Резолютивная часть решения оглашена 17 марта 2023 года.
Решение изготовлено в полном объеме 21 марта 2023 года.
На заседании производилась видеозапись.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу с использованием системы видеоконферец-связи ООО "Монтаж-Проект" на положение извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по реконструкции очистных сооружений канализации в г. Порхов, расположенных по адресу: Псковская область, Порховский район, г. Порхов, ул. Песочная (номер извещения: 0157300002723000009) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
10.02.2023 Заказчиком объявлен открытый конкурс в электронной форме на выполнение работ по реконструкции очистных сооружений канализации в г. Порхов, расположенных по адресу: Псковская область, Порховский район, г. Порхов, ул. Песочная (номер извещения: 0157300002723000009).
Извещение N 0157300002723000009 о проведении вышеуказанного электронного аукциона размещено в Единой информационной системе (далее - ЕИС) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 10.02.2023 18:26.
Начальная (максимальная) цена контракта - 662 737 720,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе (с учетом внесенных изменений) - 13.03.2023 10:00.
Оператор электронной площадки: ЭТП Газпромбанк.
10.03.2023 (вх.N 1025-ЭП/23) поступила жалоба от Заявителя.
Рассмотрение жалобы состоялось 17.03.2023 в 09 часов 30 минут, с учетом объявленного перерыва 16.03.2023, в связи с необходимостью получения дополнительной информации.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела вх.N 1025-ЭП/23 от 10.03.2023).
1. Незаконное требование о наличии у участника закупки лицензии МЧС.
2. Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе в старой редакции.
3. Заказчиком установлено необоснованно высокое предельное минимальное значение цены исполненных участником закупки договоров.
4. Заказчиком установлено необоснованно высокое значение предельного минимального значения наибольшей цены одного из исполненных участником закупки договоров.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили следующее (письменные объяснения, исх.N 537/02-13 от 14.03.2023, в материалах дела):
1. Установленное в извещении и документе "Требования к составу и содержанию заявки на участие в закупке" требование о наличии действующей лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений соответствует пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и пункту 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) и не ограничивает число участников закупки в силу того, что не является императивным.
2. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки включена проектная документация, в связи с чем, согласно пункту 1 части 19 статьи 48 заявка участника закупки состоит только из второй и третьей частей, предусмотренная частью 8 статьи 48 Закона о контрактной системе процедура подачи ценовых предложений не проводится. Таким образом, формула, предусмотренная пунктом 10 Положения об оценке, не применима в отношении данной закупки.
3. Для оценки по данному показателю участники закупки могут представить несколько исполненных договоров. По показателю "Общее количество исполненных договоров" установлено предельное максимальное значение таких договоров. При этом число таких договоров достаточно большое - 7, что позволяет участникам закупки вести конкурентную борьбу и одновременно позволяет заказчику соблюсти принцип эффективного расходования бюджетных средств, избежав ситуации, когда участник закупки, имеющий большое количество договоров с невысокой ценой, например, только на выполнение работ по капитальному ремонту, будет иметь преимущество перед участниками, имеющими опыт выполнения по строительству и реконструкции на сложных дорогостоящих объектах.
4. По показателю "Наибольшая цена одного из исполненных договоров" установлено предельное минимальное значение, которое составляет 30 процентов от НМЦК, что соответствует требованиям к опыту, предусмотренным частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и пунктом 7 Требований к участникам закупки, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571. В свою очередь, предельное максимальное значение по данному показателю позволяет избежать недобросовестной конкуренции среди участников закупки, когда у участника закупки, исполнившего один договор с ценой, значительно превышающей НМЦК, не будет стимула для снижения НМЦК.
В результате рассмотрения жалобы установлено следующее:
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 15 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности подлежит лицензированию.
Перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, указан в приложении к Положению о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1128 (далее - Перечень).
В Перечень включены, в том числе монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах и выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.
Объектом закупки являются строительные работы по реконструкции очистных сооружений канализации. Разделом 9 "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности" Проектной документации и разделом "Ведомость объемов конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ" Описания объекта закупки предусмотрено выполнение следующих работ, относящихся к деятельности по монтажу и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности:
1) Огнебиозащитное покрытие деревянных поверхностей готовыми составами для обеспечения: первой группы огнезащитной эффективности
по НПБ 251 (пункт 98 Ведомости);
2) Установка компактная для очистки сточных вод нового поколения (пункт 552 Ведомости). В здании блока биохимической очистки станции предусмотрено оборудование выделенного помещения электрощитовой противопожарной дверью (EI 30).
