Резолютивная часть решения объявлена 21 марта 2023 года
Решение изготовлено в полном объеме 24 марта 2023 года г. Ярославль
Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Инспекция) в составе: руководителя Инспекции - заместителя начальника отдела контроля закупок ..., членов Инспекции: главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок _, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок _,
с участием:
участник закупки, общество с ограниченной ответственностью
"ОСНАЩЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ" (далее также - ООО "ОСНАЩЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ", общество, участник закупки, поставщик), обеспечил участие в заседании Инспекции представителей по доверенности _ (посредством видеоконференцсвязи),
заказчик - Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ярославской области (далее также - УМВД России по Ярославской области, заказчик), обеспечил участие в заседании Инспекции представителей по доверенности ...;
оператор, акционерное общество "Единая электронная торговая площадка", участие в заседании Инспекции не обеспечил, о дате, времени и месте проведения проверки уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков, направленные Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ярославской области, и осуществив в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" проверку соблюдения заказчиком, УМВД России по Ярославской области, порядка расторжения государственного контракта
N 71-10/1 от 10.10.2022 на поставку расходных материалов для лабораторий ДНК-анализа ЭКЦ УМВД России по Ярославской области на 2022-2023 гг. (извещение N 0171100003622000051), заключенного с ООО "ОСНАЩЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ", в связи с нарушением поставщиком существенных условий государственного контракта, проверку соблюдения заказчиком порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном поставщике для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, в соответствии с приказом Ярославского УФАС России от 16.03.2023 N 77/23,
УСТАНОВИЛА:
В Ярославское УФАС России заказчик, УМВД России по Ярославской области, для включения в реестр недобросовестных поставщиков направил сведения об ООО "ОСНАЩЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ", нарушившим, по мнению заказчика, существенные условия государственного контракта N 71-10/1 от 10.10.2022 на поставку расходных материалов для лабораторий ДНК-анализа ЭКЦ УМВД России по Ярославской области на 2022-2023 гг. (извещение N 0171100003622000051).
Изучив представленные документы и материалы, Инспекция приходит к следующим выводам.
10.10.2022 г. Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ярославской области (УМВД России по Ярославской области), именуемое в дальнейшем Заказчик, в лице заместителя начальника УМВД России по Ярославской области _, действующего на основании доверенности от 09.06.2022 N 1/99, с одной стороны, и Общество с ограниченной ответственностью "ОСНАЩЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ" (ООО "ОСНАЩЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ"), именуемое в дальнейшем "Поставщик", в лице генерального директора _, действующего на основании Устава, с другой стороны, вместе именуемые "стороны", руководствуясь требованиями Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ), а также иных нормативных правовых актов Российской Федерации, на основании протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от "29" сентября 2022 г. N 0171100003622000051 (реестровый номер закупки 0171100003622000051), заключили настоящий государственный контракт (далее - государственный контракт)
В соответствии с пунктом 1.1 государственного контракта поставщик обязуется поставить расходные материалы для лаборатории ДНК-анализа ЭКЦ УМВД России по Ярославской области на 2022-2023 гг. (далее - товар) в соответствии со Спецификацией, являющейся неотъемлемой частью настоящего Государственного контракта (Приложение к Государственному контракту), а Заказчик обязуется принять товар и оплатить его в порядке, определенном Государственным контрактом.
Согласно пункту 2.1 государственного контракта цена Государственного контракта составляет 41 354 791 рублей 76 копеек, НДС не облагается, из них:
- лимиты бюджетных обязательств на 2022 год в сумме 20 804 626 рублей 51 копейка, НДС не облагается;
- лимиты бюджетных обязательств на 2023 год в сумме 20 550 165 рублей 25 копеек, НДС не облагается.
Сумма, подлежащая уплате Заказчиком Поставщику, уменьшается на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой Государственного контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации Заказчиком.
Цена настоящего Государственного контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения Государственного контракта.
В соответствии с пунктом 2.4 государственного контракта в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.03.2022 N 505 "О приостановлении действия отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации и установлении размеров авансовых платежей при заключении государственных (муниципальных) контрактов в 2022 году" Заказчик в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты заключения контракта перечисляет Поставщику авансовый платеж в размере 5 (пяти) процентов от цены настоящего Государственного контракта, что составляет 2 067 739,59 руб.
