На основании ч.ч. 3, 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Приказом Брянского УФАС России от 08.12.2022 N 173/22, на основании обращения заказчика ФКУ ИК-1 УФСИН России по Брянской области (вх. 1780/23 от 16.03.2023), Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе:
Руководителя инспекции: "__"
Членов Инспекции: "__."
в отсутствие надлежащим образом уведомленных представителей заказчика ФКУ ИК-1 УФСИН России по Брянской области, поставщика ИП "___"
в результате рассмотрения обращения заказчика ФКУ ИК-1 УФСИН России по Брянской области (вх. 1780/23 от 16.03.2023) о включении/невключении сведений в отношении индивидуального предпринимателя "___" (ИНН "___") в реестр недобросовестных поставщиков, а также в результате проведения внеплановой проверки соблюдения заказчиком ФКУ ИК-1 УФСИН России по Брянской области требований Закона о контрактной системе при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку аккумуляторных батарей за N 0327100004123000015, установила следующее:
1) 01.03.2023 в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку аккумуляторных батарей за N 0327100004123000015.
2) Начальная (максимальная) цена контракта составляет 63 317,22 рублей.
3) На участие в электронном запросе котировок за N0327100004123000015 было подано 3 (три ) заявки.
4) Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) NИЗК1 от 10.03.2023 победителем был признан участник закупки с идентификационным номером заявки - 229 ИП "___" с ценой контракта 43 988,00.
5) 13.03.2023 12:32 (МСК) заказчиком ФКУ ИК-1 УФСИН России по Брянской области размещён в единой информационной системе в сфере закупок без своей подписи проект контракта, составленный путем включения цены контракта, предложенной ИП "___" .
7) Регламентированный срок подписания ИП "___" проекта контракта на поставку аккумуляторных батарей определен не позднее 23 часов 59 мин. 14.03.2023.
8) 15.03.2023 00:03 (МСК) от электронной площадки http://www.sberbank-ast.ru получен документ "Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта" от 15.03.2023
09) 16.03.2023 10:32 (МСК) Заказчиком ФКУ ИК-1 УФСИН России по Брянской области составлен и размещен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 16.03.2023 NППУ20_1.
До рассмотрения обращения в адрес Брянского УФАС России поступили документы и письменные пояснения заказчика ФКУ ИК-1 УФСИН России по Брянской области (вх. N 1939-ЭП/23 от 21.03.2023), ИП "___" ( вх. 1848-ЭП/23 от 20.03.2023),
Изучив представленные документы, Инспекция Брянского УФАС России пришла к следующим выводам:
1. Действия заказчика ФКУ ИК-1 УФСИН России по Брянской области при определении поставщика путём проведения запроса котировок в электронной форме на поставку аккумуляторных батарей за N 0327100004123000015, соответствуют требованиям статьи 51 Закона о контрактной системе, регламентирующей порядок заключения контрактов.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона о контрактной системе, по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если Законом о контрактной системе не установлено иное) с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного пп. "а" п. 2 ч. 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с Законом о контрактной системе, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи: заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона.
Так, заказчиком 13.03.2023 заказчиком ФКУ ИК-1 УФСИН России по Брянской области размещён в единой информационной системе в сфере закупок без своей подписи проект контракта, составленный путем включения цены контракта, предложенной индивидуальным предпринимателем "__."
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий: подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) или формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий.
Учитывая что способом проведения закупки на поставку аккумуляторных батарей за N 0327100004123000015, является запрос котировок в электронной форме, то в соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 50 Закона о контрактной системе, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части;
Таким образом, регламентированный срок подписания ИП "___" контракта был определен как: не позднее 23:59 14.03.2023.
Однако, в регламентированный Законом о контрактной системе срок участник закупки ИП "___" не подписал проект контракта.
Согласно ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе, в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные ч. 3 (за исключением случая, предусмотренного п. 3 ч. 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный ч. 3 настоящей статьи, не выполнены требования п. 3 ч. 3 настоящей статьи) и ч. 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных ч. 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием ЕИС и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС и на электронной площадке (с использованием ЕИС) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным ч. 10 ст. 104 Закона о контрактной системе, в день размещения в ЕИС протокола, предусмотренного пп. "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с пп. "а" п. 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Так, заказчик, следуя требованиям Закона о контрактной системе, 16.03.2023 сформировал протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 16.03.2023 NППУ20_1 и направил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, Инспекция Брянского УФАС России пришла к выводу, что действия заказчика ФКУ ИК-1 УФСИН России по Брянской области по признанию индивидуального предпринимателя "__." уклонившимся от заключения контракта являются правомерными.
Согласно пп. а п. 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее, Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Подпунктом Б п. 13 Правил установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства о контрактной системе.
Так, Инспекция Брянского УФАС России пришла к выводу, что сведения в отношении ИП "___" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение. По существу, внесение в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участников закупки (в том числе за уклонение от подписания контракта), что предполагает необходимость учета степени его вины.