Соответственно, при осуществлении закупки работ и услуг, включенных в вышеуказанный перечень, Заказчик обязан установить требование о наличии лицензии с указанием конкретного вида деятельности, поименованного в перечне.
В извещении о проведении открытого конкурса (номер извещения: 0157300002723000009) установлено требование к участникам закупки по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, о наличии действующей лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений с видами работ:
- на выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций;
- на монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах (если участник закупки не планирует привлечение субподрядной организации для выполнения работ, связанных с наличием такой лицензии).
В случае привлечения на производство вышеуказанных работ сторонней организации участник закупки при заключении контракта предоставляет сведения о наименовании привлекаемой на субподряд организации, имеющей необходимую лицензию.
В подпункте "н" пункта 2.1 документа "Требования к составу и содержанию заявки на участие в закупке" требование о предоставлении документа, подтверждающего наличие соответствующей лицензии также не является императивным: такой документ требуется только в случае, если участник закупки не планирует привлечение субподрядной организации для выполнения работ, связанных с наличием такой лицензии.
Согласно пункту 4.3.5 проекта контракта подрядчик имеет право привлекать к выполнению работ других лиц (субподрядчиков), обладающих специальными знаниями, навыками, специальным оборудованием и т.п., по видам (содержанию) работ, предусмотренных настоящим Контрактом и проектной документацией по объекту. При этом Подрядчик несет ответственность перед Заказчиком за неисполнения или ненадлежащее исполнение обязательств субподрядчиками.
Исходя из вышеизложенного, довод Заявителя о необходимости при подаче заявки заключить договор со сторонней организацией, с лицензией МЧС, не нашел своего обоснования, поскольку требованиями извещения о проведении конкурса это не предусмотрено.
Поскольку извещение о проведении конкурса не содержит запрета на привлечение подрядчиком к выполнению работ субподрядчиков, а сведения о субподрядчике обладающим право на осуществление лицензируемого вида деятельности предоставляется при заключении контракта, Комиссия Псковского УФАС России приходит к выводу, что действия не нарушают положения части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, довод является необоснованным.
2. Пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение должно содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с указанным Федеральным законом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 года N2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 3 Положения для оценки заявок применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Подпунктом "а" пункта 5 Положения установлено, что для оценки заявок применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный подпунктом "а" пункта 3 Положения.
Согласно разделу II Приложения N1 к Положению оценка заявок по критерию "Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" осуществляется по формулам, предусмотренным пунктами 9 или 10 Положения.
Пунктом 9 Положения установлено, что значение количества баллов по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги", присваиваемое заявке, которая подлежит в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по указанному критерию оценки, (БЦi) определяется по формуле:
где:
Цi - предложение участника закупки о цене контракта, заявка (часть заявки) которого подлежит оценке по критерию оценки "цена контракта" (далее - ценовое предложение);
Цл - наилучшее ценовое предложение из числа предложенных участниками закупки, заявки (части заявки) которых подлежат оценке по критерию оценки "цена контракта".
Пунктом 10 Положения установлена формула оценки заявок по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги", если при проведении процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22) в соответствии с Законом о контрактной системе подано ценовое предложение, предусматривающее снижение таких цены контракта либо суммы цен ниже нуля.
Формулы, предусмотренные разделом II Положения, предусматривают присвоение 100 баллов заявке, содержащей лучшее ценовое предложение. Иной оцениваемой заявке баллы присваиваются по результатам сравнения оцениваемого ценового предложения с лучшим ценовым предложением, исходя из того, насколько оцениваемое ценовое предложение хуже лучшего ценового предложения. Формула, указанная в пункте 9 Положения, применяется по общему правилу (за исключением случаев, при которых в соответствии с пунктами 10 и 11 Положения применяются иные положения).
Согласно извещению открытый конкурс в электронной форме проводится путем снижения начальной максимальной цены контракта.
По информации, размещенной в Единой информационной системе, к извещению об осуществлении закупки N 0157300002723000009 прикреплен файл "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах", который содержит критерии оценки заявок на участие в конкурсе и величины значимости этих критериев.
