Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление), утвержденная приказом руководителя Управления (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л.- заместителя руководителя-начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления;
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в присутствии представителя Астраханской межрайонной природоохранной прокуратуры Шамшутдинова З.З. (удостоверение), в присутствии представителя государственного заказчика - Каспийский филиал ФГБУ "Главрыбвод" Хомутовой А.П. (доверенность от 24.01.2023 N01-27/4), на основании информации, поступившей от Астраханской межрайонной природоохранной прокуратуры от 03.03.2023 N02-01-2023 (вх. от 03.03.2023 N1359), и статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) провела внеплановую проверку в отношении государственного заказчика - Каспийский филиал ФГБУ "Главрыбвод" (далее также - Заказчик) на предмет соблюдения им требований Закона о контрактной системе при проведении следующих электронных аукционов: на оказание услуг по выполнению производственного экологического контроля и мониторингу окружающей среды при выполнении работ по расчистке Обжоровского и впадающего в него Старо-Иголкинского канала-рыбохода Володарского района Астраханской области (реестровый номер извещения 0325400000522000034), на оказание услуг по выполнению производственного зкологического контроля и мониторингу окружающей среды при выполнении работ по расчистке Старо - Никитинского канала-рыбохода Камызякского района Астраханской области (реестровый номер извещения 0325400000522000033), по итогам которой
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 03.03.2023 года поступила информация Астраханской межрайонной природоохранной прокуратуры о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе при проведении следующих электронных аукционов: на оказание услуг по выполнению производственного экологического контроля и мониторингу окружающей среды при выполнении работ по расчистке Обжоровского и впадающего в него Старо-Иголкинского канала-рыбохода Володарского района Астраханской области (реестровый номер извещения 0325400000522000034), на оказание услуг по выполнению производственного зкологического контроля и мониторингу окружающей среды при выполнении работ по расчистке Старо - Никитинского канала-рыбохода Камызякского района Астраханской области (реестровый номер извещения 0325400000522000033).
Уведомлением от 07.03.2023 N04/1132 проведение внеплановой проверки было назначено на 15.03.2023 на 14 час. 00 мин.
В указанное время проведение внеплановой проверки началось в присутствии представителя Астраханской межрайонной природоохранной прокуратуры Шамшутдинова З.З. (удостоверение), в присутствии представителя государственного заказчика - Каспийский филиал ФГБУ "Главрыбвод" Хомутовой А.П. (доверенность от 24.01.2023 N01-27/4).
Комиссия рассмотрела указанную информацию, а также документы, предоставленные Заказчиком, провела внеплановую проверку и установила следующее.
08.12.2023 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по выполнению производственного экологического контроля и мониторингу окружающей среды при выполнении работ по расчистке Обжоровского и впадающего в него Старо-Иголкинского канала-рыбохода Володарского района Астраханской области (реестровый номер извещения 0325400000522000034).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 946 666,67 руб.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно техническому заданию Заказчика на оказание услуг по выполнению производственного экологического контроля и мониторингу окружающей среды при выполнении работ по расчистке Обжоровского и впадающего в него Старо-Иголкинского канала-рыбохода Володарского района Астраханской области в описание объекта закупки входят услуги, для оказания которых необходимо наличие аккредитации.
В соответствии с п.12 ч.3 ст.1 Федерального закона "Об обеспечении единства измерений" от 26.06.2008 N 102-ФЗ сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, к которым в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, установлены обязательные метрологические требования и которые выполняются при осуществлении деятельности в области гидрометеорологии, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды.
Согласно ст. 5 Федерального закона "Об обеспечении единства измерений" от 26.06.2008 N 102-ФЗ сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется также на единицы величин, эталоны единиц величин, стандартные образцы и средства измерений, к которым установлены обязательные требования.
Исходя из ч.1,3 ст.19 Федерального закона "Об обеспечении единства измерений" от 26.06.2008 N 102-ФЗ аккредитация в области обеспечения единства измерений осуществляется в целях официального признания компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя выполнять работы и (или) оказывать услуги по обеспечению единства измерений.
Согласно ГОСТ Р 56 062-2014 Национальный стандарт Российской Федерации. Производственный экологический контроль. Общие положения (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 09.07.2014 N711-ст) организация и осуществление производственного экологического контроля и производственного экологического мониторинга в части проведения эколого-аналитических (инструментальных) измерений входит в сферу государственного регулирования обеспечения единства измерений.
Учитывая вышеизложенные нормы закона, организации-исполнители по указанным договорам (или соисполнители), имея соответствующую лицензию, должны быть аккредитованы на проведение необходимых измерений.
