21 марта 2023 г. |
г. Омск |
В соответствии с приказом Омского УФАС России от 17.03.2023 N 92/23 и подпунктом "б" пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576, Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_"- начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
"_" - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
"_" - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
по результатам проведения внеплановой проверки (без заседания комиссии) соблюдения Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Ульяновский институт гражданской авиации имени главного маршала авиации Б.П. Бугаева" в лице филиала - Омского летно-технического колледжа гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского (далее - заказчик, учреждение, филиал, единая комиссия) требований Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупок "Продукты питания (свежие фрукты)" (извещение N 0352100007421000221), "Продукты питания (мучное кондитерское изделие в глазури)" (извещение N 0352100007421000219) (далее - электронный аукцион, аукцион)
У С Т А Н О В И Л А:
1. 17.12.2021 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0352100007421000221 и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 2 552 863,50 руб.
28.12.2021 размещен протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, согласно которому на участие в закупке было подано 8 заявок, все участники допущены к участию в электронном аукционе.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 29.12.2021 в процедуре проведения электронного аукциона приняли участие три участника закупки, наименьшее ценовое предложение (1 672 125,42 руб.) сделано участником закупки с идентификационным номером заявка 127, при этом снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 34,5%.
Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 30.12.2021 заявки всех участников признаны соответствующими требованиям документации об электронном аукционе. Победителем признан участник с идентификационным номером заявки 127 (ИП "_") с ценой контракта 1672125,42 руб.
17.01.2022 между заказчиком и ИП "_" заключен контракт N 221.
2. 16.12.2021 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0352100007421000219 и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 1 352 026,90 руб.
27.12.2021 размещен протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, согласно которому на участие в закупке было подано 2 заявки, все участники допущены к участию в электронном аукционе.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 28.12.2021 в процедуре проведения электронного аукциона принял участие один участник закупки, ценовое предложение (1345266,77 руб.) сделано участником закупки с идентификационным номером заявка 177, при этом снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 0,5%.
Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 29.12.2021 заявка единственного участника признана соответствующей требованиям документации об электронном аукционе. Контракт решено заключить с участником закупки с идентификационным номером заявки 177 (ИП "_") с ценой контракта 1345266,77 руб.
17.01.2022 между заказчиком и ИП "_" заключен контракт N 219.
3. В результате проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
3.1. Частью 1 статьи 1 Федерального закона о контрактной системе установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (далее - нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок) (часть 2 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе).
По определению (пункт 3 части 1 статьи 3 Федерального закона о контрактной системе), закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
В свою очередь, определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта (пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона о контрактной системе).
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
При этом частью 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является эффективность использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Таким образом, заказчики (уполномоченные органы, уполномоченные учреждения) их единые (аукционные) комиссии должны исходить из целей максимального удовлетворения, как потребностей заказчика, в том числе потребности в качественном товаре, так и результатов расходования бюджетных средств с момента размещения извещения о закупке до исполнения обязательств по контракту.
В силу частей 1 и 4 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Согласно пункту 10 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе (в редакции, действующей на момент осуществления закупки) заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе (в редакции, действующей на момент осуществления закупки) документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частями 2, 3, пунктом 6 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе (в редакции, действующей на момент осуществления закупки) установлено, что заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
Первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
При этом в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3, 5, 8.2 настоящей статьи, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения (часть 6.1 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе (в редакции, действующей на момент осуществления закупки)).
В соответствии с частями 1, 2 и 6 статьи 69 Федерального закона (в редакции, действующей на момент осуществления закупки) установлено, что аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
Заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Из совокупности приведенных норм следует, что единые (аукционные) комиссии заказчиков, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, действуя разумно и добросовестно, обязаны проверять достоверность информации, предоставляемой участниками закупок. Данные действия являются разумными мерами, обеспечивающими предоставление качественной продукции (работы, услуги) для нужд заказчика и не противоречат действующему законодательству (данная позиция согласуется с судебной практикой по делам N А75-10530/2014, N А75-10026/2015, N А75-10269/2015, N А75-13421/2015, N А75-3746/2016, N А74-16013/2017, N А46-15281/2019).
