Резолютивная часть решения оглашена 22 марта 2023 года
Решение изготовлено в полном объеме 22 марта 2023 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 10.02.2023 N9 в составе:
<_>
в присутствии представителей от:
заказчика - Казенного учреждения Чувашской Республики "Центр занятости населения" Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики - <_>, представителя по доверенности,
уполномоченного учреждения - Казенного учреждения Чувашской Республики "Региональный центр закупок Чувашской Республики" - <_>, представителя по доверенности,
в отсутствие представителя от заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения обращения,
рассмотрев путем видео-конференц-связи жалобу ООО "АССОЦИАЦИЯ ЭКСПЕРТОВ" на действия заказчика - Казенного учреждения Чувашской Республики "Центр занятости населения" Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики (далее -Заказчик) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию граждан зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, безработных граждан по профессии (специальности) "Организация малого и среднего бизнеса (повышение квалификации)" (изв. N 0815500000523001645) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России 15.03.2023 поступила жалоба ООО "АССОЦИАЦИЯ ЭКСПЕРТОВ" на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона на оказание услуг по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию граждан зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, безработных граждан по профессии (специальности) "Организация малого и среднего бизнеса (повышение квалификации)" (изв. N 0815500000523001645) (далее - открытый конкурс в электронной форме электронный аукцион)
Заявитель указывает, что заявка была отклонена на основании не соответствия п. 3 ч. 12 ст. 48 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, в нарушение пп. "н" п. 1 Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке участник закупки не предста
вил сведения, установленные в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. No 44-ФЗ, а именно: - участник в своей заявке не представил документы, подтверждающие соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки), что противоречит ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 27.12.2019" N 478-ФЗ и вступившего в силу с 1 января 2021 года, лицензии, выданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подтверждают наличие у лицензиата лицензии на день вступления в силу настоящего Федерального закона. При этом, согласно ч. 4 ст. 9 Закона о лицензировании, лицензия действует бессрочно.
Отклонение заявки на основании указанных комиссией уполномоченного учреждения в протоколе нарушают запрет на совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок ч. 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Представители заказчика и уполномоченного учреждения с доводом жалобы не согласились, считают свои действия законными и полностью соответствующими действующему законодательству.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
03.03.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N0815500000523001645 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию граждан зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, безработных граждан по профессии (специальности) "Организация малого и среднего бизнеса (повышение квалификации)", с начальной (максимальной) ценой контракта 432 000,00 руб. Одновременно на официальном сайте размещено извещение об электронном аукционе с описанием объекта закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Из части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе следует, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
В силу подпункта а) пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Комиссия по осуществлению закупки рассмотрела заявки на участие в аукционе и документы, направленные заказчику, в части соответствия их требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки.
В соответствии с пунктом 1 части статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Требования о лицензировании устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании).
Пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Во исполнение указанных норм законодательства, заказчиком в п.п. 2 п. 2 требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Приложение N3 к извещению) определено, что участник закупки обязан предоставить документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, а именно:
Выписка из реестра лицензий, содержащая сведения о лицензии на осуществления образовательной деятельности по программам профессионального обучения и/или дополнительного профессионального образования с приложениями, по форме утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 N 2343 с приложениями (при наличии).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0815500000523001645 заявка участника с идентификационным номером 113725885 отклонена в соответствии с п. 3 ч. 12 ст. 48 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, в нарушение пп. "н" п. 1 Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке участник закупки не представил сведения, установленные в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. 44-03, а именно: - участник в своей заявке не представил документы, подтверждающие соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: - Выписка из реестра лицензий, содержащая сведения о лицензии на осуществления образовательной деятельности по программам профессионального обучения и/или дополнительного профессионального образования с приложениями, по форме утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 N 2343 с приложениями (при наличии).
Федеральный закон от 27.12.2019 N 478-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон от 27.12.2019 N 478-ФЗ), вступивший в силу с 01.01.2021, отменил выдачу бланков лицензий и ввел реестровую модель лицензирования.
Согласно части 8 статьи 21 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" сведения о конкретной лицензии также по выбору заявителя передаются ему непосредственно, направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, лицензирующим органом или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг, если соответствующая услуга предоставляется через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, в виде выписки из реестра лицензий, либо копии акта лицензирующего органа о принятом решении, либо справки об отсутствии запрашиваемых сведений, которая выдается в случае отсутствия в реестре лицензий сведений о лицензиях или при невозможности определения конкретного лицензиата в срок, не превышающий трех рабочих дней с момента получения заявления о предоставлении таких сведений. Форма и способ получения сведений о конкретной лицензии указываются заявителем в заявлении о предоставлении таких сведений. Форма указанного заявления утверждается лицензирующим органом.
С учетом внесенных с 01.01.2021 в Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (часть 3 статьи 10, части 3, 5, 5.1, 5.2 статьи 14, часть 20 статьи 18) изменений лицензирующие органы перестали выдавать бланки лицензий. Разрешение на ведение лицензируемой деятельности подтверждается записями в реестрах. Лицензирующий орган с 01.01.2021 предоставляет заявителям выписку на бумажном носителе или в электронном виде.
Кроме того, статьей 13 Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ установлено следующее:
"1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2021 года.
2. Записи в реестрах лицензий, внесенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с законодательными актами Российской Федерации, измененными настоящим Федеральным законом, до 1 января 2022 года.
3. Лицензии, выданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подтверждают наличие у лицензиата лицензии на день вступления в силу настоящего Федерального закона".
Таким образом, согласно части 3 статьи 13 Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ, лицензии, выданные до 01.01.2021, подтверждают наличие у лицензиата лицензии на дату - 01.01.2021. Следовательно, после 1 января 2021 подтверждением наличия лицензий, выданных до 1 января 2021, является запись в реестре лицензий.
Аналогичная позиция изложена в письме Минэкономразвития России от 23.04.2021 N Д24и-12191, из содержания которого следует, что с 1 января 2021 бумажная лицензия не подтверждает наличие у лицензиата лицензии, подтверждением наличия лицензии является запись в реестре лицензий.
С учетом изложенного, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу, что общество с ограниченной ответственностью "АССОЦИАЦИЯ ЭКСПЕРТОВ", то есть участник, не представил документы, подтверждающие соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Следовательно, действия комиссии заказчика по отклонению заявки ООО "АССОЦИАЦИЯ ЭКСПЕРТОВ" не противоречат требованиям законодательства.
В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
С учетом установленных обстоятельств, Комиссия Чувашского УФАС России признает жалобу ООО "АССОЦИАЦИЯ ЭКСПЕРТОВ" необоснованной.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "АССОЦИАЦИЯ ЭКСПЕРТОВ" на действия заказчика - Казенного учреждения Чувашской Республики "Центр занятости населения" Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики при проведении электронного аукциона на оказание услуг по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию граждан зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, безработных граждан по профессии (специальности) "Организация малого и среднего бизнеса (повышение квалификации)" (изв. N 0815500000523001645) необоснованной.
<_>
Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 22 марта 2023 г. N 021/06/49-196/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.03.2023