В соответствии с пунктом 2.6 государственного контракта Заказчик вправе удержать сумму неисполненных Поставщиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных Заказчиком, из суммы, подлежащей оплате Поставщику.
Разделом 3 государственного контракта предусмотрено следующее:
3.1. Поставка товара осуществляется в течение всего срока действия Государственного контракта по мере необходимости согласно заявкам Заказчика. Заявки направляются Заказчиком на электронный адрес Поставщика, указанный в настоящем Государственном контракте, не позднее 3 ноября 2023 года. Срок исполнения заявки: не более 10 (десяти) рабочих дней с момента получения заявки Поставщиком. Точное время поставки должно быть согласовано с Заказчиком.
3.2. Товар должен по своим характеристикам соответствовать Спецификации (приложение к настоящему Государственному контракту), которая является неотъемлемой частью настоящего Государственного контракта.
3.14. Для проверки предоставленных Поставщиком результатов, предусмотренных Государственным контрактом, в части их соответствия условиям контракта Заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных Государственным контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации. Экспертиза проводится Заказчиком в сроки, установленные пунктами 3.7 и 3.8 настоящего Государственного контракта.
Разделом 4 государственного контракта предусмотрено следующее:
4.1. Заказчик вправе:
4.1.1. Требовать от Поставщика надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями Государственного контракта.
4.1.2. Требовать от Поставщика представления надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих исполнение обязательств в соответствии с условиями Государственного контракта.
4.1.4. Требовать от Поставщика своевременного устранения выявленных недостатков товара.
4.1.5. В случае поставки товара с нарушением условий настоящего Государственного контракта Заказчик вправе отказаться от оплаты поставленного товара и потребовать возврата уплаченных Поставщику денежных средств, которые подлежат возврату в течение 3 (трех) рабочих дней с момента получения Поставщиком письменного требования, или потребовать уменьшения оплаты стоимости товара в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
4.2. Заказчик обязан:
4.2.3. Для проверки соответствия поставленного товара условиям Государственного контракта провести экспертизу. Экспертиза проводится Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации.
4.4. Поставщик обязан:
4.4.1. Своевременно и надлежащим образом поставить товар в соответствии с условиями настоящего Государственного контракта, в том числе обеспечить с учетом специфики поставляемого товара его соответствие обязательным требованиям, установленным Заказчиком в соответствии законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и Государственным контрактом, произвести все виды погрузочно-разгрузочных работ.
4.4.2. Своевременно обеспечить устранение за свой счет недостатков и дефектов, выявленных при приемке товара.
4.4.3. Одновременно с товаром передать принадлежности к товару, а также относящиеся к нему документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные Государственным контрактом и иные документы, подтверждающие качество товара, оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.4.4. Своевременно предоставлять Заказчику достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств по Государственному контракту, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Государственного контракта.
4.4.6. Осуществлять иные обязанности, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.
4.4.7. Соответствовать в течение всего срока действия Государственного контракта требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации в отношении лиц, осуществляющих деятельность в установленных сферах.
Разделом 5 государственного контракта предусмотрено следующее:
5.1. Качество поставляемого товара и упаковки должно соответствовать требованиям соответствующих ГОСТов и ТУ, принятым для данного вида товара, а также качественным удостоверениям производителя, сертификатам соответствия, гигиеническим, санитарно-эпидемиологическим сертификатам, иным документам в соответствии с законодательством Российской Федерации и подтверждаться соответствующими документами (документы, подтверждающие качество и технические характеристики товара, сертификаты и т.п.) на каждое наименование поставляемого товара. Вышеуказанные документы, подтверждающие соответствие товара установленным требованиям, передаются Поставщиком Заказчику одновременно с товаром.
5.2. Поставляемый товар должен иметь упаковку, которая обеспечивает сохранность потребительских свойств товара, предотвращает порчу, утрату и хищение товара при транспортировании и хранении, в том числе исключает возможность замены содержимого. Информация о товаре, в том числе маркировка на упаковке и на изделии, должна быть указана на русском языке.