Согласно письменным пояснениям ИП "___" (вх. 1848-ЭП/23 от 20.03.2023) проект контракта не был подписан в регламентированный срок по техническим причинам -механическое повреждения электронно цифровой подписи (далее ЭЦП), посредством которой осуществляется подписание контракта (фото поломки прилагается). В подтверждение технической неисправности ЭЦП ИП "___" предоставлено обращение в ООО "Эцплегко.Ру" за перевыпуском ЭЦП. Счет на оплату N60310 от 13.03.2023 от ООО "Эцплегко.Ру" за оказанные услуги. Платежное поручение N13 от 13.03.2023 фиксирующие оплату выполненных работ по счету N60310 от 13.03.2023
Так же, ИП "___" предоставлены документы, свидетельствующие о намерении заключить контракт на поставку аккумуляторных батарей за N 0327100004123000015, а именно ИП "___" предоставлен счет на оплату N104 от 06.03.2023 (срок действия счета до 14.03.2023) от ООО "Московская аккумуляторная компания" фиксирующий резервацию аккумуляторных батарей для исполнения контракта за N0327100004123000015.
Для включения общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган должен представить не только доказательства неподписания участником закупки контракта в установленный срок, но и доказательства такого уклонения лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия), в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Исходя из установленных фактических обстоятельств по настоящему делу, Инспекция Брянского УФАС России приходит к выводу об отсутствии бесспорных доказательств, подтверждающих недобросовестное поведение победителя запроса котировок в электронной форме на поставку аккумуляторных батарей за N 0327100004123000015 ИП "___" от заключения контракта. Указанные обстоятельства исключают признание ИП "___" недобросовестным поставщиком.
2. Согласно п. "а" ч.13 Порядка рассмотрения обращения органом контроля, основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо об отказе в таком включении, утвержденного Постановлением N 1078 не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
В соответствии с п.5 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Изучив представленные документы, руководствуясь п.5 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, ч. 13 Постановления N 1078, инспекция Брянского УФАС России по контролю закупок пришла к следующему выводу:
2.1 Заказчиком ФКУ ИК-1 УФСИН России по Брянской области нарушены требования п.15 ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, п.5 ч.1 ст. 43 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми, для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать, в том числе информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, поскольку заказчиком в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку аккумуляторных батарей за N 0327100004123000015 не установлены ограничения, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 617) и не установлено требование о предоставлении в составе заявки на участие в закупке документов, предусмотренных п.7 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 617.
В соответствии с ч.3 ст. 14 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации,
В соответствии с вышеуказанными требованиями принято Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 617.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 утвержден прилагаемый к постановлению перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 ограничения, установленные настоящим постановлением, распространяются на товары, включенные в перечень, в том числе поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
Объектом закупки является поставку аккумуляторных батарей.
Заказчиком в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме за N 0327100004123000015 определен код поставляемых товаров:
27.20.21.000 Аккумуляторы свинцовые для запуска поршневых двигателей.
Согласно п. 110(4) Перечня утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 аккумуляторы свинцовые для запуска поршневых двигателей включены в Перечень товаров на которые распространяются ограничения.
Таким образом, Заказчик обязан был при проведении закупки установить соответствующие запреты, ограничения, условия допуска, учитывая положения соответствующих Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 617.
Выявленные в действиях заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2.2 Заказчиком ФКУ ИК-1 УФСИН России по Брянской области при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены требования ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться, поскольку заказчиком в описание объекта закупки не указаны характеристики поставляемого товара.
Предметом закупки является поставка аккумуляторных батарей.
Приложением N 1 к извещению об осуществлении закупки за N 0327100004123000015 "Техническое задание" определены наименования предлагаемого к поставке товара, в частности п.1 "Аккумулятор 6 СТ-190 АПЗ TYUMEN STANDART) п.2 "Аккумулятор GIVER HYBRID 6 СТ-190", однако в "Техническом задании", являющемся приложением N1 к извещению, заказчиком не установлены показатели товара, позволяющие в полном объеме определить потребность заказчика. Установленные заказчиком в Приложении N1 "Техническое задание" характеристики товара относятся к характеристикам эквивалента, поскольку содержат не конкретные показатели товара, а диапазонное значение так в частности, "Длина от 510 мм до 520 мм", "Ширина от 210 до 236 мм", "Высота от 220 до 240 мм".
При таких данных обстоятельствах Инспекция Управления приходит к выводу о нарушении заказчиком порядок описания объекта закупки, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Инспекция Брянского УФАС России,
Решила:
1. Сведения в отношении индивидуального предпринимателя "__" (ИНН "___") в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. Признать в действиях заказчика ФКУ ИК-1 УФСИН России по Брянской области нарушение требований ч.3 ст. 14, ч. 2 ст. 33, п.15 ч.1 ст. 42, Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику ФКУ ИК-1 УФСИН России по Брянской области, оператору АО "Сбербанк-АСТ" предписание об устранении выявленных нарушений, в том числе об аннулировании закупки.
4. Передать материалы внеплановой проверки соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Резолютивная часть решения объявлена 23.03.2023, текст решения изготовлен 24.03.2023.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Руководитель инспекции "___"
Члены инспекции "___."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 23 марта 2023 г. N РНП 32-761
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.03.2023