Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель Комиссии - М.А. Дударева, заместитель руководителя - начальник аналитического отдела, члены Комиссии -А.А. Кириллова, начальник отдела, М.А. Грицай, заместитель начальника отдела (далее - Комиссия), на основании решения Арбитражного суда Красноярского края N А33-1508/2022 повторно рассмотрело обращение заказчика - КГБУЗ "Красноярская межрайонная больница N 2" (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений об ООО "Имбиотест" (ИНН 7729468992) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N 1922 от 24.09.2021, заключенного по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Поставка с доставкой реагентов для КГБУЗ "КМБ N2" субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями", номер извещения 0119200000121003182, установила следующее.
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Красноярским УФАС России было принято решение о проведении повторной проверки вышеуказанного обращения заказчика на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).
Указанное уведомление было размещено в ЕИС во вкладке "Внеплановые проверки", а также направлено на адреса электронных почт заказчика и общества. Таким образом, лица, привлеченные к рассмотрению вышеуказанного обращения, считаются надлежащим образом уведомленными о его рассмотрении и о проведении внеплановой проверки.
До начала рассмотрения заказчиком в адрес Красноярского УФАС России было направлено ходатайство о рассмотрении обращения в отсутствии его представителей. Указанное ходатайство было удовлетворено.
В назначенное время ООО "Имбиотест" участие своих представителей не обеспечило.
Рассмотрев обращение и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные заказчиком и содержащиеся в единой информационной системе, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках установила следующее.
В связи с возникшей у заказчика потребностью им были совершены действия по осуществлению закупки путем проведения электронного аукциона "Поставка с доставкой реагентов для КГБУЗ "КМБ N2" субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями".
По результатам проведения электронного аукциона победителем было признано ООО "Имбиотест", с которым заказчиком был заключен контракт от 07.05.2021 N 2021.3603.124.смп, в соответствии с пунктом 1.1 которого поставщик обязуется поставить заказчику реагенты в соответствии со Спецификацией, являющейся неотъемлемой частью контракта (Приложение N 1 к контракту), а заказчик обязуется принять товар и оплатить его в порядке и на условиях контракта, в соответствии с пунктом 3.1 которого поставка товара осуществляется в соответствии со Спецификацией (Приложение 1 к контракту), условиями контракта, требованиями действующего законодательства Российской Федерации. Из материалов обращения следовало, что ООО "Имбиотест" свои обязательства по поставке товара выполнило, однако, заказчик при приемке товара выявил его несоответствие условиям спецификации.
В связи с ненадлежащим исполнением ООО "Имбиотест" своих обязательств по контракту, заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения контракта, 24.09.2021 принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта
Указанное послужило основанием для направления обращения в адрес Красноярского УФАС России с просьбой о внесении сведений об обществе в РНП.
В соответствии с пунктом 1.1 заключенного между сторонами контракта поставщик обязуется поставить заказчику реагенты в соответствии со Спецификацией, являющейся неотъемлемой частью контракта (Приложение N 1 к контракту), а заказчик обязуется принять товар и оплатить его в порядке и на условиях контракта, в соответствии с пунктом 3.1 которого поставка товара осуществляется в соответствии со Спецификацией (Приложение 1 к контракту), условиями контракта, требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Согласно Спецификации (Приложение N 1 к контракту), поставке подлежал следующий товар: набор реагентов и связанных с ними материалов, предназначенный для качественного скрининга кала (фекалий) на скрытую кровь (occult blood) (гемоглобин (haemoglobin)) за короткое время по сравнению со стандартными лабораторными процедурами исследований методом иммунохроматографического анализа; этот метод тест используется в лабораторных анализах/анализах вблизи пациента; количество выполняемых тестов: 25 штук; дополнительные характеристики: набор мембранный иммунотест для селекторного выявления скрытой крови в количестве 40 нг/мл; время проведения анализа 10 минут; состав набора: - иммунохроматографический тест 25 шт; - реагент для разведения образца 25 шт; - пипетка пластиковая для внесения образца 25 шт; в количестве 600 наборов, по цене 444, 20 руб. за единицу, в сумме на 266 520, 00 руб. Указанные характеристики товара были также отражены и в аукционной документации (описание объекта закупки, Приложение N 1 к Информационной карте). Поставщик передал покупателю товар по товарным накладным от 22.06.2021 N 82 и от 02.07.2021 N 83.
Вместе с тем в ходе приемки товара было выявлено несоответствие товара условиям Спецификации в части порога обнаружения (аналитической чувствительности прибора): фактически поставлен товар с порогом обнаружения не менее 50 нг/мл, тогда как Спецификация (Приложение N 1 к контракту) предусматривает 40 нг/мл.
В связи с изложенным 01.07.2021 составлен акт о проведении экспертизы поставленных товаров, по результатам которой комиссией было сделано заключение о несоответствии товара условиям контракта.