Более того, с учетом установления условий допуска в рамках части 4 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе, по мнению Комиссии, в целях обоснованности их применения вышеприведенные лица обязаны совершать перечень действий, способствующий недопущению необоснованного снижения цены контракта, нарушения прав и законных интересов победителя определения поставщика.
Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Зарегистрировано в Минюсте России 24.10.2018 N 52516) (далее - Приказ Минфина N 126н).
Объектом закупки (извещение N 0352100007421000221) являлась поставка фруктов.
Учитывая, что закупаемый товар включен в перечень товаров, утвержденный Приказом Минфина N 126н (далее - Приложение), извещением о проведении электронного аукциона и документацией об электронном аукционе были установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или групп иностранных государств.
Подпунктом 1.1 Приказа Минфина N 126н (в редакции, действующей на момент осуществления закупки) установлено, что при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений преимущества в отношении цены контракта в размере 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1, в размере 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), в соответствии с подпунктами 1.2 и 1.3 пункта 1 настоящего приказа предоставляются участникам закупки, заявки (окончательные предложения) которых признаны соответствующими требованиям документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок и содержат исключительно предложения о поставке товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза.
В соответствии с подпунктом 1.3 Приказа N Минфина 126н (в редакции, действующей на момент осуществления закупки) при проведении аукциона контракт заключается по цене:
а) сниженной на 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1, сниженной на 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза);
б) предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза.
В соответствии с подпунктом 1.6 Приказа N Минфина 126н подтверждением страны происхождения товаров, указанных в Приложениях, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Федеральным законом наименования страны происхождения товара.
По результатам проверки заявок, представленных оператором электронной площадки АО "Сбербанк-АСТ" (вх. N 2450-ЭП/23 от 20.03.2023), участником закупки с идентификационным номером заявки 127 к поставке был предложен товар: Бананы, Апельсины, Яблоки, Лимоны с декларированием страны происхождения товара - Россия.
В рамках проведения внеплановой проверки Омским УФАС России у заказчика истребованы (исх. N ТШ/1773/23 от 17.03.2023) письменные объяснения в части признания заявки ИП "_" соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки (извещение N 0352100007421000221) с учетом того, что данным участником закупки продекларирована страна происхождения предложенного к поставке товара - Российская Федерация, а также информацию о мерах, предпринятых заказчиком в целях проверки достоверности сведений, содержащихся в заявке (с приложением подтверждающих документов), сведения о наличии на территории Российской Федерации производства фруктов (бананы, апельсины, лимоны, яблоки) в заявленном участником закупки объеме (при наличии).
В ответ на указанный запрос заказчиком представлены объяснения (вх. N 2499/23 от 20.03.2023), согласно которым в обязанности единой комиссии, по мнению заказчика, не входят действия по проверке достоверности сведений, задекларированных участником закупки.
Данный вывод, по мнению Комиссии, основан на неверном толковании положений Федерального закона о контрактной системе и не соответствует вышеприведенным требованиям.
Заказчиком также отмечено, что у него отсутствуют сведения о наличии на территории Российской Федерации производства фруктов.
Омским УФАС России также были истребованы (исх. N ТШ/1773/23 от 17.03.2023) у ИП "_" доказательства происхождения (производства) фруктов (бананы, апельсины, лимоны, яблоки), предложенных к поставке в рамках закупки (извещение N 0352100007421000221), на территории Российской Федерации.
Ответ на указанный запрос в адрес Омского УФАС России не поступил.
Вместе с тем Комиссия отмечает следующее.
То обстоятельство, что бананы, пригодные в пищу в промышленных масштабах в связи с природно-климатическими условиями на территории Российской Федерации не произрастают и не производятся, является общеизвестным.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Согласно частям 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" к общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Информация, размещаемая ее обладателями в сети "Интернет" в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного ее использования, является общедоступной информацией, размещаемой в форме открытых данных.
Как установлено Комиссией, по данным Большой Российской энциклопедии (https://bigenc.ru/c/banan-7bb3ef), в РФ на Черноморском побережье Кавказа выращивают карликовый Банан японский, или декоративный (Мusa basjoo), плоды которого несъедобны.
