Резолютивная часть решения оглашена 15.03.2023
В полном объеме решение изготовлено 20.03.2023
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Козловой А.А. |
- |
руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО "НПП АкваЭра", при участии в дистанционном режиме:
- представителя Министерства экологии Челябинской области Пановой М.С., действующего на основании доверенности N 40 от 13.03.2023,
- представителя Министерства экологии Челябинской области Кичигиной Л.В., действующего на основании доверенности N 39 от 13.03.2023,
- представителя Министерства экологии Челябинской области Соколовой Н.А., действующего на основании доверенности от 13.03.2023,
- представителя ГКУ "Центр организации закупок Челябинской области" Котовой В.И., действующего на основании доверенности N 03 от 09.02.2023,
- представителя ГКУ "Центр организации закупок Челябинской области" Пичуговой Т.В., действующего на основании доверенности N 09 от 04.04.2023,
- представителя ГКУ "Центр организации закупок Челябинской области" Яковенко Я.А. действующего на основании доверенности N 14 от 05.12.2022,
- представителя ООО "НПП АкваЭра" Чуриловой И.А., действующего на основании Приказа от 22.01.2021,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 07.03.2023 поступила жалоба ООО "НПП АкваЭра" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по осуществлению наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменением морфометрических особенностей озер Большой Кисегач, Табанкуль, Теренкуль, Еловое, Большой Сунукуль, Большой Сарыкуль, Аракуль, Тургояк, Курочкино, Синеглазово, Курги (извещение N 0869200000223001153) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 01.03.2023 Государственное казенное учреждение "Центр организации закупок Челябинской области" объявило о проведении аукциона.
Заказчиком выступило Министерство экологии Челябинской области.
Начальная (максимальная) цена контракта - 570 000, 00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 09.03.2023.
На момент рассмотрения жалобы ООО "НПП АкваЭра" контракт не заключен.
На заседании Комиссии заявитель поддержал доводы жалобы и указал, что при проведении закупки в нарушение требований законодательства о контрактной системе заказчиком неправомерно не установлено условие о предоставлении лицензии в области гидрометеорологии и смежных с ней областях: проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения ее гидрологических характеристик, сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений.
Представители заказчика и уполномоченного органа на заседании Комиссии представили письменные пояснения, с доводами жалобы не согласились и пояснили, что для выполнения работ, являющихся объектом закупки, достаточным требованием является наличие лицензии на проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения уровня химического загрязнения водных объектов (в том числе по гидробиологическим показателям), сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений. При этом, указанная лицензия требуется для определения мест сброса сточных вод.
При этом, доля гидрологических исследований является незначительной, при этом указанные работы могут проводиться специализированными организациями, с которыми заключены договоры субподряда.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Аналогичные требования к участнику закупки должны находить отражение в требованиях к составу и содержанию заявки в силу пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
При этом, в соответствии с подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе в составе заявки участника закупки должны находить отражение документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
С учетом изложенного, в извещении об электронном аукционе должны содержаться конкретные документы о необходимости подтверждения участника закупки требованиям действующего законодательства по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки, то есть описанием объекта закупки.
При этом, установление действующим законодательством требований к лицу, оказывающему услуги, фактически означает требование к исполнителю, что порождает для участника закупки обязанность по подтверждению его соответствия указанным требования путем предоставления соответствующих документов на стадии подачи заявок на участие в аукционе.
Согласно пункту 45 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства) включена в перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии.
Постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2020 г. N 1845 утверждено Положение о лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства) (далее - Положение), которое определяет порядок лицензирования деятельности в указанной сфере.
Согласно подпунктам "д, л", пункта 2 Приложения к Положению деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях включает следующие работы (услуги):
- проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения ее гидрологических характеристик, сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений;
- проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения уровня химического загрязнения водных объектов (в том числе по гидробиологическим показателям), сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений.
Таким образом, указанные виды деятельности являются самостоятельными работами (услугами), которые отнесены к лицензируемым видам деятельности.
В единых требованиях к участникам закупки, а также в требованиях к составу заявки (Приложение N4 к извещению) указано условие о предоставлении лицензии, выданной Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, с видом деятельности: на проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения уровня химического загрязнения водных объектов (в том числе по гидробиологическим показателям), сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений.
Согласно техническому заданию целью работ является определение основных морфометрических параметров озер Большой Кисегач, Табанкуль, Теренкуль, Еловое, Большой Сунукуль, Большой Сарыкуль, Аракуль, Тургояк, Курочкино, Синеглазово, Курги.
В разделе "содержание работ" в объем работ включены следующие мероприятия:
1) выполнение рекогносцировочного обследования водных объектов.
- определить и описать места сброса сточных вод и потребления воды из водоема без оформления прав пользования водным объектом (при наличии).
- отобразить места сброса сточных вод и потребления воды на ситуационном плане (с координатами их месторасположения).
2) выполнение определения гидрологических характеристик:
- определение уровня воды по состоянию на дату обследования. Определение уровня воды выполнить в период: половодья (апрель-май), летней межени (август).
- определение площади зеркал озер по состоянию на дату обследования по актуальным данным дистанционного зондирования Земли.
При этом, в разделе "ожидаемые результаты" указано, что подрядчик должен предоставить:
- данные об основных морфометрических параметрах (уровень воды, площадь зеркала) озер Большой Кисегач, Табанкуль, Теренкуль, Еловое, Большой Сунукуль, Большой Сарыкуль, Аракуль, Тургояк, Курочкино, Синеглазово, Курги;
- сведения о местах сброса сточных вод и потребления воды из водоема без оформления прав пользования водным объектом (озер Большой Кисегач, Табанкуль, Теренкуль, Еловое, Большой Сунукуль, Большой Сарыкуль, Аракуль, Тургояк, Курочкино, Синеглазово, Курги).