В связи с ненадлежащим исполнением ООО "Имбиотест" своих обязательств по контракту, заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения контракта, 24.09.2021 принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, а в последующем обратился в антимонопольный орган с заявлением о внесении общества в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Комиссией установлено, что контракт в пункте 9.3 содержит положение, в соответствии с которым, сторона вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, установленным гражданским законодательством в порядке, предусмотренном частями 8 - 23 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе установлено, что информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе, направляется заказчиками в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в течение пяти рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Комиссия отмечает, что по своей правовой природе рассматриваемый контракт является договором поставки, отношения по которому регулируются Законом о контрактной системе, а также § 3 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В соответствии с частью 2 статьи 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрена обязанность заказчика по отмене не вступившего в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контрактной системе. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что контракт содержит возможность расторжения контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта в случае существенного нарушения контракта одной из сторон.
Вместе с тем, в результате изучения совокупности документов и сведений, представленных к моменту заседания Комиссии от заказчика, Комиссией было установлено отсутствие факта расторжения контракта по соглашению сторон.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта было направлено посредством электронной почты и получено поставщиком 27.09.2021, 27.07.2021 размещено в единой информационной системе в реестре дополнительной информации о закупках, контрактах. Совершение заказчиком процедурных действий подтверждается материалами проверки.
Датой надлежащего уведомления подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта является 27.09.2021 (на момент получения заказчиком информации о получении/не получении обществом решения об одностороннем отказе).
Датой вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта является 07.10.2021.
Заказчик 11.10.2021 в ЕИС разместил информацию о статусе контракта как "Исполнение прекращено". Заказчиком был в полном объеме предоставлен 10 - ти дневный срок на устранение поставщиком причин, послуживших принятию решения заказчиком об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, заказчиком соблюдена процедура расторжения контракта в одностороннем порядке.
Комиссия обращает внимание на то, что при рассмотрении обращения о внесении сведений об ООО "Имбиотест" в реестр недобросовестных поставщиков, оценивался порядок соблюдения условий расторжения контракта во взаимосвязи с фактическим поведением заказчика и подрядчика.
Комиссией было установлено, что обществом был поставлен товар, несоответствующий характеристикам, заявленным в Спецификации в части порога обнаружения (фактически поставлен товар с порогом обнаружения не менее 50 нг/мл вместо 40 нг/мл), что не отвечает требованиям пунктов 1.1, 3.1 контракта от 07.05.2021 N 2021.3603.124.смп.
Согласно пояснениям Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярская межрайонная больница N 2" набор реагентов, являющийся объектом поставки, предназначен для проведения скрининга в целях своевременного обнаружения у пациентов симптомов колоректального рака, заболевания, которое может длительное время протекать в скрытой форме. Выбор диагностического порога определяется целями исследования (скрининг, наблюдение и т.д.), при этом применение диагностического порога в 40 нг/мл имеет большую вероятность выявления небольшой физиологической потери крови в отсутствие явной картины клинической патологии. Пороговое значение в 40 нг/мг позволяет проводить скрининг и диагностику в целях выявления заболевания на ранних стадиях, в скрытой форме, при отсутствии значительных и ярко выраженных симптомов течения заболевания, а также в группах пациентов с высоким и низким риском развития болезни. Кроме того, пороговый предел обнаружения в 40 нг/мл позволяет избежать выдачи ложноотрицательных результатов при наличии у пациента патологии. Таким образом, заказчик, совершая действия по определению поставщика товара путем проведения электронного аукциона, определил для себя оптимальное среднее значение порога определения, удовлетворяющее его потребности в целях скрининга и диагностики заболевания с учетом наличия на рынке тестов с наивысшей чувствительностью с пороговым значением в 30 нг/мл и менее чувствительные системы с пороговым значением в 50 нг/мл.
Заказчиком 05.07.2021 в адрес ООО "Имбиотест" направлено претензионное письмо исх. N 1337 (заказным письмом и по электронной почте), с приложением акта от 01.07.2021 о проведении экспертизы поставленных товаров по контракту, заявлено требование: на основании акта и в соответствии с пунктом 6.6. контракта заменить товар ненадлежащего качества на необходимый товар в течение 10 рабочих дней с момента получения письма.
В ответ на указанное претензионное письмо поставщик направил письмо исх. N 13/21 от 06.07.2021, в соответствии с которым, по мнению общества, условия контракта не нарушены, поставленный набор реагентов полностью соответствует условиям контракта, поскольку поставленный товар является улучшенной версией товара, необходимого заказчику. Однако, надлежащих доказательств того, что реагенты поставленные обществом обладают улучшенными характеристиками, чем те, которые были указаны заказчиком в описании объекта закупки, на рассмотрение Комиссии представлено не было.
Таким образом, Комиссия лишена возможности принять довод общества относительно добросовестности исполнения условий контракта, поскольку отсутствуют надлежащие доказательства указанного факта.
