государственного заказа Красноярского края (далее - аукционная комиссия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона ЭА-N-2070/23 "Поставка медицинского оборудования для нужд КГБУЗ "КГДБ N 8" (тонометры)" (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке ЭТП Газпромбанк (далее - оператор электронной площадки), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ИП Мойкиной В.А. (далее - податель жалобы) на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона, номер извещения 0119200000123001977.
Существо жалобы: принятие аукционной комиссией необоснованного решения о признании заявки подателя жалобы несоответствующей требованиям извещения электронного аукциона.
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям части 4 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного органа, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, состоявшемся 16.03.2023 года в 10 часов 30 минут, присутствовали представитель уполномоченного органа, представитель ИП Мойкиной В.А. посредством системы видео-конференц связи, заказчик присутствие своего
представителя не обеспечил.
Заказчику, уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
Доводом подателя жалобы являлось неправомерное, по мнению подателя жалобы, решение аукционной комиссии о признании заявки подателя жалобы несоответствующей требованиям извещения о проведении электронного аукциона.
Уполномоченным органом были представлены письменные возражения на доводы жалобы, из которых следует, что решение, принятое аукционной комиссией в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства о контрактной системе.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Поставка медицинского оборудования для нужд КГБУЗ "КГДБ N 8" (тонометры)".
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки: члены комиссии по осуществлению закупок: рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе предусмотрено следующие основания для отклонения заявки: непредставление (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Из протокола подведения итогов электронного аукциона следует, что заявка подателя жалобы была отклонена, в том числе по следующим основаниям: "Содержание заявки участника аукциона не соответствует требованиям, установленным извещением об аукционе: согласно Описания объекта закупки требуется "Диапазон измерения давления (Миллиметр ртутного столба) 0 и
300", участником закупки указано "Диапазон измерения давления (Миллиметр ртутного столба) 20-300", поскольку в соответствии с инструкцией: "Признаком того, что значение должно быть указано в диапазоне является сопровождение значений словом "в диапазоне" или "диапазон" с одновременным применением знака "-" или сочетания знаков "+/-" словом "в диапазоне" или "диапазон" с одновременным применением предлогов "от_ до _", или словом "в диапазоне" или "диапазон" с одновременным применением комбинации знаков ">", "
", "
", "<", в том числе в комбинации с союзом "и". В этом случае необходимо указать два значения (нижней и верхней границы) равные заданному диапазону. (Например, установлено требование "в диапазоне от 20°С до 40°С" участнику необходимо указать "от 20°С до 40°С", установлено требование "Диапазон
5 и
10 Ампер" участнику необходимо указать "Диапазон
5 и
10 Ампер"", что не соответствует требованиям Извещения об аукционе в электронной форме, Требованиям к содержанию и составу заявки, Инструкции по заполнению заявки. Таким образом, заявка участника подлежит отклонению в соответствии с п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона 44-ФЗ".
Комиссия, проанализировав электронный документ, содержащий описание объекта закупки и включенный в состав извещения установила, что заказчику в рамках рассматриваемой закупки требуется к поставке, в том числе товар со следующими характеристиками:
N п/п |
Наименование товара |
Функциональные, технические и качественные характеристики товара |
Ед. изм. |
Кол-во |
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
1 |
Аппарат для измерения артериального давления анероидный механический
26.60.12.120-00000009 |
Обхват манжеты, максимальный (Сантиметр) > 24 и Материал манжеты Нейлон Назначение манжеты Для плеча Диапазон измерения давления (Миллиметр ртутного столба) Обхват манжеты, минимальный (Сантиметр) Стетоскоп Да Предназначен для измерения артериального механический (в комплекте с фонендоскопом), . Температура эксплуатации с полным покрытием диапазона от 0 до 46 °C. Комплектация: тонометр, груша, манжета, мягкий футляр для хранения. Дополнительная комплектация: Комплектация: - анероидный манометр, (наличие) - стетоскоп (стетофонендоскоп) - сумка-чехол - наличие Цена деления шкалы манометра прибора: 2 мм рт.ст. Предельная погрешность измерения давление: _3 мм рт.ст. Манжеты в комплекте, шт: не менее 2. Нагнетание воздуха: ручное с помощью "груши" для нагнетания воздуха |
шт |
68 |
Согласно инструкции по заполнению предложения участника по качественным, техническим характеристикам товара и иным показателям, включенной в состав извещения (далее - Инструкция): "Если в описании объекта закупки значения характеристик (показателей) указаны в сопровождении слова "в диапазоне" и с одновременным применением знака "-" "в диапазоне _ - _" или слова "в диапазоне" и с одновременным применением предлогов "от_ до _" "в диапазоне от _ до_" или слова "в диапазоне" с одновременным применением комбинации знаков ">", "", "
", "<", в том числе в комбинации с союзом "и" "в диапазоне > (
)
< (
)", то необходимо указать два значения (нижней и верхней границы) равные заданному диапазону".
Комиссия, проанализировав заявку подателя жалобы установила, что подателем жалобы были указаны следующие характеристики: "Диапазон измерения давления (Миллиметр ртутного столба) 20-300", что не соответствует требованиям извещения в части указания диапазона, не указана нижняя граница диапазона, равная заданному диапазону.
