Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ИП Львов А.Ю. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Клинический онкологический диспансер N1" МЗ КК при проведении электронного аукциона: "Поставка медицинских изделий (упаковка для стерилизации)" (извещение N 0818500000823001617) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель в жалобе указывает, что установленная в "описании объекта закупки" совокупность характеристик закупаемых изделий соответствует продукции конкретного производителя.
Представителями Уполномоченного учреждения, Заказчика представлены письменные пояснения. С доводами жалобы не согласны.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным учреждением - ГКУ КК "ДГЗ" проводился электронный аукцион: "Поставка медицинских изделий (упаковка для стерилизации)" (извещение N 0818500000823001617).
Заказчик - ГБУЗ "Клинический онкологический диспансер N1" МЗ КК.
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 439 000,00 руб.
Согласно ч.1 ст.49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
На основании ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта.
В соответствии с п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе ее допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно Разделу "Описание объекта закупки" по поз.6-12 Заказчику требуется:
"Упаковка для стерилизации, одноразового использования" с характеристикой - "Совместимость с низкотемпературным плазменным стерилизатором Sterrad*"
В Примечание к описанию объекта закупки указано: "В соответствии с п.1 ч.1 ст. 33 Федерального закона N44-ФЗ в описании объекта закупки используется указание на товарный знак в целях исключения случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком".
При составлении описания объекта закупки заказчик в первую очередь учитывал необходимость достижения конечного результата - обеспечение лечебного учреждения необходимыми расходными материалами для оказания качественной, своевременной и высокоэффективной медицинской помощи гражданам.
При составлении описания объекта закупки заказчик руководствовался не только руководствами пользователей, инструкциями по эксплуатации и иной технической документацией производителей стерилизационного оборудования, эксплуатируемого заказчиком, но и документами на медицинские изделия, подлежащие стерилизации. Вид стерилизационной упаковки зависит от особенностей использования стерилизуемого изделия и необходимых сроков хранения стерильной продукции. Упаковочный материал выбирается в соответствии с регламентом стерилизации.
Кроме того, согласно открытым источникам, официальный сайт федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, на рынке присутствуют несколько производителей продукции с аналогичными характеристиками:
1. ФСЗ 2011/09160 Пакеты упаковочные для стерилизации и хранения изделий медицинского назначения, производства Вестфилд Медикал Лимитед, в инструкции помимо всего прочего в пункте 3.6.1 описано: Стерилизацию упакованных изделий осуществляют в стерилизаторах, разрешенных в установленном порядке к применению в Российской Федерации, в соответствии с действующей нормативной документацией на используемый метод стерилизации и согласно инструкции по эксплуатации конкретного типа стерилизатора. А в Таблице 1 представлен срок хранения стерилизованных изделий который составляет два года.
2. ФСР 2011/12497 Материалы упаковочные для воздушной, паровой, газовой, радиационной и плазменной стерилизации изделий медицинского назначения по ТУ 9398-001-66168623-2011, производства ООО "ТориМед" Россия, в инструкции помимо всего прочего в пункте 2.13. описано: Комбинированные упаковки представлены пакетами и рулонным материалом без складки различных типоразмеров, предназначенными для упаковывания ИМН, стерилизуемых газовым (с применением формальдегида или окиси этилена) методом, плазмой и радиацией. Упаковки подходят для всех видов зарегистрированных в Минздравсоцразвитии РФ низкотемпературных плазменных стерилизаторов, использующих стандартные программы для стерилизации данного типа. А в Таблице 2 представлен срок хранения стерилизованных изделий который составляет два года.
3. Так же было получено письмо от производителя ООО "КЛИНИПАК", Россия (РУ N ФСР 2011/12874), согласно которому ООО "КЛИНИПАК" подтверждает, что в соответствии Инструкцией по применению N 01/11 от 16.06.2011 года, данные комбинированные упаковки представлены пакетами и рулонами плоскими и со складками различных размеров, предназначенными для упаковывания медицинских изделий, стерилизуемых паровым, плазменным (с применением паров перекиси водорода в сочетании с ее низкотемпературной плазмой), газовым (с применением формальдегида или оксида этилена), радиационным методами. Упаковки выдерживают стерилизацию паровым, плазменным, газовым (оксид этилена и формальдегид), радиационным методами, сохраняя при этом целостность и внешний вид, а также легко пропускают стерилизующий агент внутрь упаковки. Упаковки могут применяться во всех видах паровых, газовых (с применением формальдегида или оксида этилена), низкотемпературных плазменных стерилизаторов (с применением паров перекиси водорода в сочетании с ее плазмой), радиационных стерилизаторах, использующих стандартные программы для стерилизации данного типа, зарегистрированных в установленном порядке в Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения. Срок годности упаковок исчисляется с даты производства, указанной на транспортировочной коробке и составляет 5 лет с даты производства при условии соблюдения рекомендованных производителем условий хранения, что подтверждается информационным письмом ООО "Клинипак".
В адрес Заказчика на основании ч.5 ст.42 Закона о контрактной системе направлен запрос о предоставлении разъяснений положений извещения электронного аукциона.