Таким образом, из описания объекта закупки следует, что в объем работ входит определение гидрологических характеристик (уровень воды, площадь зеркал) и определение мест сброса сточных вод и потребления воды из водоема без оформления прав пользования водным объектом, что подтверждается как видами работ, так и требованиями к их результатам, указанными в техническом задании.
При этом по условиям технического задания исследования по определению уровня химического загрязнения водных объектов не предусмотрены.
Доводы представителей заказчика, согласно которым для определения мест сточных вод обязательно проведение химического анализа водных объектов, не находят подтверждения в условиях исполнения контракта.
В главе 5 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 30 июля 2020 г. N 524 "Об утверждении требований к проведению наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением" (далее - Приказ N 524) установлен порядок проведения наблюдений для определения гидрологических характеристик окружающей среды.
Так, в пункте 50 главы 5 Приказа N 524 предусмотрено, что наблюдения за элементами гидрологического режима водных объектов (рек, каналов, озер, водохранилищ, болот) включают в себя:
- наблюдения за уровнем воды;
- наблюдения за стоком воды;
- наблюдения за мутностью, гранулометрическим составом (крупностью), стоком наносов;
- наблюдения за температурой воды;
- наблюдения за ледовыми явлениями и толщиной льда;
- наблюдения за продольным уклоном водной поверхности;
- наблюдения за волнением течения на озерах и водохранилищах;
- наблюдения за заилением и переформированием берегов водохранилищ;
- наблюдения за оптическими свойствами воды.
При этом, в пунктах 51.1 - 52 главы 5 Приказа N 524 предусмотрены требования к оборудованию, которое должно использоваться при проведении гидрологических исследований (стационарный пункт, передвижной пункт, гидрологический пост), при этом в пунктах 52.1-67 главы 5 установлены правила проведения указанных исследований.
В пунктах 68, 69 главы 5 Приказа N 524 устранены требования к квалификации специалистов, которые вправе проводить указанные исследования: наличие высшего образования по направлениям подготовки: "Гидрометеорология", "Прикладная гидрометеорология", "Гидрология", "Метеорология", "Метеорология специального назначения", имеющие стаж работы не менее 3-х лет в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
Таким образом, деятельность по определению гидрологических характеристик окружающей среды является самостоятельным видом услуг в области гидрометеорологии, требования к содержанию, порядку проведения которых, включая наличие оборудования и квалифицированных специалистов, предусмотрены ведомственным нормативным правовым актом.
Более того, в пункте 5.3.1.2 РД 52.24.309-2016 "Организация и проведение режимных наблюдений в пунктах государственной наблюдательной сети за состоянием и загрязнением поверхностных вод" указано, что для всех пунктов наблюдений в соответствии с приложением Д обязательным является определение в поверхностных водах суши следующих показателей: физических, химических, гидрологических.
При этом в пункте 5.3.1.1 РД 52.24.309-2016 указано, что наблюдения в пунктах наблюдений, установленных согласно 5.1.1, производят комплексно по гидрохимическим (физическим и химическим), гидробиологическим, токсикологическим показателям. Одновременно с проведением этих наблюдений определяют гидрологические показатели.
Указанные положения руководящего документа еще раз указывают на то, что исследование гидрологических показателей является неотъемлемым и обязательным элементом проведения наблюдений за состоянием и загрязнением поверхностных вод.
Более того, из цели закупки следует, что подрядчик должен определить основные морфометрические параметры водных объектов.
Так, согласно разделу 1.1 Руководства по определению гидрографических характеристик картометрическим способом, утвержденного Госкомгидрометом 06.01.1984, морфометрическими характеристиками водного объекта являются количественные показатели водных объектов и водосборов. Морфометрические характеристики водоемов, представляют собой также количественные показатели, характеризующие вид, форму, высотное положение, размеры ложа водоемов и объемы воды в них. К ним относятся: площадь водоема, площадь водосбора, уровень воды, нормальный подпорный уровень (НПУ) водохранилища, уровень мертвого объема (УМО) водохранилища, средняя глубина, максимальная глубина, объем озера или объем водохранилища (полный и полезный), длина, максимальная ширина и координаты батиграфической кривой водоема.
Из предмета и целей закупки следует, что работы проводятся для определения морфометрических (количественных) характеристик объектов, которые получают в ходе гидрологических исследований, тогда как необходимость анализа химического состава воды не следует из описания объекта закупки.
Вместе с тем, установление в требованиях к участнику закупки и к составу заявки условия о наличии лицензии на деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях, а именно: на проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения уровня химического загрязнения водных объектов, не соответствует описанию объекта закупки.
При этом, для проведения гидрологических исследований требуется подтверждение наличия у участника закупки лицензии на проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения ее гидрологических характеристик, тогда как отсутствие указанного требования к условиях закупки противоречит пункту 12 части 1, пункту 3 части 2 статьи 42, подпункту "н" пункта 1 части 1 статьи 43, пункта 1 части 1, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В связи с допущенными нарушениями в действиях виновного должностного лица содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "НПП АкваЭра" на действия заказчика обоснованными.
2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях заказчика нарушение пункта 12 части 1, пункта 3 части 2 статьи 42, подпункта "н" пункта 1 части 1 статьи 43, пункта 1 части 1, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, уполномоченному органу, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.А. Козлова
Члены Комиссии Н.В. Фадеева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 20 марта 2023 г. N 074/06/106-603/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.03.2023