5.3. В случае обнаружения дефектов (недостатков) в течение срока годности Заказчик вправе потребовать замены некачественного товара.
Разделом 6 государственного контракта предусмотрено следующее:
6.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых на себя обязательств стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
6.2. В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим Государственным контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим Государственным контрактом, Поставщик вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).
В соответствии с пунктом 10.1 государственного контракта изменение существенных условий Государственного контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях и на условиях, предусмотренных статьей 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 11.2 государственного контракта расторжение Государственного контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Государственного контракта от исполнения Государственного контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 11.3. государственного контракта заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Государственного контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Согласно пояснениям, представленным Заказчиком и Поставщиком ходе заседания Инспекции, Инспекцией Ярославского УФАС России установлено следующее взаимодействие между сторонами государственного контракта.
Заявки от 21.10.2022 N 13/340 на сумму 4 278 000, 00 рублей и от 11.11.2022 N 13/366 на сумму 887 300, 00 рублей исполнены в срок и в полном объеме.
30.11.2022 Заказчиком в адрес Поставщика направлена заявка N 13/394 на поставку товара по контракту на сумму 15 639 326, 51 рублей (со сроком исполнения заявки по государственному контракту - 14.12.2022).
По данной заявке Поставщиком 14.12.2022 осуществлена поставка товара на сумму 439 601, 05 рублей; поставка товара на сумму 12 106 000, 00 рублей осуществлена с нарушением срока на один день (подтверждается письмами Заказчика от 03.12.2022 N 13/402, от 19.12.2022 N 13/439, направленными в адрес Поставщика).
Вместе с тем поставка товара на сумму 3 093 725, 46 рублей Поставщиком не осуществлена.
Сумма неисполненных обязательств по заявкам Заказчика в 2022 году составила 3 093 725 рублей 46 копеек, т.е. обязательства перед Заказчиком были исполнены на 85%, от заложенной на 2022 год суммы (подтверждается письмом Заказчика от 23.12.2022 N 13/442, направленным в адрес Поставщика).
Поставщик дважды уведомлял Заказчика (письма от 02.12.2022 N 117 и от 27.12.2022 N 121) о возможной задержке поставки некоторых позиций товаров по заявке N 13/394 (нарушение сроков поставки товара в РФ), в качестве оснований указывалось на (1) вспышку и распространение новой коронавирусной инфекции, повлекшей за собой временное закрытие аэропортов, (2) нарушение логистических цепочек, (3) введенние санкций рядом недружественных стран (являющихся странами производства недопоставленного товара из заявки Заказчика).
Также Поставщик (письмо от 27.12.2022 N 121) указывал на возможность поставки части товара (позиции N 1, 2, 3, 6, 9, 12 Спецификации) по заявке Заказчика от 30.11.2022 N 13/394 в срок до 28.02.2023.
29.12.2022 Заказчиком в адрес Поставщика направлено письмо, содержащее требование поставить товар не позднее 30.12.2022, так как оплата товара поставленного по заявке от 30.11.2022 N 13/394 производится за счет средств федерального бюджета в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств на 2022 год. Оплата товара с 01.01.2023 лимитами бюджетных обязательств 2022 года невозможна.
По состоянию на 03.03.2023 поставка указанного товара Поставщиком не осуществлена.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1.1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
1.2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
1.3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
03.03.2023 г. в связи с невыполнением Поставщиком обязательств в полном объеме, а также в связи с неоднократным нарушением сроков исполнения по государственному контракту, Заказчик принял решение о расторжении государственного контракта N 71-10/1 от 10.10.2022 в одностороннем порядке.
