Резолютивная часть решения оглашена 21.03.2023
В полном объеме решение изготовлено 23.03.2023
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Козловой А.А. |
- |
руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО "Арсенал", при участии в дистанционном режиме:
- представителя МДОУ "Детский сад N118" г. Магнитогорска Сапаевой А.Р., действующего на основании Распоряжения N 291-К от 02.03.2023,
- представителя МДОУ "Детский сад N118" г. Магнитогорска Акшенцевой И.В., действующего на основании доверенности N 1 от 17.03.2023,
- представителя МДОУ "Детский сад N118" г. Магнитогорска Чуйкиной О.М., действующего на основании доверенности N 2 от 17.03.2023.
- представителя Администрации города Магнитогорска Гаршиной Э.Х., действующего на основании доверенности от 07.10.2022,
- представителя Администрации города Магнитогорска Тимофеевой Н.Ф., действующего на основании доверенности от 23.09.2022,
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 14.03.2023 поступила жалоба ООО "Арсенал" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона N 0169300000323000355 на капитальный ремонт кровли Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 118" города Магнитогорска (МДОУ "Д/с N 118" г. Магнитогорска) по адресу: Россия, Челябинская область, г. Магнитогорск, ул. Индустриальная, 34 (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 27.02.2023 Администрация города Магнитогорска объявила о проведении аукциона.
Заказчиком выступило МДОУ "Детский сад N118" г. Магнитогорска.
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 431 285, 27 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 09.03.2023.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Арсенал" контракт не заключен.
Согласно доводам жалобы, аукционная комиссия неправомерно отклонила заявку заявителя, так как обществом представлена выписка из реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, при этом предоставление опыта выполнения работ иным образом не представляется возможным ввиду выполнения контрактов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну.
Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы заявителя не согласились, представили письменные пояснения, а также пояснили, что аукционная комиссия отстранила заявку ООО "Арсенал", так как предоставление выписки из указанного реестра не предусмотрено требованиями действующего законодательства, так как при проведении закупки установлены требования по позиции 10 приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571, тогда как выписка может быть предоставлена если заказчиком установлены дополнительные требования по позициям 19 - 23 приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571.
Заслушав пояснения заказчика и уполномоченного органа, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
Пунктом 9 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур не позднее одного часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в закупке оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки направляют заказчику в соответствии с настоящим Федеральным законом заявки на участие в закупке, которые не возвращены по основаниям, предусмотренным пунктом 5 настоящей части, а также информацию о дате и времени их подачи.
Подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Таким образом, порядок рассмотрения заявок в случае проведения электронного аукциона определяется нормами, регулирующими рассмотрение вторых частей заявок при проведении электронного конкурса.
Так, пунктом 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
Требования к содержанию заявки на участие в закупке предусмотрены частями 1, 2 статьи 43 Закона о контрактной системе, при этом перечень указанных требований является исчерпывающим в силу части 3 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что участник закупки предоставляет в составе заявки документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
При этом, в пункте 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе указано, что при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 настоящей статьи, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
При этом, в части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе указано, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 (далее - Постановление) утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
В соответствии с позицией 10 Приложения к Постановлению указано, что при проведении работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) должны предъявляться дополнительные требования, а также информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям.
В абзаце 4 подпункта "а" пункта 3 Постановления позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
При этом, дополнительными требованиями к участникам закупки являются наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
- опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
- опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
- опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В подтверждение соответствия указанным требованиям участнику закупки необходимо предоставить документы, предусмотренные в графе: "информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" в зависимости от вида работ, опыт на выполнение которых предоставляется участником закупки.
В извещении о закупке установлены дополнительные требования к участнику закупки, предусмотренные позицией 10 Приложения к Постановлению, так как объектом закупки является капитальный ремонт кровли, начальная (максимальная) цена контракта превышает 5 млн. рублей (6 431 285, 27 рублей).
Как следует из протокола подведения итогов электронного аукциона от 10.03.2023 (далее - протокол) заявка заявителя (заявка 113691704) признана не соответствующей требованиям извещения о закупке со ссылкой на пункт 2 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
В составе документов, представленных оператором электронной площадки в подтверждение соответствия ООО "Арсенал" позиции 10 Приложения N 1 к Постановлению, направлена выписка из реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, о включенных в такой реестр сведениях в отношении контракта, исполненного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - выписка), выданная ФГКУ "Пограничное управление ФСБ по Челябинской области" от 15.06.2022, в которой указано о выполнении ООО "Арсенал" 11 государственных контрактов, заключенных в 2020-2021 гг., в том числе предметом которых является выполнение работ по капитальному ремонту кровли зданий и сооружений.
Вместе с тем, из абзаца 9 подпункта "б" пункта 3 Постановления N 2571 следует, что если предусмотренные приложением в графе информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" документы и информация о таких документах содержатся в открытых и общедоступных государственных реестрах, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе ведение которых осуществляется в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система) с размещением на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" таких документов, вместо направления таких документов участник закупки вправе направить в соответствии с Законом о контрактной системе номер реестровой записи из соответствующего реестра.
Частью 7 статьи 103 Закона о контрактной системе предусмотрено, что информация о контрактах, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, включается в отдельный реестр контрактов, порядок ведения которого устанавливается Правительством Российской Федерации. Указанная информация не подлежит опубликованию в средствах массовой информации и размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Пунктом 5 Правил ведения реестра контрактов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1084, содержащего сведения, составляющих государственную тайну, предусмотрено, что сведения, включенные в реестр контрактов, хранятся в порядке, определенном в соответствии с законодательством Российской Федерации об архивном деле и о защите государственной тайны.
С учетом изложенного, реестр контрактов, содержащий сведения, составляющие государственную тайну, не является открытым и общедоступным государственным реестром, как это предусмотрено абзацем 9 подпункта "б" пункта 3 Постановления N 2571.
При этом, в абзаце 3 подпункта "д" пункта 3 Постановления N 2571 указано, что при осуществлении закупок, предусмотренных позициями 19 - 23 приложения в графе "Наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки, наименование товаров, работ, услуг, являющихся объектом отдельных видов закупок" участник закупки вправе использовать с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне выписку из указанного реестра контрактов о включенных в него сведениях в отношении исполненного таким участником закупки контракта в качестве документа, подтверждающего его соответствие дополнительным требованиям.
Таким образом, предоставление заявителем выписки из указанного реестра, не является надлежащим подтверждением опыта выполнения работ в случае установления заказчиком дополнительных требований по позиции 10 Приложения N 1 к Постановлению.
Более того, в случае, если контракты, указанные в выписке, не содержат сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, то участник закупки не лишен возможности предоставления контрактов, актов выполненных работ как предусмотрено в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" по позиции 10 Приложения N 1 к Постановлению.
С учетом изложенного, действия аукционной комиссии по отклонению заявки ООО "Арсенал" ввиду представления выписки из реестра, информация из которого не подлежит опубликованию в общедоступных источниках, являются законными и соответствуют подпункту "а" пункта 1 части 5 статьи 49, пункту 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, абзацу 9 подпункта "б" пункта 3 Постановления N 2571.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать доводы жалобы ООО "Арсенал" на действия аукционной комиссии необоснованными.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.А. Козлова
Члены Комиссии Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 23 марта 2023 г. N 074/06/106-669/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.03.2023