Однако, Заказчиком в нарушение п.1 ч.1 ст.33 и п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки не установлено требование о наличии у исполнителя (соисполнителя) аккредитации в соответствующей области, что вводит в заблуждение участников закупки в части надлежащего оказания услуг и образует признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Кроме того, согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в т.ч. соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 3 ст. 43 Закона требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
Согласно извещению, Заказчиком установлено требование к участникам закупки о наличии действующей лицензии на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства) или наличие договоров субподряда с лицензированными организациями.
Заказчиком в Приложении N 3 к извещению о проведении электронного аукциона "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с Законом 44-ФЗ" установлено, что для участия в электронном аукционе заявка на участие в закупке должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ:
- наличие действующей лицензии на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства) или наличие договоров субподряда с лицензированными организациями.
Между тем, согласно техническому заданию Заказчика, только часть услуг, входящих в объект закупки, подлежит лицензированию в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2020 N 1845 "О лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства)".
При этом, только в случае, если выполнение работ, оказание услуг, составляющих лицензируемый (разрешительный) вид деятельности, является самостоятельным объектом закупки, заказчик устанавливает требования к участникам закупки о наличии у них лицензии на такой вид деятельности.
Аналогичный подход изложен в пункте 7 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017.
Так, в пункте 7 Обзора указано, что, если выполнение работ, оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, является самостоятельным объектом закупки, заказчик устанавливает требования к участникам закупки о наличии у них лицензии на такой вид деятельности. Возможность привлечения иных лиц (субподрядчиков) для исполнения государственного (муниципального) контракта не исключает необходимость наличия действующей лицензии у участников закупки.
Требование о наличии лицензии не нужно устанавливать, когда лицензируемый вид деятельности не является основным объектом закупки.
Указанная позиция выражена также в письме Минэкономразвития России от 15.06.2016 N ОГ-Д28-7332 и письме Минэкономразвития России от 20.01.2016 N ОГ-Д28-1183, согласно которым деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений при проведении закупки работ по строительству, капитальному ремонту зданий и сооружений не является самостоятельным объектом закупки.
Таким образом, установление Заказчиком в извещении и в Приложении N 3 к извещению о проведении электронного аукциона "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с Законом 44-ФЗ" требования о наличии у участника закупки лицензии на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства) и о предоставлении в составе заявки лицензии на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства) нарушает п.1 ч.1 ст.31, ч.5 ст.31, п. 3 ч. 2 ст. 42, ч.3 ст.43 Закона о контрактной системе и образует признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
При этом, установление в извещении и в Приложении N 3 к извещению о проведении электронного аукциона "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с Законом 44-ФЗ" возможности предоставления участником закупки договора субподряда вместо копии лицензии также является нарушением указанных норм, поскольку участник закупки не имеющий лицензию, может заключить договор субподряда в ходе исполнения контракта, а обязанность иметь уже заключенный договор на этапе подачи заявок на участников закупки действующим законодательством не возложена.
Аналогичные нарушения допущены Заказчиком при проведении электронного аукциона на оказание услуг по выполнению производственного зкологического контроля и мониторингу окружающей среды при выполнении работ по расчистке Старо - Никитинского канала-рыбохода Камызякского района Астраханской области (реестровый номер извещения 0325400000522000033).
Между тем, Комиссия Управления решила предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, поскольку контракты заключены.
На основании вышеизложенного Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях государственного заказчика - Каспийский филиал ФГБУ "Главрыбвод" нарушение п.1 ч.1 ст.31 и п. 1 ч. 2 ст. 42, ч.5 ст.31, п. 3 ч. 2 ст. 42, ч.3 ст.43 Закона о контрактной системе при проведении следующих электронных аукционов: на оказание услуг по выполнению производственного экологического контроля и мониторингу окружающей среды при выполнении работ по расчистке Обжоровского и впадающего в него Старо-Иголкинского канала-рыбохода Володарского района Астраханской области (реестровый номер извещения 0325400000522000034), на оказание услуг по выполнению производственного зкологического контроля и мониторингу окружающей среды при выполнении работ по расчистке Старо - Никитинского канала-рыбохода Камызякского района Астраханской области (реестровый номер извещения 0325400000522000033).
2. Предписание не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу с целью решения вопроса о возбуждении административного производства.
Председатель Комиссии П.Л.Потылицын
Члены Комиссии Е.М.Балтыкова
Р.Р.Умерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 15 марта 2023 г. N 030/06/31-265/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.03.2023