Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
в присутствии представителей:
от заказчика - КГБНУК "Хабаровский краевой музей имени Н.И. Гродекова" - _
от ООО "Интробин" - уведомлено о дате, времени и месте рассмотрения дела, участие представителей в заседании комиссии не обеспечило,
рассмотрев жалобу ООО "Интробин" на действия заказчика - КГБНУК "Хабаровский краевой музей имени Н.И. Гродекова" при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме на поставку сканера планетарного (извещение N0322200019523000002) и материалы дела N027/06/106-342/2023,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "Интробин" на действия заказчика - КГБНУК "Хабаровский краевой музей имени Н.И. Гродекова" при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме на поставку сканера планетарного (извещение N0322200019523000002).
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.
Заявитель жалобы указывает на неправомерные действия Заказчика, а именно: при описании предмета закупки установлены дополнительные характеристики. Вместе с тем, заказчик обязан применять только информацию, включенную в позицию каталога с указанной в ней даты начала обязательного применения, без включения дополнительных требований в соответствии с пп. "а" п. 5 постановления Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Извещение N0322200019523000002 о проведении запроса котировок в электронной форме размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок 10.03.2023.
Объект закупки: поставка сканера планетарного.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 073 333,33 рублей.
Дата начала срока подачи заявок - 10.03.2023.
Дата окончания срока подачи заявок - 17.03.2023.
Дата подведения итогов - 17.03.2023.
В процессе проведения внеплановой проверки заказчиком заблаговременно представлен мотивированный отзыв от 20.03.2023 N01-22/104, согласно которому считают жалобу необоснованной.
Изучив материалы дела N027/06/106-342/2023, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, заслушав представителя уполномоченного органа, представителя общества, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона о контрактной системы).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N145 утверждены правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
На основании пп. "б" п. 2 Правил каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
Согласно п. 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с пп. "а" п. 5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев: осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в п.п. 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 14 Закона N 44-ФЗ федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с извещением о проведении данного запроса котировок в электронной форме заказчиком установлено:
1) ограничение допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее Постановление Правительства РФ N878);
2) условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств (в соответствии с Приказом Минфина России от 04.06.2018 N126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ Минфина N126н).
Заказчиком определен код товара ОКПД по данной закупке - 26.20.16.150.
В Постановлении Правительства РФ N878 имеется перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В данный перечень входит код, выбранный заказчиком - 26.20.16 - устройства ввода или вывода, содержащие или не содержащие в одном корпусе запоминающие устройства.
Таким образом, данная радиоэлектронная продукция (с определенным заказчиком кодом) входит в перечень промышленной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливается запрет для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства N878.
Как следует из извещения заказчиком применен КТРУ 26.20.16.150-00000013 - сканер.
Следовательно, в описании объекта закупки необходимо использовать исключительно те характеристики оборудования, которые установлены в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд того или иного товара.
Технической частью (Описание предмета закупки) заказчиком установлены следующие технические требования на планетарный сканер, а именно:
- габариты сканера должны быть не более (ДхШхВ) - 900х1800х1090 мм, а вес сканера в базовой комплектации не превышать 59 кг; Сканер должен иметь высокоскоростной сетевой интерфейс подключения Gigabit Ethernet; cканер должен быть оборудован V-образной ручной книжной колыбелью с автобалансировкой под разную толщину корешка и дополнительным углублением для корешка, с возможностью размещения на ней оригиналов с максимальным весом не менее 15 кг и максимальной толщиной не менее 15 см; cканер должен быть оборудован интегрированным моторизованным модулем макросъемки, обеспечивающим сканирование фрагмента оригинала размером 375 х 280 мм с максимальным разрешением не менее 1000 dpi; Сканер должен иметь возможность сохранения изображений после конвертации в формат TIFF и JPEG, возможность постобработки и конвертации в форматы BMP, GIF, JPEG, JPEG2000, PNG, TIFF (одно- и многостраничный), PDF (одно- и многостраничный), PDF/A (одно- и многостраничный); система подсветки должна иметь возможность управления режимами работы, как с панели управления сканера, так и из интерфейса программного обеспечения; система подсветки не должна оказывать вредного воздействия на сканируемые оригиналы; сканер должен быть независим от внешнего освещения и обеспечивать равномерное распределение света на всей поверхности оригинала; пакетная разбивка разворота на две отдельные страницы с последующим сохранением как два отдельных файла в режиме постобработки; возврат к исходному изображению с возможностью отмены применения всех, а также каждого отдельно фильтра обработки изображений; сохранение образов в сетевую папку и т.д.
При рассмотрении жалобы установлено, что вышеуказанные характеристики, а именно: система подсветки должна иметь возможность управления режимами работы, как с панели управления сканера, так и из интерфейса программного обеспечения; система подсветки не должна оказывать вредного воздействия на сканируемые оригиналы; сканер должен быть независим от внешнего освещения и обеспечивать равномерное распределение света на всей поверхности оригинала; пакетная разбивка разворота на две отдельные страницы с последующим сохранением как два отдельных файла в режиме постобработки; возврат к исходному изображению с возможностью отмены применения всех, а также каждого отдельно фильтра обработки изображений; сохранение образов в сетевую папку и т.д., содержащиеся в описании объекта закупки, не включены в каталог товаров, работ, услуг (КТРУ 26.20.16.150-00000013 - сканер).
Таким образом, заказчиком использованы показатели товара, не предусмотренные каталогом товаров, работ, услуг с соответствующим кодом, что не соответствует требованию пп. "а" п. 5 правил КТРУ, что также является нарушение требований ч. 6 ст. 23 Закона N 44-ФЗ.
Учитывая, что данный запрос котировок в соответствии с протоколом подведения итогов от 17.03.2023 признан несостоявшимся на основании п. 3 ч. 1 ст. 52 Закона о контрактной системе, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи предписания об устранении выявленных нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Интробин" на действия заказчика - КГБНУК "Хабаровский краевой музей имени Н.И. Гродекова" при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме на поставку сканера планетарного (извещение N0322200019523000002) обоснованной.
2. Признать заказчика - КГБНУК "Хабаровский краевой музей имени Н.И. Гродекова" (ИНН 2721024668) нарушившим требования ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела N027/06/106-342/2023 уполномоченному должностному лицу с целью решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 20 марта 2023 г. N 7-1/61
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.03.2023