Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: Солонина К.В. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Члена Комиссии: Силичева М.В. - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Ким Н. - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
в присутствии представителя заказчика - Кравцовой О.М., Атушкиной Л.Р.,
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Сысоева Константина Владимировича (ИНН 232000612178) (далее - Заявитель, ИП) на положения извещения об электронном аукционе размещенного Сахалино-Курильским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству (ИНН 6501179230) (далее - Заказчик) по объекту: "Текущий ремонт административного здания площадью 212,8 кв.м., по адресу: Сахалинская область, Томаринский район, с. Красногорск, ул. Кирова, д.1" (извещение N 0161100004023000011) (далее - аукцион),
УСТАНОВИЛА:
06.03.2023 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба Заявителя на положения извещения, которое, по его мнению, не соответствует положениям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заявитель в своей жалобе приводит следующие доводы:
1. Заказчик не установил требование применительно к включению участника закупки в РНП.
2. Не установлены обязательные дополнительные требований согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Заказчик установил требование к декларированию участниками п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе в недействующей редакции, тем самым оставляя возможность допуска участников попадающих под запрет.
4. Отсутствует требование о декларировании п. 10.1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе "Участник закупки не является иностранным агентом".
5. Заказчик установил незаконное требование к содержанию заявки участника, что нарушает ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе и может привести к отклонению заявки участника.
6. Заказчик установил незаконное требования к содержанию заявки участника, что нарушает ч. 1 и ч. 2 ст. 43 Закона о контрактной системе и может привести к отклонению заявки участника.
Рассмотрение вышеуказанной жалобы назначено на 13.03.2023 в 11 часов 30 минут.
Комиссия Сахалинского УФАС России, заслушав представителей сторон, проанализировав имеющиеся в деле документы, а также информацию, размещенную на сайте Единой информационной системы в сфере закупок, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, установила следующее.
27.02.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Заказчиком размещено извещение о проведении электронного аукциона N0161100004023000011 с начальной ценой контракта 3 292 962,00 руб. Преимущества, требования к участникам: преимущества - не установлены; единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе; ограничения и запреты - не установлены.
Представители Заказчика на заседании Комиссии с доводами жалобы согласились.
1. Согласно ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
В подп. "б" п. 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 (ред. от 31.10.2022) "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571) указано, что в случае если заказчиком не установлено требование, предусмотренное частью 1.1 статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), заказчик обязан установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, включенной в такой реестр в связи с отказом от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введения иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера.
В извещение об аукционе указанное требование не установлено, следовательно, первый довод Заявителя признается обоснованным, а заказчик нарушившим ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
2. Рассмотрев второй довод заявителя, Комиссия признала его обоснованным в виду следующего.
Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации. (п. 3 ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе).
В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования (ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе).
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) (ч.5 ст. 31 Закона о контрактной системе).
В подп. "а" п. 3 Постановления N2571 указано, что положения постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиция 15 (Работы по текущему ремонту зданий, сооружений) приложения (Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд) применяется в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей.
Учитывая, что объектом закупки является текущий ремонт административного здания, а начальная цена контракта составляет 3 292 962,00 рублей, Заказчику следовало установить дополнительное требование о наличии, у участника закупки, опыта выполнения работ.
Таким образом, Заказчик признается нарушившим ч. 4, 5 ст. 31 Закона о контрактной системе.
3. С 28.12.2022 п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе изложен в следующей редакции: Отсутствие обстоятельств, при которых должностное лицо заказчика (руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий), его супруг (супруга), близкий родственник по прямой восходящей или нисходящей линии (отец, мать, дедушка, бабушка, сын, дочь, внук, внучка), полнородный или неполнородный (имеющий общих с должностным лицом заказчика отца или мать) брат (сестра), лицо, усыновленное должностным лицом заказчика, либо усыновитель этого должностного лица заказчика является:
а) физическим лицом (в том числе зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя), являющимся участником закупки;
б) руководителем, единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, учредителем, членом коллегиального органа унитарной организации, являющейся участником закупки;
в) единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, членом коллегиального органа управления, выгодоприобретателем корпоративного юридического лица, являющегося участником закупки. Выгодоприобретателем для целей настоящей статьи является физическое лицо, которое владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества;
Однако требование к декларации установленное в извещении изложено по недействующей редакции Закона о контрактной системе, а именно - "отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц".
Таким образом, третий довод заявителя признается обоснованным, а заказчик нарушившим п. 9 ч. 1 ст. 31, ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
4. Кроме того в извещении отсутствует требование к декларированию по п. 10.1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе - "участник закупки не является иностранным агентом".
Следовательно, четвертый довод заявителя признается обоснованным, а заказчик нарушившим п. 10.1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
5. Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона (ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе).
В ч. 2 ст. 49 Закона о контрактной системе указано, что участники закупки, подавшие в соответствии с настоящим Федеральным законом заявки на участие в закупке, вправе в течение процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) подать с использованием электронной площадки ценовые предложения, предусматривающие снижение (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи) начальной (максимальной) цены контракта либо начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона).
В п. 3 Требований к содержанию и составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению указано, что заявка на участие в электронном аукционе должна содержать - "Предложение участника закупки о цене контракта".
Однако участник не может в заявке указать предложение о цене контракта, поскольку закупка проводится в форме аукциона, а не конкурса или запроса котировок. Заявка подается до проведения процедуры аукциона.
Таким образом, требование о предоставлении в составе заявки на участие в электронном аукционе предложения участника закупки о цене контракта является незаконным и нарушающим положения ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе.
6. В Требованиях к содержанию и составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению, заявка на участие в электронном аукционе должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки: - характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ, товарный знак (при наличии у товара товарного знака) - ТРЕБУЕТСЯ;
- наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира - ТРЕБУЕТСЯ.
В подп. "а", "б" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе указано, что заявка на участие в закупке для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
- с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
- наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 настоящей статьи;
В п. 1 ч. 2 ст. 43 Закона о контрактной системе указано, что при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 настоящей статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 настоящей статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком;
В данной закупке не предусмотрена поставка Заказчику товаров, принимаемых им на баланс по акту приемки.
Следовательно, шестой довод Заявителя признается обоснованным, а Заказчик нарушившим ч. 1 и ч. 2 ст.43 Закона о контрактной системе.
Учитывая характер допущенных нарушений и руководствуясь ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссией принято решение выдать обязательное для исполнения предписание.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Сысоева Константина Владимировича (ИНН 232000612178) на положения извещения об электронном аукционе размещенного Сахалино-Курильским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству (ИНН 6501179230) по объекту: "Текущий ремонт административного здания площадью 212,8 кв.м., по адресу: Сахалинская область, Томаринский район, с. Красногорск, ул. Кирова, д.1" (извещение N 0161100004023000011) - обоснованной.
2. Признать Заказчика - Сахалино-Курильское территориальное управлением Федерального агентства по рыболовству нарушившим положения ч. 1.1 ст. 31, ч. 4, 5 ст. 31, п. 9 ч. 1 ст. 31, ч. 6 ст. 31, п. 10.1 ч. 1 ст. 31, ч. 1 ст. 49, ч. 1 и ч. 2 ст.43 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать обязательное для исполнения предписание.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: |
К.В. Солонин |
Члены Комиссии: |
М.В. Силичев |
|
Н. Ким |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 13 марта 2023 г. N 065/06/106-144/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.03.2023