Согласно Аналитическому отчету агентства DISCOVERY RESEARCH GROUP "Анализ рынка бананов в России" (https://drgroup.ru/components/com_jshopping/files/demo_products/Demo._An aliz-rynka-bananov-v-Rossii.PDF) в России не выращиваются бананы из-за не подходящих климатических условий (глава 3 аналитического отчета).
Также необходимо отметить, что согласно описанию объекта закупки заказчиком предъявлено требование к бананам - "Товарный класс - Экстра".
Постановлением Госстандарта России от 11.05.2000 N 133-ст утвержден и введен в действие ГОСТ Р 51603-2000. Государственный стандарт Российской Федерации. Бананы свежие. Технические условия (далее - ГОСТ Р 51603-2000, ГОСТ).
В разделе 1 "Область применения" ГОСТ указано, что настоящий стандарт распространяется на свежие бананы рода Musa, группы AAA (перечень основных помологических сортов - по Приложению В), импортируемые (далее - бананы), предназначенные после дозаривания для реализации в свежем виде.
Пунктом 4.1 ГОСТ определено, что бананы в зависимости от качества подразделяют на три класса: экстра, первый, второй.
Таким образом, требование о классе бананов в соответствии с приведенным стандартом применяется именно к импортируемым бананам.
В части достоверности декларации о стране происхождения апельсинов, Комиссия отмечает, что в материалах дела имеется ответ Управления Россельхознадзора по Омской области (вх. N 1407 от 12.02.2021), согласно которому основными странами поставщиками апельсинов в Российскую Федерацию являются Египет, Аргентина, Марокко, Турция. В 2020-2021 гг. вышеуказанная подкарантинная продукция происхождением Российская Федерация в Омскую область не поступала.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к однозначному выводу о том, что участниками закупки, предложившими к поставке, как минимум, бананы и апельсины со страной происхождения Россия, представлена недостоверная информация о товаре.
Таким образом, участника закупки с идентификационным номером заявки 127 (ИП "_") следовало отстранить от участия в электронном аукционе в связи с предоставлением недостоверной информации, однако заказчиком требование части 6.1 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе не было исполнено.
Доказательств невозможности исполнения требований законодательства заказчиком в материалы дела не представлено.
Указанные действия (бездействие) заказчика, его единой комиссии по осуществлению закупок на момент осуществления закупки не соответствовали части 6.1 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе.
Аналогичное нарушение Комиссией установлено при признании единой комиссией заказчика заявки с идентификационным номером 201 соответствующей требованиям документации об электронном аукционе.
3.2. В соответствии с частями 9 и 10 статьи 37 Федерального закона о контрактной системе (в редакции, действующей на момент осуществления закупки) если предметом контракта, для заключения которого проводится конкурс или аукцион, является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), участник закупки, предложивший цену контракта, сумму цен единиц товара на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, наряду с требованиями, предусмотренными настоящей статьей, обязан представить заказчику обоснование предлагаемых цены контракта, суммы цен единиц товара, которое может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара (за исключением случая, если количество поставляемых товаров невозможно определить), документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемым цене, сумме цен единиц товара.
Обоснование, указанное в части 9 настоящей статьи, представляется:
1) участником закупки, предложившим цену контракта, сумму цен единиц товара на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, в составе заявки на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе, закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе. В случае невыполнения таким участником данного требования или признания комиссией по осуществлению закупок предложенных цены контракта, суммы цен единиц товара необоснованными заявка такого участника отклоняется. Указанное решение комиссии по осуществлению закупок фиксируется в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе;
2) участником закупки, с которым заключается контракт, при направлении заказчику подписанного проекта контракта при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, аукциона. В случае невыполнения таким участником данного требования он признается уклонившимся от заключения контракта. При признании комиссией по осуществлению закупок предложенных цены контракта, суммы цен единиц товара необоснованными контракт с таким участником не заключается и право заключения контракта переходит к участнику закупки, который предложил такие же, как и победитель этого конкурса или аукциона, цену контракта, сумму цен единиц товара или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем этого конкурса или аукциона. В этих случаях решение комиссии по осуществлению закупок оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.