Ввиду изложенного, Комиссия пришла к выводу, что аукционная комиссия правомерно приняла решение об отклонении заявки подателя жалобы.
В связи с чем довод подателя жалобы является необоснованным.
Согласно второму доводу жалобы относительно признания заявки ООО "Константа Т" соответствующей требованиям извещения Комиссия установила, что участник в заявке указал "Диапазон измерения давления (Миллиметр ртутного столба) 0 и 300", что соответствует описанию объекта закупки и требованиям извещения в связи с чем заявка была признана соответствующей.
Ввиду изложенного, Комиссия пришла к выводу, что аукционная комиссия правомерно приняла решение о соответствии заявки требованиям извещения.
В связи с чем довод подателя жалобы является необоснованным.
Вместе с тем в рамках проведенной внеплановой проверки установлено следующее.
Закон о контрактной системе прямо устанавливает принципы регулируемого законодательства, которые являются его основой, и каждая из его норм, фактически, корреспондирует к какому-либо из принципов, позволяя обеспечить возможность их соблюдения. При этом согласно статьям 6,8,12 Закона о контрактной системе заказчику, в том числе при описании объекта закупки надлежит руководствоваться принципами обеспечения конкуренции и эффективности осуществления закупок. Вместе с тем заказчику надлежит соблюсти баланс: с одной стороны - не допускать факты необоснованного ограничения конкуренции, с другой - исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Действующее законодательство о контрактной системе не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами, спецификой деятельности и обеспечивающие эффективное использование бюджетных средств.
Однако описание объекта закупки должно отражать реальную, обоснованную, объективную потребность заказчика, в том числе для целей:
- закупки заказчиком товаров, которые в полной мере удовлетворят нужду заказчика;
- обеспечения заказчиком исполнения принципа эффективности осуществления закупок;
- не допуска нерационального расходования бюджетных средств заказчиком;
- обеспечения заказчиком исполнения принципа обеспечения конкуренции;
- не допуска необоснованного сокращения заказчиком числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки размещается в ЕИС и должно содержать, в том числе документ, содержащий требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
При этом положения инструкции по заполнению заявки должны обеспечивать возможность достижения вышеуказанных целей, а не приводить к необоснованному отклонению заявок, необоснованному признанию их соответствующими или к заключению контракта на заведомо неисполнимых условиях, что фактически приводит к одному неблагоприятному итогу для заказчика: им нарушаются принципы обеспечения конкуренции и удовлетворение потребности затягивается.
Кроме того, наличие в извещении о закупке пробелов, противоречий, условий, соблюдение которых нарушает иные требования извещения или требования законодательства о контрактной системе либо неоднозначных условий не является допустимым и приводит, в том числе нарушению принципов контрактной системы, установленных статьями 7,8 Закона о контрактной системе.
Комиссия, проанализировав инструкцию по заполнению заявки, установила, что заказчиком устанавливается, как надлежит указывать в заявках значения характеристик (показателей), сопровождающихся словами "в диапазоне". При этом в описании объекта закупки, являющемся приложением к извещению, обжалуемая характеристика сформулирована, как "диапазон измерения давления (миллиметр ртутного столба)".
Как следует из пояснений уполномоченного органа, формулировки "в диапазоне" и "диапазон" являются тождественными. Однако Комиссия отмечает, что из буквального толкования положения инструкции по заполнению заявки и описания объекта закупки указанный вывод однозначно не следует, в том числе учитывая, что не всеми участниками закупки указанное положение было истолковано данным образом.
Ввиду изложенного Комиссия приходит к выводу, что из системного толкования положений описания объекта закупки и инструкции по заполнению заявки не возможно прийти к однозначному выводу об истинной потребности заказчика (о том какими конкретно характеристиками должен обладать требующийся к поставке товар), что нарушает требования пунктов 1, 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Кроме того, Комиссия отмечает, что устанавливая требование к тонометру о возможности измерения давления в диапазоне от 0 до 300 миллиметров ртутного столба, заказчику надлежит быть уверенным, что такие тонометры существуют в свободном обороте на территории Российской Федерации и действительно необходимы заказчику (в том числе надлежит иметь обоснование причин, по которым не будет удовлетворять потребности заказчика и обеспечивать принцип эффективности закупки тонометр, измеряющий давление в диапазоне от 30 до 300 миллиметров ртутного столба).
Ввиду изложенного Комиссия приходит к выводу о нарушении заказчиком требований статьи 42 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение:
1. Признать жалобу ИП Мойкиной В.А. необоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статей 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в извещение о закупке.
4. Аукционной комиссии, заказчику, оператору электронной площадки отменить все протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона.
5. Продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе не менее, чем на 3 дня, начиная со дня выставления измененного извещения о закупке.
6. Передать материалы по жалобе и результатам внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости привлечения к административной ответственности должностного лица заказчика, ответственного за утверждение извещения.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
М.А. Дударева |
|
|
Члены Комиссии |
А.А. Кириллова |
|
А.Н. Пшенникова |
|
|
Исп.Пшенникова А.Н.
тел.(391) 211-01-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 16 марта 2023 г. N 024/06/106-649/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.03.2023