Исходя из части 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии со статьей 526 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (далее - ГК РФ) по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 534 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, государственный или муниципальный заказчик вправе полностью или частично отказаться от товаров, поставка которых предусмотрена государственным или муниципальным контрактом, при условии возмещения поставщику убытков, причиненных таким отказом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 532 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с условиями государственного или муниципального контракта поставка товаров осуществляется непосредственно государственному или муниципальному заказчику или по его указанию (отгрузочной разнарядке) другому лицу (получателю), отношения сторон по исполнению государственного или муниципального контракта регулируются правилами, предусмотренными статьями 506 - 522 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 511 ГК РФ поставщик, допустивший недопоставку товаров в отдельном периоде поставки, обязан восполнить недопоставленное количество товаров в следующем периоде (периодах) в пределах срока действия договора поставки, если иное не предусмотрено договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 512 ГК РФ ассортимент товаров, недопоставка которых подлежит восполнению, определяется соглашением сторон. При отсутствии такого соглашения поставщик обязан восполнить недопоставленное количество товаров в ассортименте, установленном для того периода, в котором допущена недопоставка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 519 ГК РФ покупатель (получатель), которому поставлены товары с нарушением условий договора поставки, требований закона, иных правовых актов либо обычно предъявляемых требований к комплектности, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные статьей 480 настоящего Кодекса, за исключением случая, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о некомплектности поставленных товаров, без промедления доукомплектует товары либо заменит их комплектными товарами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 480 ГК РФ в случае передачи некомплектного товара (статья 478) покупатель вправе по своему выбору потребовать от продавца доукомплектования товара в разумный срок.
В соответствии с пунктом 2 статьи 480 ГК РФ если продавец в разумный срок не выполнил требования покупателя о доукомплектовании товара, покупатель вправе по своему выбору: потребовать замены некомплектного товара на комплектный; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной;
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В соответствии с пунктом 2 статьи 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
03.03.2023 г. заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 71-10/1 от 10.10.2022 (далее - решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта).
03.03.2023 г. решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта размещено заказчиком в единой информационной системе, в связи с чем указанная дата принята заказчиком в качестве даты надлежащего уведомления поставщика о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта.
09.03.2023 Поставщик отправил Заказчику товар на сумму 3 093 725 рублей 46 копеек (по позициям N 1,2,3,6,9,12 Спецификации к Контракту, указанным в заявке Заказчика от 30.11.2022) уже с неоднократной и существенной просрочкой обязательств по государственному контракту.
Решением от 13.03.2023 Заказчик разместил в единой информационной системе мотивированный отказ от приемки поставленных 09.03.2023 товаров. В качестве причин отказа в приемке указанных товаров Заказчик обозначил: отсутствие сертификатов качества, технических паспортов или инструкций производителя, являющимися документами, подтверждающими соответствие товара установленным требованиям (качество и технические характеристики) и передающимися Поставщиком Заказчику одновременно с товаром в соответствии с пунктом 5.1 государственного контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
14.03.2023 Заказчиком составлено отрицательное заключение проведения экспертизы результатов, предусмотренных государственным контрактом N 115338. В ходе проведения экспертизы выявлены следующие факты ненадлежащего исполнения контракта поставщиком по отдельным позициям поставленного товара:
- товар поставлен в простом полиэтиленовом пакете, без инструкции и какой-либо документации на указанный товар;
- на самой этикетке невозможно определить страну происхождения и состав товара (данные показатели являются требованиями Спецификации);
- срок годности на представленном товаре не соответствуют условиям о сроке годности товаре, установленном в Спецификации - срок годности должен составлять не менее 4 месяцев).
Таким образом, в течение десятидневного срока, установленного частью 14 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, нарушение условий контракта Поставщиком не устранено.
Следовательно, с учетом части 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта вступило в законную силу, а указанный контракт расторгнут 14.03.2023.
На основании части 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4
части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Согласно части 16 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
16.03.2023 заказчику с учетом части 16 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ необходимо было направить в Ярославское УФАС России для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведения об ООО "Оснащение экспертов", нарушившим, по мнению заказчика, существенные условия государственного контракта N 71-10/1 от 10.10.2022.
В ходе подготовки к заседанию Инспекции Ярославское УФАС России направило в адрес ООО "Оснащение экспертов" запрос с просьбой представить письменные пояснения с указанием причин нарушения условий государственного контракта N 71-10/1 от 10.10.2022 на поставку расходных материалов для лабораторий ДНК-анализа ЭКЦ УМВД России по Ярославской области на 2022-2023 гг. (извещение N 0171100003622000051), повлекших за собой односторонний отказ заказчика от исполнения данного государственного контракта, и обеспечить явку ООО "ОСНАЩЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ" на заседание Инспекции Ярославского УФАС России по рассмотрению вопроса о включении/невключении сведений об ООО "ОСНАЩЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ" в реестр недобросовестных поставщиков.