Комиссией установлено, что при подписании проекта контракта (извещение N 0352100007421000221) в рамках статьи 83.2 Федерального закона о контрактной системе (в редакции, действующей на момент осуществления закупки) победителем закупки не было представлено обоснование предлагаемой цены контракта, предусмотренное частью 9 статьи 37 Федерального закона о контрактной системе.
Вместе с тем в материалы дела заказчиком представлено (вх. N 2536-ЭП/23 от 21.03.2023) письмо ИП "_", которым победитель закупки лично декларирует наличие предлагаемого к поставке товара, указанного в спецификации к контракту (письмо содержит отметку заказчика вх. N 2 от 12.01.2022).
Учитывая, что обществом была предложена цена контракта в размере 1 672 125,42 руб., со снижением начальной (максимальной) цены контракта на 34,5 %, с учетом особенностей предмета контракта - поставка продуктов для нужд учреждения образования, Комиссия приходит к выводу, что в соответствии с требованиями Федерального закона о контрактной системе победитель закупки должен был представить не просто личную декларацию о наличии товара, а обоснование предлагаемой цены с приложением подтверждающих документов: гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара, документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене.
Комиссия отмечает, что представленный победителем закупки документ исходит не от самого предпринимателя, не содержит каких-либо расчетов, подтверждающих возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене и не подкреплен документами, подтверждающими наличие товара у участника закупки. Кроме того, из его содержания данного письма не представляется возможным сделать вывод об основаниях демпингового снижения.
Таким образом, Комиссия полагает, что представленное победителем закупки письмо не является достаточным документальным подтверждением обоснования предлагаемой им цены контракта, как того требует действующее законодательство, в связи с чем заказчик в силу требований пункта 2 части 10 статьи 37 Федерального закона о контрактной системе обязан был признать такого участника закупки уклонившимся от заключения контракта.
Вместе с тем заказчиком в нарушение вышеприведенных требований Федерального закона о контрактной системе 17.01.2022 заключен контракт с ИП "_".
Изложенные выводы соответствуют судебной практике по делам N А83-8514/2021, N А73-686/2018.
3.3. Статьей 7 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе (в редакции, действующей на момент осуществления закупки) контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Согласно пункту 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе (в редакции, действующей на момент осуществления закупки) заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги, а также начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата поставки товара, выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества товара, поставка которого будет осуществлена в ходе исполнения контракта, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта, указанного в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги (пункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе (в редакции, действующей на момент осуществления закупки)).
Частью 4 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе (в редакции, действующей на момент осуществления закупки) к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В нарушение статьи 7, пункта 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе (в редакции, действующей на момент осуществления закупки) извещение о проведении электронного аукциона (извещение N 0352100007421000219), сформированное программно-аппаратными средствами, не содержит описания объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Федерального закона о контрактной системе.
Также Комиссия отмечает, что проект контракта, размещенный в составе документации об электронном аукционе содержит Техническое задание (Приложение N 2 к контракту), в котором указаны конкретные характеристики товара, что противоречит разделу II "Наименование и описание объекта закупки", где предусмотрены минимальные значения показателей.
Поскольку на основании части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, Комиссией принято решение материалы настоящего дела для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России не передавать.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. При определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (извещение N 0352100007421000221), федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Ульяновский институт гражданской авиации имени главного маршала авиации Б.П. Бугаева" в лице филиала - Омского летно-технического колледжа гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского были допущены нарушения части 10 статьи 37, части 6.1 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе (в редакции, действующей на момент осуществления закупки)
Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выдавать не выдавать в связи с заключением контракта.
2. При определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (извещение N 0352100007421000219), федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Ульяновский институт гражданской авиации имени главного маршала авиации Б.П. Бугаева" в лице филиала - Омского летно-технического колледжа гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского были допущены нарушения статьи 7, пункта 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе (в редакции, действующей на момент осуществления закупки)
Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выдавать не выдавать в связи с заключением контракта.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии: |
"_" |
|
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 22 марта 2023 г. N 055/10/99-304/2023 (ключевые темы: участники закупок - документация об электронном аукционе - контрактная система в сфере закупок - товар. работа. услуга. - заявка на участие в электронном аукционе)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.03.2023