Кроме того 05.08.2021 заказчик направил поставщику требование исх. N 1565, в котором снова подробно пояснил о несоответствии поставленного товара условиям контракта.
Письмом от 09.08.2021 N 34/21 поставщик указал, что действия заказчика являются недобросовестными и направлены на причинение ущерба обществу, попросил подписать товарную накладную, а также расторгнуть контракт по соглашению сторон. 24.09.2021 заказчик направил поставщику решение об одностороннем отказе от исполнения контракта исх. N 1922 (заказным письмом (трек почтового отправления N 66011964002593), а также по электронной почте). 27.09.2021 поставщик направил в адрес учреждения ответ исх. N 78/21 на решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в котором указал на свое несогласие.
Доказательств того, что общество не исполнило обязательства по Контракту по причинам, зависящим от заказчика, либо в связи с обстоятельствами непреодолимой силы представлено не было. Вместе с тем ненадлежащее исполнение обществом обязательств по контракту влекут негативные последствия для медицинского учреждения.
Кроме того, Комиссия учитывает социальную значимость объекта закупки, тот факт, что исполнение обязательств по контракту необходимо для бесперебойного обеспечения медицинской помощи, а также тот факт, что общество не проявило надлежащей осмотрительности и заботливости относительно прав и законных интересов заказчика, не предприняло действий по принятию всех необходимых мер для исполнения предусмотренных контрактом обязанностей, в связи с чем контракт не был исполнен надлежащим образом, что как следствие привело к неэффективному использованию бюджетных средств и срыву закупки.
Комиссия отмечает, что лицо, принимая решение об участии в процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к неудовлетворению нужд заказчика.
На момент рассмотрения обращения у Комиссии отсутствовали доказательства того, что обществом были совершены активные действия по устранению причин, послуживших принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта. При этом доказательств своей добросовестности при исполнении контракта общество Комиссии не представило.
Согласно пункту 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (ред. от 31.10.2022) "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика в реестр, если в результате проведения проверок:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Однако Комиссией не установлено вышеперечисленных обстоятельств, что лишает возможности Комиссию принять решение об отказе во включении информации об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
Кроме того, Комиссия отмечает, что частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации закреплен обязательный для применения на территории Российской Федерации принцип соблюдения законов.
Таким образом, принимая решение об участии в государственной или муниципальной закупке, участники такой закупки (а впоследствии исполнители контрактов) обязаны соблюдать требования законодательства о контрактной системе и должны осознавать, что за несоблюдение таких требований указанное законодательство предусматривает санкции, в том числе заключающиеся во внесении в РНП сведений об уклоняющемся от заключения или исполнения контракта лице. Порядок применения такой санкции закрытым не является (открыто предусмотрен нормами законодательства о контрактной системе) и также предусмотрен законодательством о контрактной системе. Ввиду изложенного лицо, принявшее участие в государственной и муниципальной закупке должно было предвидеть возможность наступления негативных последствий своих действий (бездействия) выразившихся в уклонении от заключения или исполнения (в том числе надлежащим образом) контракта.
При этом факт того, что лицо уклоняется от заключения или исполнения (в том числе надлежащим образом) контракта такому лицу также известен. Изложенное, в случае если такое уклонение не является недобросовестным, обуславливает необходимость осуществления совершения им действий, направленных на установления фактов (если по каким-либо причинам такое лицо не получило официального уведомления): принятия заказчиком решения о признании его уклонившемся от заключения контракта, решения о расторжении контракта в одностороннем порядке, о рассмотрении контрольным органом обращения заказчика о включении сведений РНП. Не совершение таких действий не может свидетельствовать о добросовестности лица и должно быть принято во внимание контрольным органом при принятии решения (при условии, что заказчиком и контрольным органом направлялись соответствующие уведомления, которые не были получены таким лицом по причинам, не зависящим от заказчика и контрольного органа).
Кроме того тот факт, что лицо не осуществляло самостоятельных действий, направленных на устранение негативных последствий своего нарушения требований законодательства о контрактной системе, лишь дополнительно свидетельствует, что такое лицо не готово и не может надлежащим образом осуществлять свою деятельность в рамках законодательства о контрактной системе, поскольку такое законодательство предъявляет к своим субъектам более строгие требования, чем гражданское законодательство.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Красноярского УФАС России решила включить сведения об Обществе с ограниченной ответственностью "Имбиотест" (ИНН 7729468992) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года, с учетом сведений, приведенных в нижеизложенной таблице.
Дата события* |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
07.10.21 |
12.10.21 |
07.10.21 |
0 |
14.03.23 |
20.03.23 |
20.03.23 |
0 |
23.03.23 |
23.03.23 |
0 |
0 |
* дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде Красноярского края в течение трех месяцев с даты принятия в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии |
М.А. Дударева |
Члены Комиссии |
А.А. Кириллова |
|
М.А. Грицай |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 20 марта 2023 г. N 024/10/104-2598/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.03.2023