В ходе заседания Инспекции, Поставщик не отрицал факт нарушения им сроков исполнения обязательств по государственному контракту, а также факты ненадлежащего исполнения контракта поставщиком по отдельным позициям поставленного товара по заявке от 30.11.2022 N 13/394. В качестве доводов, подтверждающих свое добросовестное поведение приводит следующие.
1). Сложившаяся ситуация с новой вспышкой и распространением коронавирусной инфекции, повлекшей за собой временное закрытие аэропортов (подтверждается) и нарушение логистических цепочек, а также ситуация с введенными санкциями рядом недружественных стран (являющихся странами производства недопоставленного товара из заявки Заказчика), вследствие которых произошел сбой в отгрузках товара, привели к нарушению сроков поставки товара в РФ.
В подтверждением указанной позиции Поставщик ссылается на письма партнера Поставщика (ООО "НОРМАН ГРУП"), содержащие сведения, что просрочка обусловлена логистическими сложностями, вызванными изменением условий сотрудничества транспортных компаний партнеров (уведомлением по договору от 17 октября 2022 года N17-10/2022 исх.-327-11-22 от "30" ноября 2022 года; уведомлением по договору от 17 октября 2022 года N17-10/2022 исх.-384-12-22 от "25" декабря 2022 года; уведомлением по договору от 17 октября 2022 года N17-10/2022 исх.-12-01-23 от "15" января 2023 года).
Также Поставщик предоставляет договор с официальным дилером закупаемого по государственному контракту товара Thermo Fisher Scientific от 17.10.2022 N17-10/2022 и дилерское соглашение ООО "Норман Груп", а также письма производителя об уходе с рынка и отказе от выполнения обязательств. В этих условиях, продуманные и налаженные ранее цепочки поставок были нарушены, а их пересмотр и релокация привели к увеличению сроков, закрепленных в Контракте с Заказчиком.
По мнению Поставщика сложившаяся ситуация может быть отнесена к обстоятельствам непреодолимой силы.
2). Направление в адрес Заказчика письма, указывающего страну происхождения представленного товара по заявке Заказчика от 30.11.2022 N 13/394 и не принятого Заказчиком.
3). Согласно письму ООО "ОСНАЩЕНИЕ ЭКУСПЕРТОВ" от 10.03.2023 N 59 и письму ООО "ДИАЭМ" от 06.03.2023 исх. Nб/н странами приосхождения указанного товара являются Нидерланды и США.
Инспекция при принятии решения исходит из следующего:
По доводу N 1). В соответствии с пунктом 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности). Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 3 статьи 401 ГК РФ установлено, что если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В соответствии с пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Согласно Письму ТПП РФ от 22.03.2022 N ПР/0181 "О приостановлении рассмотрения заявлений о выдаче заключений об обстоятельствах непреодолимой силы по договорам, заключенным в рамках внутрироссийской экономической деятельности, в связи с санкционными ограничениями в отношении иностранных комплектующих и оборудования" нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника и отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, к обстоятельствам непреодолимой силы не отнесены. Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Чернышенко Д.Н. дано поручение соответствующим министерствам (Минэкономразвития России, Минюст России, Минпромторг России) проработать вопрос о признании санкций ряда недружественных зарубежных государств в качестве обстоятельств непреодолимой силы. Законопроект находятся на обсуждении в Правительстве Российской Федерации, Центральном Банке Российской Федерации и в Государственной Думе Российской Федерации. Предполагается, что один из упомянутых законопроектов должен быть принят в течение 10 дней.
Таким образом, в настоящее время введение санкций рядом недружественных стран не является обстоятельством непреодолимой силы, а, следовательно, Поставщик должен нести ответственность за не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности.