В пункте 1 раздела II, указанного выше файла, установлена формула оценки заявок по критерию "Цена контракта" в соответствии с пунктом 9 Положения.
Заявкам, содержащим наилучшее ценовое предложение, а также предложение, равное такому наилучшему ценовому предложению, присваивается 100 баллов.
Изучив вышеуказанный порядок оценки и представленные Заказчиком материалы, Комиссия Псковского УФАС России установила, что оценка заявок участников конкурса по критерию "Цена контракта" установлена Заказчиком надлежащим образом.
Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.
3-4. Согласно доводам Заявителя Заказчиком в порядке оценки заявок по детализирующему показателю неправомерно установлено предельное минимальное значение цены исполненных участником договоров - равное НМЦК и предельное максимальное значение наибольшей цены одного из исполненных участником закупки договоров, равное 30% от НМЦК.
В соответствии с пунктом 26 Положения оценка заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" осуществляется с учетом требований настоящего раздела в порядке, установленном пунктами 20 - 23 раздела IV Положения для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки".
Согласно пункту 20 Положения если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "Характеристики объекта закупки (БХi), рассчитывается по одной из формул, предусмотренных подпунктами "а" - "з" пунктом 20 Положения.
В соответствии с порядком оценки заявок для расчета баллов по детализирующему показателю показателя критерия Заказчиком установлена формула, предусмотренная подпунктом "з" пункта 20 Положения:
где: Хi - значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки;
- предельное минимальное значение характеристики объекта закупки, которое составляет 662 737 720,00 рублей (НМЦК);
- предельное максимальное значение характеристики, которое составляет 1 300 000 000,00 рублей;
- предельное минимальное значение наибольшей цены одного из исполненных участником закупки договоров - 30% от НМЦК (198,8 млн.руб.).
Согласно пункту 21 Положения, если установлены предусмотренные пунктом 20 настоящего Положения предельное максимальное и (или) предельное минимальное значение характеристики объекта закупки и в предложении участника закупки содержится значение характеристики объекта закупки, которое выше и (или) ниже такого предельного значения соответственно, баллы по детализирующему показателю в соответствии с пунктом 20 настоящего Положения присваиваются в размере, предусмотренном для соответствующего предельного значения характеристики объекта закупки.
Заявитель указывает на то, что установление критериев таким образом лишает возможности участников конкурса, не имеющих опыта исполнения дорогостоящих контрактов, конкурировать по ценовым и иным неценовым критериям с участником конкурса, имеющим такой избыточный опыт, что ограничивает конкуренцию в пользу крупных и очень крупных подрядчиков, не учитывая интересы компаний среднего бизнеса.
Одновременно с этим Закон о контрактной системе и нормативно-правовые акты не регламентируют установление в извещении о проведении конкурса необходимую информацию, раскрывающую содержание нестоимостных критериев.
Прерогатива определить перечень показателей, их содержание и наполняемость, перечень документов, предоставляемых в составе заявки по показателям, а также значимость каждого показателя, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения принадлежит Заказчику.
Главным правилом в таком случае выступает условие об отсутствии противоречий основным нормативно-правовым актам Российской Федерации, регламентирующих оценку заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (данный вывод содержится в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 29 августа 2019 г. по делу N А40-102856/18; Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 28.05.2019 N Ф05- 5722/2019 по делу N А40-162400/18-33-1944; Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 08.11.2018 N Ф05-14635/2018 по делу N А40-8295/18).
Согласно правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, спорные показатели и порядок его оценки не препятствует участию в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а в данной ситуации направлен, прежде всего, на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика при выполнении работ по объекту закупки.
Содержание жалобы не содержит информацию о направлении запроса о разъяснении положений извещения, а также в заседании комиссии не представлены доказательства невозможности подачи заявки и участия в закупке.
ООО "Монтаж-Проект" участие в закупке не принимало, доказательств нарушения его прав и законных интересов в материалы дела не представлено, следовательно, восстановление его прав невозможно.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.03.2023 NИЭОК1 подано 4 (четыре) заявки, соответствующие требованиям извещения о проведении конкурса.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что указанные доводы жалобы не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
В результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Псковского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Монтаж-Проект" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 21 марта 2023 г. N 060/06/31-77/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.03.2023