На основании приказа Пензенского УФАС России от 22.03.2023 N 28 "О проведении внеплановой проверки" инспекцией в составе:
- <_> - начальника отдела контроля закупок, руководителя инспекции;
- <_> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена инспекции;
- <_> - специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена инспекции;
проведена внеплановая проверка соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок государственным заказчиком - федеральным казенным учреждением "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области" (далее - ФКУ "ИК N 1 УФСИН по Пензенской области") при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "поставка стиральной машины промышленной не менее 11 кг" (извещение N 0355100007423000016 от 06.03.2023, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).
Проверка начата 22.03.2023, окончена 24.03.2023.
Юридический адрес проверяемой организации:
Заказчик: ФКУ "ИК N 1 УФСИН по Пензенской области", 440061, г. Пенза, Автоматный, 1.
Внеплановой проверкой установлено:
Основанием для проведения внеплановой проверки послужило обнаружение контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок государственным заказчиком ФКУ "ИК N 1 УФСИН по Пензенской области" при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "поставка стиральной машины промышленной не менее 11 кг" (извещение N 0355100007423000016 от 06.03.2023, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) в связи с поступлением обращения индивидуального предпринимателя <_> (далее - ИП <_>) (вх. N 933 от 20.03.2023).
Настоящая внеплановая проверка осуществлена согласно части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановлению Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Правила осуществления контроля).
Из обращения ИП <_> следует, что государственным заказчиком ФКУ "ИК N 1 УФСИН по Пензенской области" неправомерно при заключении контракта не применены положения приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н) в части снижения цены контракта.
Из информации, представленной ФКУ "ИК N 1 УФСИН, и размещенных в открытом доступе в единой информационной системе (на сайте www.zakupki.gov.ru) документов в ходе настоящей внеплановой проверки Инспекцией установлено следующее.
06.03.2023 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0355100007423000016 о проведении электронного аукциона "поставка стиральной машины промышленной не менее 11 кг".
Дата и время окончания срока подачи заявок 14.03.2023 10:00 (МСК).
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги 14.03.2023.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 16.03.2023.
Начальная (максимальная) цена контракта 268 500,00 руб.
Идентификационный код закупки (ИКЗ) 231583502325458350100100290012894244.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе.
В рамках статьи 14 Закона о контрактной системе принят в том числе Приказ N 126н, устанавливающий условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Объектом рассматриваемой закупки является "поставка стиральной машины промышленной не менее 11 кг".
Согласно извещению о проведении электронного аукциона заказчиком выбран код ОКПД2 28.94.22.110, который включен в Приказ N 126н в группировку 28.94 (пункт 230 приложения N 1 к Приказу N 126н). В этой связи в извещении были установлены условия допуска в соответствии с Приказом N 126н.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1.3 Приказа N 126н при проведении аукциона контракт заключается по цене, сниженной на 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1, сниженной на 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза).
В силу пункта 1.6 Приказа N 126н подтверждением страны происхождения товаров, указанных в Приложении, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Федеральным законом наименования страны происхождения товара.
Согласно пункту 2 Приказа N 126н положения подпунктов 1.1 - 1.3 пункта 1 приказа 126н не применяются при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок в электронной форме в случаях, если:
а) конкурс, аукцион, запрос котировок в электронной форме признается не состоявшимся в случаях, предусмотренных Федеральным законом;
б) все заявки участников закупки, признанные в порядке, предусмотренном Федеральным законом, соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), содержат предложения о поставке товаров, указанных в Приложениях и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза;
в) все заявки участников закупки, признанные в порядке, предусмотренном Федеральным законом, соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), содержат предложение о поставке указанных в Приложениях товаров, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза);
г) в отношении товаров, указанных в Приложениях, Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона.
Согласно части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Как следует из протокола подведения итогов определения поставщика от 14.03.2023 на участие в закупке было подано 2 заявки, обе признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении аукциона, победителем определен участник закупки с идентификационным N 113734292 с ценовым предложением 267 157,50 руб.
Инспекцией установлено, что заявка участника закупки с идентификационным номером 113734292 (ООО "ТоргСнаб") содержит предложение к поставке товара иностранного происхождения (страна происхождения - Китайская Народная Республика), второй участник с идентификационным номером 113744970 (ИП <_>) задекларировал в заявке наименование страны происхождения предлагаемого товара - Российская Федерация.
Таким образом в соответствии с подпунктом "а" пункта 1.3 Приказа N 126н, учитывая, что заявка победителя (ООО "ТоргСнаб") содержит предложение товара иностранного происхождения при наличии второй заявки с предложением товара российского происхождения, то контракт должен заключаться по цене, сниженной на 15 процентов от предложенной победителем аукциона.
Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
В силу части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, который должен содержать цену контракта, соответствующую цене контракта, предложенной в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки, с которым заключается контракт, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, положений статей 28 и 29 настоящего Федерального закона, цену каждого отдельного этапа исполнения контракта, определенную в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона (если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения).
Как следует из данных, размещенных в открытом доступе, 15.03.2023 заказчиком размещен проект контракта для подписания победителем аукциона. При этом согласно пункту 2.1 указанного проекта цена государственного контракта составляет 267 157,50 рублей, то есть цена направленного заказчиком проекта контракта не была снижена на 15% от предложенной победителем закупки.
Согласно пояснениям ФКУ "ИК N 1 УФСИН проект контракта с ценой 267 157,50 рублей был сформирован на основе протокола подведения итогов поставщика (подрядчика, исполнителя), сформированного на ЭТП РТС-Тендер. При этом в электронном протоколе на площадке в личном кабинете отображалась предполагаемая цена контракта с учетом предусмотренных Приказом N 126н преференций (в размере 227 083,88 руб.), по которой заказчик намеривался заключить контракт с победителем закупки. Однако впоследствии в проект контракта, направленный для заключения, была включена цена без снижения, о чем заказчика проинформировал победитель аукциона после подписания.
На основании изложенного Инспекция Пензенского УФАС России приходит к выводу, что заказчиком нарушены требования части 1 статьи 34, подпункта "б" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, подпункта "а" пункта 1.3 Приказа N 126н.
В соответствии с пунктом 4 Правил осуществления контроля, по результатам плановой (внеплановой) проверки может выдаваться обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При изложенных обстоятельствах Инспекция полагает необходимым выдать заказчику предписание об отмене начатой процедуры заключения контракта с целью повторного осуществления процедуры заключения контракта в соответствии с положениями части 1 статьи 34, подпункта "б" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, подпункта "а" пункта 1.3 Приказа N 126н.
Заключение
1. В результате проведения внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок государственным заказчиком - Федеральным казенным учреждением "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области" при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "поставка стиральной машины промышленной не менее 11 кг" (извещение N 0355100007423000016 от 06.03.2023, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) выявлено нарушение заказчиком требований части 1 статьи 34, подпункта "б" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, подпункта "а" пункта 1.3 Приказа N 126н, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 7.32 КоАП РФ.
2. Инспекция приняла решение выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
3. Материалы внеплановой проверки подлежат передаче должностному лицу Управления для решения вопроса о привлечении к административной ответственности виновных лиц.
Заместитель руководителя инспекции: |
|
Начальник отдела контроля закупок
Члены инспекции: Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок
Специалист-эксперт отдела контроля закупок |
<_>
<_>
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 24 марта 2023 г. N 058/06/99-146/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.03.2023