Кроме того, Заказчиком представлены сведения о том, что ранее между УМВД России по Ярославской области и Обществом с ограниченной ответственностью "ОСНАЩЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ" был заключен государственный контракт от 27.07.2021 г. N 106-07/1 на поставку комплектующих и расходных материалов для лаборатории ДНК-анализа ЭКЦ УМВД России по Ярославской области (2022 год), по которому обязательства были не исполнены ООО "ОСНАЩЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ" по тем же причинам, что в настоящем случае. По данному государственному контракту УМВД России по Ярославской области пошло навстречу ООО "ОСНАЩЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ" и согласилось (в ответ на просьбу ООО "ОСНАЩЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ") расторгнуть государственный контракт по соглашению сторон.
Иными словами, со стороны Общество неоднократно наблюдаются срывы исполнения обязательств по государственным контрактам с данным заказчиком, такая модель поведения ООО "ОСНАЩЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ" не допустима в условиях
Следует отметить, что согласно письмам Thermo Fisher Scientific (официального дилера поставляемого товара) от 16.06.2022, от 27.06.2022, представленным Поставщиком в ходе заседания Инспекции, решено временно прекратить поставку указанного товара на территорию Российской Федерации, Республики Беларусь.
Таким образом, учитывая даты составления приведенных выше писем официального дилера поставляемого товара и принимая во внимание ранее поставку аналогичного товара с этим же заказчиком, Поставщику по состоянию на дату формирования заявки (20.09.2022), заключения государственного контракта (10.10.2022) было доподлинно известно о сложностях осуществления поставки данного товара, нарушении сроков поставки в связи с введенными санкциями рядом недружественных стран.
Исходя из вышеуказанного, не представляется возможным утверждать, что ООО "ОСНАЩЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ" приняло все меры для надлежащего исполнения обязательств по государственному контракту и проявило ту степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям государственного контракта.
По доводу N 2). Не смотря на то, что Поставщик представил Заказчику сведения о стране происхождения поставленного товара по заявке Заказчика от 30.11.2022 N 13/394, Инспекции не представлены сведения о том, что Поставщиком были предприняты попытки разрешить вопрос по иным фактам ненадлежащего исполнения контракта Поставщиком по отдельным позициям поставленного товара (указанным в отрицательном заключении экспертизы Заказчика), а именно:
- товар представлен в ненадлежащей упаковке (товар поставлен в простом полиэтиленовом пакете);
- товар представлен без инструкции и какой-либо иной документации, подтверждающей соответствие товара установленным требованиям (документов, подтверждающих качество и технические характеристики товара, сертификаты и т.п.);
- на самой этикетке товара невозможно определить состав товара (данные показатели являются требованиями Спецификации);
- срок годности на представленном товаре не соответствуют условиям о сроке годности товаре, установленном в Спецификации - срок годности должен составлять не менее 4 месяцев).
В данном случае усматривается пренебрежительное отношение ООО "ОСНАЩЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ" к возложенным на него обязательствам в рамках государственного контракта, поскольку ООО "ОСНАЩЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ", являясь профессиональным участником рынка материалов для лаборатории ДНК-анализа, могло и должно было предусмотреть возникшие сложности в сроках поставки указанных материалов, о которых ему было известно с июня 2022 г., поставить товар в надлежащем виде и в надлежащие сроки, установленные государственным контрактом.
Таким образом, доказательств, свидетельствующих о невозможности выполнения работ по контракту, ООО "ОСНАЩЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ" не представило, при этом, как считает Инспекция (и это согласуется непосредственно с целью закупки), ООО "ОСНАЩЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ", подавая заявку на участие в рассматриваемом электронном аукционе, должно было определить (оценить), имеется ли у него возможность выполнить необходимые работы по контракту.
Соответственно, ООО "ОСНАЩЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ" не проявил той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательств.
