Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: <_> - заместитель руководителя;
члены Комиссии:
<_>,
на заседании Комиссии
в присутствии:
представителей заказчика - отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по УР (далее - Заказчик): <_> посредством личного участия,
в отсутствие:
представителей ООО "Бэст" (далее - Общество, Поставщик), уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,
в результате рассмотрения обращения Заказчика о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении участника закупки ООО "Бэст" (ИНН 1831207101, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Родниковая, д. 64, квартира 100) в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения запроса котировок в электронной форме "Поставка специальных средств при нарушении функции выделения для обеспечения инвалидов в 2023 году" (номер извещения в ЕИС - 0213100000322000209, далее - Закупка), в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
20.12.2022 Заказчик разместил в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение о проведении Закупки. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 1 533 375,00 рублей.
27.12.2022 - дата окончания подачи заявок на участие в Закупке.
По результатам проведения Закупки победителем признано ООО "Бэст".
30.12.2022 между Заказчиком и ООО "Бэст" заключен контракт N214 (далее - Контракт) по результатам проведения Закупки.
Решением от 09.03.2023 NИГ-12-07/9352 Заказчик расторг Контракт в одностороннем порядке в связи с ненадлежащим исполнением Обществом обязательств по Контракту.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что Общество не поставило товар по Контракту, несмотря на то, что Заказчик согласовал замену товара, указанного в Контракте, на товар с улучшенными характеристиками. Указанный в Контракте товар имеет большое значение для Заказчика, так как предназначается для инвалидов.
Согласно письменным пояснениям ООО "Бэст" от 24.03.2023, после заключения Контракта Общество установило, что предложенный к поставке товар фактически не соответствует техническим характеристикам, указанным в Контракте, в связи с чем попросил Заказчика заменить товар на товар с улучшенными характеристиками. 27.01.2023 Общество собиралось оплатить партию товара, но оказалось, что предложенная к поставке замененная модель не завозится на территорию РФ. У Общества не имелось времени на третью попытку заменить товар по Контракту.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, предоставленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу абз. 4 п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон. Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
В соответствии с п. 1.2 Контракта поставка товара осуществляется в соответствии с условиями, установленными Контрактом.
Согласно п.3.3.1 Контракта Общество обязано обеспечить поступление товара в субъект РФ по наименованию, в количестве, сроки, определенные календарным планом.
В соответствии с приложением N3 к Контракту мочеприемник ножной (мешок для сбора мочи) дневной должен быть поставлен не позднее 20.01.2023 в количестве 17 625 штук.
Согласно уведомлению ООО "Бэст" от 12.01.2023 N002 Общество сообщает, что поставка товара по Контракту невозможна по независящим от ООО "Бэст" обстоятельствам, в связи с чем Общество просит Заказчика заменить значение характеристики (длины трубки) на улучшенное значение.
В соответствии с письмом Заказчика от 19.01.2023 NИГ-18-25/1652 Заказчик отказал в согласовании изменения характеристик.
Согласно уведомлению ООО "Бэст" от 19.01.2023 N005 Общество просит Заказчика заменить значение характеристики (длины трубки) на улучшенное значение.
В соответствии с письмом Заказчика от 27.01.2023 NИГ-18-25/2866 Заказчик согласовал поставку товара по Контракту с улучшенными характеристиками, который Обществу необходимо поставить Заказчику.
Согласно уведомлению ООО "Бэст" от 06.02.2023 N006, Общество просит Заказчика расторгнуть Контракт, так как у Общества нет возможности поставить товар с улучшенными характеристиками.
В соответствии с письмом Заказчика от 02.02.2023 NИГ-15-25/3867 Заказчик просит Общество поставить товар по Контракту в срок до 06.02.2023.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с пп. "б" п. 13 Постановления N1078 орган контроля по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" пункта 13 Постановления, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Постановления N1078 принимает решение об отказе во включении в реестр участника закупки.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение, которое предполагает недобросовестное поведение лица, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона.
Комиссия Удмуртского УФАС России принимает во внимание следующие обстоятельства:
- Общество не поставило ни товар, указанный в Контракте, ни товар DW311075 с улучшенными характеристиками, который впоследствии был согласован Заказчиком, несмотря на то, что инициатором замены товара было Общество,
- Общество не обеспечило участие представителей при рассмотрении настоящего дела, не предоставило достаточных доказательств, подтверждающих объективную невозможность поставить товар Заказчику, либо добросовестное поведение Общества при исполнении Контракта,
- тот факт, что Общество дважды пыталось заменить товар, предложенный им по Контракту (а также намеревалось, согласно письменным пояснениям, еще раз заменить товар), не свидетельствует о добросовестности ООО "Бэст", так как добросовестный участник должен до подачи заявки на участие в Закупке убедиться в том, что предложенный им к поставке товар имеется в обороте и его возможно поставить, вместо этого, как следует из пояснений самого Общества, ООО "Бэст" изначально предложило к поставке товар, который имеет иные характеристики по сравнению с теми, что были им предложены, после чего пыталось заменить товар на товар с улучшенными характеристиками, не убедившись в том, что данный товар возможно поставить (так как согласно письму ООО "Меридиан Медикал" от 31.01.2023, на которое ссылается Общество, товар DW311075 c 2022 г. не поставляется на территорию РФ),
- предмет Контракта представляет собой специальные средства при нарушении функций выделения, предназначенные для инвалидов, следовательно, данный товар имеет социальную значимость, а также не поставка данного товара препятствует Заказчику осуществлять свои функции, связанные с социальной защитой и обеспечением потребностей инвалидов.
Установленные обстоятельства дела и имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что Общество при подаче заявки на участие в Закупке и заключении Контракта как хозяйствующий субъект должно было осознавать возможность наступления неблагоприятных последствий в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков из-за принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Достаточные доказательства, подтверждающие добросовестное поведение при исполнении Контракта, со стороны Общества не представлены.
Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, участник конкурентной процедуры несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Удмуртского УФАС России, учитывая необходимость соблюдения баланса частных и публичных интересов, приходит к выводу о наличии достаточных оснований для включения сведений в отношении Общества в реестр недобросовестных поставщиков, так как в рассматриваемом случае ООО "Бэст" предпочло не исполнять условия контракта, соответственно должно был осознавать возможность наступления неблагоприятных последствий в случае расторжения контракта и рассмотрения обращения о включении в РНП.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Удмуртского УФАС России нарушений Закона о контрактной системе по указанным обстоятельствам не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ООО "Бэст" (ИНН 1831207101, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Родниковая, д. 64, квартира 100) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Бэст" (ИНН 1831207101, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Родниковая, д. 64, квартира 100) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
|
Регламентированная дата направления Заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления Заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
|
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения его в ЕИС |
Фактическая дата изготовления и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|
21.03.2023 |
23.03.2023 |
21.03.2023 |
0 |
22.03.2023 |
28.03.2023 |
24.03.2023 |
0 |
29.03.2023 |
24.03.2023 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии
|
___________ <_>
___________ <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 24 марта 2023 г. N 018/06/104-243/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.03.2023