Содержание запроса на разъяснение положений извещения и документов аукциона в электронной форме:
Просим разъяснить, чем будет руководствоваться заказчик при проверке совместимости с оборудованием Стеррад? Инструкцией на оборудование или каким либо иным документом?
Разъяснение положений извещения и документов аукциона в электронной форме:
В ответ на запрос о разъяснении положений извещения и документов аукциона в электронной форме N0818500000823001617 Поставка медицинских изделий (упаковка для стерилизации), даны следующие разъяснения Заказчика:
Требование о совместимости упаковки для стерилизации, одноразового использования с низкотемпературным плазменным стерилизатором Sterrad, установленное заказчиком в описании объекта закупки по позициям N 6 - 12, выражается в том, что закупаемый расходный материал будет использоваться для упаковки изделий, подлежащих стерилизации соответствующим методом в плазменных стерилизаторах. И поскольку заказчик имеет в наличии плазменный стерилизатор серии Sterrad, информация была доведена до сведения поставщиков в форме совместимости и указания товарного знака без сопровождения такого указания словами "или эквивалент", так как расходный материал - одноразовая упаковка для стерилизации, приобретается для стерилизационного оборудования серии Sterrad, используемого в своей работе заказчиком.
Процедура рассмотрения заявок по электронному аукциону установлена статьей 49 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее -- Закон N 44-ФЗ).
Члены комиссии принимают решение о признании заявки соответствующей извещению или об отклонении заявки (подпункт "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона N 44-ФЗ). Основания для отклонения заявки на участие перечислены в пунктах 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона N 44-ФЗ.
Порядок приемки установлен в Разделе 6 проекта контракта. Согласно пункту 6.16 проекта контракта при приемке товара заказчик будет проверять номенклатуру и количество поставленного товара на соответствие Спецификации, Техническим требованиям и Заявке заказчика.
Таким образом, при приемке заказчик будет определять соответствие поставляемого товара техническим характеристикам, предложенным участником, с которым заключен контракт. Производитель же продукции должен гарантировать качество изготовленного товара и материала его изготовления для применения соответствующим методом стерилизации в плазменном стерилизаторе серии Sterrad.
В качестве информации заказчиком могут рассматриваться как рекомендации производителя STERRAD, содержащиеся в инструкции по эксплуатации к плазменному стерилизатору Sterrad, так и иная информация, размещаемая на официальных сайтах производителя упаковок для стерилизации, предлагаемых к поставке.
В случае если поставляемый товар перестал соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки требованиям к поставляемому товару или при определении поставщика поставщик представил недостоверную информацию о соответствии поставляемого товара требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки, что позволило ему стать победителем определения поставщика, заказчиком будет принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (подпункты "а" и "б" пункта 1 части 15 статьи 95 Закона N 44-ФЗ).
Таким образом, Заказчик в ответе на запрос пояснил, что в качестве информации заказчиком могут рассматриваться, как рекомендации производителя STERRAD, содержащиеся в инструкции по эксплуатации к плазменному стерилизатору Sterrad, так и иная информация, размещаемая на официальных сайтах производителя упаковок для стерилизации, предлагаемых к поставке.
Как следует из определения Верховного Суда Российской Федерации от 04.05.2017 "_Основной задачей норм, содержащихся в Законе о контрактной системе, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников определения поставщика (подрядчика, исполнителя), сколько выявление в результате такого определения лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом товаре, работе, услуге_".
В Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.11.2021 N Ф 08-11874/21 по делу N А32-43480/2020 указано, что медицинские изделия оказывают непосредственное влияние на жизнь и здоровье пациента. Суды при проверке законности обжалуемых актов антимонопольного органа не учли возможность нарушение прав третьих лиц-пациентов, учитывая специфику закупаемого товара.
Следовательно, данные требования к закупаемому товару не нарушают законодательство о контрактной системе, а обеспечивают удовлетворение индивидуальной потребности заказчика, распространяются на всех участников закупки и не ставят кого-либо в преимущественное положение.
Законом о контрактной системе не предусмотрена обязанность при осуществлении закупки принимать во внимание особенности деятельности хозяйствующих субъектов, являющихся не только официальными дистрибьюторами, но и производителями. Отсутствие у претендента необходимой заказчику продукции (в т.ч. возможности ее бронирования у официальных представителей) на определенный момент времени не является ограничением конкуренции.
Также, необходимо отметить, что объектом закупки является поставка товара, а не его изготовление, следовательно, принять участие в данной закупке может любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, дилеры, дистрибьюторы, поставщики, производители, готовые поставить товар, отвечающий требованиям извещения об осуществлении закупки и удовлетворяющий потребностям Заказчика.
Медицинские изделия, являющееся объектом закупки, находятся в свободном обороте, и любое лицо, соответствующее требованиям законодательства, может осуществить его поставку. Отсутствие возможности поставить товар с необходимыми характеристиками не является признаком ограничения конкуренции.
Заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о нарушении его прав и законных интересов, в том числе в части невозможности подачи заявки на участие в аукционе при установлении вышеуказанных требований, а также свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе. Также Заявителем не представлено доказательств, что содержащиеся в аукционной документации требования необоснованно создали одним участникам закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Львов А.Ю. необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0818500000823001617).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 17 марта 2023 г. N 254/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.03.2023