Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере контроля закупок в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля закупок;
членов Комиссии:
Бедаревой О.Е. - главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти;
Соколовой Е.С. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
с участием представителей:
от заказчика - Муниципального бюджетного учреждения города Бийска "Бийскавтодор", не явились, извещены;
от ИП Васильева Романа Евгеньевича - представители не явились, извещены,
рассмотрев обращение заказчика - Муниципального бюджетного учреждения города Бийска "Бийскавтодор" о включении сведений об ИП Васильеве Романе Евгеньевиче в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта N Ф.2023.0009 от 17.01.2023 г. на оказание услуг по вывозу снега с автомобильных дорог общего пользования г. Бийска по результатам закупки N 0317600001122000062 согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение заказчика - Муниципального бюджетного учреждения города Бийска "Бийскавтодор" о включении сведений об ИП Васильеве Романе Евгеньевиче в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта N Ф.2023.0009 от 17.01.2023 г. на оказание услуг по вывозу снега с автомобильных дорог общего пользования г. Бийска по результатам закупки N 0317600001122000062.
Согласно представленному обращению заказчика 14.02.2023 г. протоколом о признании участником уклонившимся от заключения контракта ИП Васильев Роман Евгеньевич на основании ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе был признан уклонившимся, в связи с уклонением от исполнения контракта N Ф.2023.0009 от 17.01.2023 г. на оказание услуг по вывозу снега с автомобильных дорог общего пользования г. Бийска, а именно: в адрес подрядчика неоднократно направлялись заявки на предоставление автотранспорта в количестве 6 штук для уборки и перевозки снега, с указанием конкретного времени исполнения заявки. Однако заявки заказчика исполнены не были. 31.01.2023 г. в адрес подрядчика направлена претензия, ответ на которую от подрядчика не последовал.
Изучив представленные документы, Комиссия УФАС по Алтайскому краю в сфере контроля закупок пришла к следующим выводам.
17.01.2023 г. между заказчиком и ИП Васильевым Романом Евгеньевичем по результатам закупки N 0317600001122000062 был заключен контракт N Ф.2023.0009 на предоставление услуг по вывозу снега с автомобильных дорог общего пользования г. Бийска.
Согласно п. 1.1., п. 1.2. контракта исполнитель обязуется собственными силами своевременно оказать на условиях Контракта услуги по погрузке снега с автомобильных дорог общего пользования г. Бийска (далее - "услуга"), а Заказчик обязуется принять и оплатить их.
Состав и объем услуги определяется Приложением N 1 (Описание объекта закупки).
В соответствии с п. 4.2 контракта услуга должна быть оказана с момента заключения и по 31.03.2023 г., круглосуточно по заявке Заказчика.
Исходя из имеющихся в материалах дела документов следует, что 17.01.2023 г., 25.01.2023 г., 26.01.2023 г., 27.01.2023 г. заказчиком были сделаны заявки об исполнении контракта.
Однако, вышеуказанные заявки подрядчиком не исполнены.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, заказчиком 14.02.2023 г. в протоколе признания участника уклонившимся от заключения контракта ИП Васильев Роман Евгеньевич был признан уклонившимся от заключения контракта на основании ст. 309, ст. 310 ГК РФ, ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе, в связи с чем заказчик обратился в УФАС по Алтайскому краю для включения сведений об ИП Васильеве Романе Евгеньевиче в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
При этом, принимая решение об одностороннем отказе (явствует из содержания протокола от 14.02.2023 г.) в форме протокола о признании участника уклонившимся от заключения контракта на основании ст. 309, ст. 310 ГК РФ, ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе и формируя обращение в антимонопольный орган в электронной форме (в строке "тип обращения" заказчик указывает на - расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) заказчик добросовестно заблуждается и фактически принимает решение об одностороннем отказе не содержащее надлежащего обоснования принятого решения в соответствии с положениями ГК РФ.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства (принятие решение не содержащего надлежащего обоснования в соответствии с ГК РФ) заказчиком ущемлены права подрядчика на возможность ознакомления, оспаривания решения об одностороннем отказе в соответствии с требованиями ГК РФ, а также возможности устранить обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения об одностороннем отказе.
В соответствии с пп. а) п. 15 Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
На момент рассмотрения обращения представители заказчика к видеоконференцсвязи не подключились, не обеспечили явку в заседание комиссии, а также не представили документов, свидетельствующих о неисполнении обязательств по контракту.
Таким образом, на дату рассмотрения обращения заказчика Комиссия УФАС по Алтайскому краю находит недостаточными доказательства существенного нарушения подрядчиком условий контракта (в частности отсутствие надлежащего обоснования принятия решения в соответствии с требованиями ГК РФ, неисполнение условий контракта только по вине подрядчика).
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Комиссия полагает, что размещение сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения закупки от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, о добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Рассмотрев представленные документы и сведения, учитывая ущемление прав подрядчика и как следствие недостаточность доказательств существенного нарушения поставщиком условий контракта, Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
не включать в реестр недобросовестных поставщиков сведения об ИП Васильеве Романе Евгеньевиче.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_________________________ |
О.Е. Бедарева |
|
_________________________ |
Е.С. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 20 марта 2023 г. N РНП-22-63/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.03.2023