Вместе с тем, следует учитывать, что лицо, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в случае совершения им действий/бездействия в противоречие требованиям этого закона, в том числе, приведших к невозможности исполнения надлежащим образом государственного контракта лицом, признанным победителем закупки. При этом такими действиями/бездействием не соблюдаются права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения государственного контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и, как следствие, нарушается обеспечение публичных интересов в этих правоотношениях.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В соответствии с пунктом 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона "_";
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Пунктом 15 Правил предусмотрено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Таким образом, ООО "ОСНАЩЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ" в рамках государственного контракта N 71-10/1 от 10.10.2022 на поставку расходных материалов для лабораторий ДНК-анализа ЭКЦ УМВД России по Ярославской области на 2022-2023 гг. (извещение N 0171100003622000051) не в полном объеме осуществил поставку товаров, являющихся предметом исполнения государственного контракта, при этом необходимых доказательств принятия им мер для надлежащего исполнения условий государственного контракта повлекших за собой невозможность выполнения предусмотренных контрактом работ, ООО "ОСНАЩЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ" ни заказчику, ни Инспекции не представило, соответственно, указанные в решении фактические обстоятельства дела, безусловно, свидетельствуют о недобросовестном и виновном поведении общества при исполнении государственного контракта, отсутствии стремления исполнить последний в полном соответствии с его условиями, что в данном случае привело к неблагоприятным последствиям для заказчика, выразившимся в расторжении государственного контракта.
Основанием для отказа во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение государственного контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения государственного контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий государственного контракта) в реестр является закрытый перечень случаев, установленный пунктом 15 Правил. В данном случае Инспекцией не выявлено нарушений со стороны заказчика установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта, направления его поставщику и размещения в единой информационной системе; заказчиком подтверждён факт существенного нарушения условий государственного контракта; поставщиком не представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий государственного контракта, а также подтверждающие то обстоятельство, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Характер допущенного Поставщиком нарушения существенных условий государственного контракта, наличие в его действиях вины, тяжесть наступивших последствий, учитывая наличие в законодательстве о контрактной системе специальной меры ответственности, установленной законодательством в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры проведения закупки обязательств (включение в реестр недобросовестных поставщиков), свидетельствует о необходимости применения данной меры ответственности в отношении ООО "ОСНАЩЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ". Применение в указанном случае данной санкции отвечает требованиям справедливости, соразмерно характеру совершенного деяния.
Инспекцией установлено, что подрядчиком были нарушены положения части 2 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, согласно которой поставщик в соответствии с условиями государственного контракта обязан был своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении государственного контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан был предоставить заказчику результаты поставки товара, предусмотренные контрактом, результаты отдельного этапа исполнения государственного контракта, при этом заказчик обязан обеспечить приемку выполненной работы.
Осуществив проверку соблюдения заказчиком, УМВД России по Ярославской области, порядка расторжения государственного контракта N 71-10/1 от 10.10.2022 на поставку расходных материалов для лабораторий ДНК-анализа ЭКЦ УМВД России по Ярославской области на 2022-2023 гг. (извещение N 0171100003622000051) 0171100003622000053), заключенного с ООО "ОСНАЩЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ", в связи с нарушением поставщиком существенных условий государственного контракта, проверку соблюдения заказчиком порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном поставщике для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, Инспекция нарушений в действиях заказчика не выявила.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Инспекция Ярославского УФАС России по контролю закупок,
решила:
1. Сведения, представленные Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ярославской области (ИНН 7604016045, ОГРН 1027600677972) в отношении общества с ограниченной ответственностью "ОСНАЩЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ" (ИНН 7728487209, ОГРН 1197746589688, адрес: 117246, г. Москва, пр-д Научный, д. 9, пом. 1, ком. 90, генеральный директор - _ (ИНН _), учредитель - _ (ИНН _), включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
Датой включения сведений в отношении ООО "ОСНАЩЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ" в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru).
2. По результатам проверки соблюдения заказчиком, Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ярославской области, порядка расторжения государственного контракта N 71-10/1 от 10.10.2022 на поставку расходных материалов для лабораторий ДНК-анализа ЭКЦ УМВД России по Ярославской области на 2022-2023 гг. (извещение N 0171100003622000051) 0171100003622000053), заключенного с ООО "ОСНАЩЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ", в связи с нарушением поставщиком существенных условий государственного контракта, в действиях заказчика нарушений законодательства о контрактной системе не обнаружено.
3. По результатам проверки соблюдения заказчиком, Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ярославской области, порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) об ООО "ОСНАЩЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ" для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, в действиях заказчика нарушений законодательства о контрактной системе не обнаружено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 24 марта 2023 г. N 05-03/65П-23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.03.2023